Как руководить игрой ребенка?

В каждой возрастной группе наряду с активными детьми есть и пассивные, робкие, которым не хватает веры в себя, свои возможности. Как сделать этих детей равноправными участниками игр?

Прежде всего им надо помогать включаться в игру, подсказывая интересные роли, вызывая желание играть со своими сверстниками. Воспитатель может предложить и тему игры, но только когда уверен, что дети знают сюжет игры, и он их интересует. Ни в коем случае не стоит "притягивать" тему "за уши".

Наиболее подходящие способы непосредственной помощи ребенку: игра воспитателя с ребенком, совет ребенку, наводящие вопросы, напоминание о предыдущих играх, специальные занятия. Все эти способы можно использовать как для индивидуального воздействия на отдельных детей, так и на весь коллектив.

Подробнее рассмотрим некоторые способы прямого направления детских игр педагогом.

Способы направления детских игр

Игра воспитателя с ребенком — один из приемов, с помощью которого можно развить содержание игры, предотвратить ее случайное нарушение, легко и непринужденно ввести в игру нового ребенка.

Совет малышу — очень распространенное средство, которым педагог поддерживает участие малыша в игре и помогает развить ее содержание. Чтобы достичь желаемых результатов, стоит исходить из интересов и вкусов ребенка, понимать, какая роль ему больше нравится.

Напоминание о предыдущих играх

Игра - деятельность ребенка, способная развиваться время от времени. Нередко бывает, что дети играют в интересные игры, смысл которых ценен с педагогической точки зрения, но потом о них забывают и больше не возвращаются. Воспитателю стоит время от времени напоминать малышам об этих играх, восстановить в их памяти прошлый опыт.

Советы во время игры

Советы относительно содержания, построения — прием, которым воспитатель помогает детям определить цель, когда они еще не умеют самостоятельно конструировать.

Младшим детям такая помощь чаще всего предоставляется индивидуально (показ, как сделать кукольный стол, кровать и т.п.). Когда дети уже приобретут некоторый опыт, воспитатель предлагает им самостоятельно построить дом для куклы, сад, дорогу и тому подобное.

Старшие дети уже могут создавать здания, проявляя при этом личное творчество и воспроизводя в конструктивных играх не только знания, приобретенные на занятиях, но и создавая постройки по собственному замыслу.

Если воспитанники не способны сами решить, что строить или определить цель своей работы, воспитатель должен в первую очередь подсказать им, какой строительный материал можно взять, как воспользоваться им для постройки здания. Убедившись, что у детей накопился запас основных сведений, сформировались определенные навыки, педагог может предложить тему здания.

Игровая деятельность младших детей

Типичной особенностью игр младших детей является их индивидуальный характер. В младшей группе преобладает разнообразная деятельность с игрушками. Ребенок качает куклу, водит машину, кормит животное и тому подобное, то есть каждый действует со своей игрушкой самостоятельно, отдельно от других, что и предопределяет индивидуальный характер игр.

Между воспитанниками младшей группы часто возникают недоразумения из-за игрушки: дети не умеют договориться, вежливо попросить, отнимают друг у друга игрушки, жалуются воспитательнице, обращаются к ней за помощью.

Воспитатель, который работает с самыми маленькими, должен позаботиться о том, чтобы создать условия для игры, помочь малышам выбрать игрушки. Очень важно уметь отвлечь внимание ребенка от игрушки, которой играет товарищ, и доказать ему, что и другой можно хорошо и интересно играть.

Иногда достаточно сказать несколько слов, чтобы заинтересовать ребенка, при этом уместным будет наглядный показ действий: переодеть куклу, положить ее в колыбель, построить высокую башню, отвезти автомашину в гараж и тому подобное.

Показывая, как пользоваться строительным материалом, воспитатель способствует развитию конструктивных способностей детей. Они возводят из этого материала сначала простейшие сооружения: составляют кубики ровными рядами на одинаковом расстоянии друг от друга, тесно сдвигая их, надстраивают в высоту и прочее.

Чтобы игры со строительным материалом проходили интересно и результативно, воспитатель в течение всего дня должен заботиться о том, чтобы дети приобретали основные конструктивные навыки.

В основном это происходит на занятиях. Но поскольку в младшей группе занятия имеют преимущественно характер игры, поэтому воспитательные и дидактические задачи следует органично включать в игру.

Если малыши умеют самостоятельно и спокойно играть с игрушкой, можно считать, что первая стадия развития их игровой деятельности достигнута. Но здесь возникает следующая задача — преодолеть этап индивидуальных игр и постепенно побуждать детей к участию в коллективных, объединять их в группы, создавать условия, которые способствовали бы возникновению самостоятельных игр.

Особенности игр в младшей группе

Характерной особенностью игр детей младшей группы является ограниченность содержания, бедность сюжета. Ребенок в основном и играет сама потому, что в игре не нужны другие участники, так что не надо что-то придумывать, согласовывать с кем-то действия.

Следовательно, задача воспитателя — разворачивать сюжет игры так, чтобы можно было привлечь к совместной деятельности как можно больше детей.

Для этого следует активизировать знания детей об окружающей действительности, напоминать им прошлый опыт, переживания, стремиться, чтобы эти переживания творчески отображать в игре.

Довольно часто сюжеты игры могут быть подсказаны игрушкой. Например, кукла, кукольная посуда, мебель вызывают у детей желание развернуть игру "в семью", автомашина — "у водителя" и тому подобное. Здесь уместным может быть вмешательство взрослого непосредственно в ход игры, чтобы лучше развить сюжет, выбранный самими детьми.

Направляя игры малышей, следует учитывать, что их деятельность менее регламентирована правилами, чем деятельность старших детей.

В младшей группе часто возникают недоразумения во время игры именно потому, что участники не придерживаются основных правил совместной деятельности.

Дети определяют правила творческих игр, исходя из ролей. Ребенок, который выполняет определенную роль, умеет вести себя так, как это делает в жизни персонаж, роль которого он исполняет.

Педагог учит воспитанников критически оценивать поведение своих товарищей в игре, анализировать, соответствуют ли их действия жизненным ситуациям. Так дети постепенно приучаются к точному выполнению правил игры.

Как направлять игры старших детей

Характерная черта игр старших дошкольников — коллективный характер. Дети стараются поточнее отобразить в игре окружающую обстановку, что обуславливает усложнение правил и увеличение количества участников.

Творческая ролевая игра как деятельность способствует формированию коллективистских отношений, в частности на основе разделения труда, взаимопомощи, координации личных интересов с интересами коллектива и тому подобное.

Эти отношения переносятся на другие виды деятельности и в дальнейшем перерастают в навыки коллективистского поведения.

Расширение жизненных представлений

Направляя творческие игры старших детей, педагог стремится расширить их представления о жизни и труде взрослых. С этой целью организуются прогулки и экскурсии, проводятся беседы, читаются и обсуждаются произведения художественной литературы, рассматриваются картины, игрушки, сосредотачивают внимание детей на положительных сторонах жизни.

Важно, чтобы дети осознавали смысл общественных отношений взрослых людей. Иногда в играх отражаются явления жизни, например, игра в магазин: покупатели кричат, толкаются. В таком случае следует тактично переключить внимание дошкольников.

Важная задача педагога — привить воспитанникам правильное отношение к жизни, для чего их следует систематически знакомить с жизнью взрослых: их отношениями, обязанностями.

Кроме расширения детских представлений об окружающей жизни, воспитатель имеет еще много возможностей для ознакомления детей с основными правилами поведения и создания своего рода неписаных законов игры.

Правила игры

Несмотря на большой интерес дошкольников к отражению в играх довольно сложных явлений окружающего и на недостаток при этом организаторских умений, следует сразу в начале игры сформулировать правило: кто хочет играть, должен договориться с тем, кто организовывает игру.

Еще до того, как дети начнут играть, они должны распределить роли. Ребенок, который выполняет в игре главную роль, обычно, сам и организует эту игру, и принимает в нее других детей. Это правильная форма организации, поскольку способствует установлению определенного порядка.

Право на игрушку

Следующий неписаный закон — первое право на определенную игрушку получает тот, кому она нужна для успешного выполнения игровой роли. Принципы правильного пользования игрушками устанавливаются тогда, когда дети понимают общую цель и умеют распределять обязанности.

И если даже кое-где между игроками и возникают споры из-за игрушки, эти недоразумения старшие дошкольники уже улаживают самостоятельно, особенно, когда воспитатель объясняет, как лучше договориться.

Иногда дети не умеют разговаривать и действовать так, как этого требует взятая роль, согласовывать свои действия с действиями других. Скажем, "ученики" не слушаются "учительницу". Несмотря на это, при распределении ролей обязательно надо напоминать детям правила.

Например: "учительница" не должна начинать "урок", пока дети шумят, не сядут на свои места. "Корабль" не может отплыть от берега, пока капитан не отдаст приказ и тому подобное.

Игра в пароход

Такие правила способствуют выработке организационных навыков выполнения не только главных, но и второстепенных ролей. Но эти правила не всегда спасают от недоразумений, поскольку дети усваивают их очень медленно.

Поэтому не стоит бояться споров относительно их выполнения, ибо, как говорят, в спорах рождается истина. И дети самостоятельно находят выход из положения.

Направляя игры старших дошкольников, следует учитывать их тягу к самостоятельности, проявлению инициативы и "честной" игры.

Еще одно обстоятельство, с которым стоит считаться — стремление детей отразить в игре не только внешнюю сторону жизненных явлений, но и более глубокие проблемы.

Это получает свое отражение в вопросах: "малыши могут ездить в транспорте без билетов?", "Случается ли, что женщина управляет трактором?" и т.п.

С педагогической точки зрения наиболее ценными являются вопросы, с помощью которых дети пытаются постичь логическую связь вещей и явлений, решить споры, наметить план игры.

О конструктивных играх

Специального направления нуждаются конструктивные игры. Для их успешного развертывания должно быть достаточное количество строительного материала.

Однако для развития конструктивных способностей важно не только правильно и в достаточном количестве подобрать материал, но и научить детей продумывать последовательность конструирования сооружения.

Работая с конструктивным материалом, дети учатся заранее "проектировать" здание (каким оно будет, какие материалы понадобятся).

Развития конструктивной деятельности способствует также накоплению конкретных представлений о деятельности взрослых. Воспитатель организует вместе с детьми наблюдения за трудом строителей, учит их выделять характерные признаки будущей постройки.

Постепенно игры дошкольников обогащаются конкретными рабочими эпизодами, сложнее становятся сооружения, которые они строят (двухэтажный дом, мост, тоннель, ворота и тому подобное).

Оценивание игры

Выработке правильного поведения детей в игре способствует мотивированное оценивание. Некоторые воспитатели оценивают игру непосредственно после ее окончания. Они спрашивают у детей, как им понравилась игра, что в ней было не так, оценивают исполнение ролей, хвалят тех, кто правильно себя вел, указывают и на недостатки.

Уместным является проведение с детьми беседы на тему: "Как мы играли?" В процессе такой беседы воспитатель и дети оценивают выполнение правил игры, устанавливают причины их нарушения некоторыми участниками.

Постепенно усваивая в играх правила, дети учатся контролировать и регулировать свою деятельность, сдерживать нежелательные проявления.

Итак, как видим, игра — не изолированное стихийное явление, ее успешное развитие возможно только при условии большой подготовительной работы педагога с детьми.

Ссылка на основную публикацию