Игра после дошкольного детства


Всем известна такая проблема: несмотря на развитие ребенка, каждый отец, каждая мать восхищаются его способностями: «Мой ребенок самый талантливый!». Для многих родителей непонятно, почему их способный ребенок с годами теряет огонек познания, становится совершенно равнодушной к обучению. Обучение становится обузой и для детей, и для родителей.

Разберемся в одной из причин того, что ребенок со временем все хуже учится и предложим несколько советов, как помочь ребенку не потерять желание познавать мир через обучение.

С ребенком дошкольного возраста родители играют. Вспомним даже такую игру: «Сорока – воровка кашку готовила, деток кормила: этому дала – он дрова рубил, этому дала – он щепу лупил, этому дала – он воду носил, этому дала – он печь топлив, а этому ничего не дала, он ничего не делал».

Произнося это, мать загибает по очереди пальчики ребенка. Эта игра предлагается детям 5-7-месячного возраста. А она же является игрой развивающей математического направления. Родители сами знают такие игры, потому что с ними играли их родители.

Дети за партамиНо как только ребенок пошел в школу, родители перестают с ним играть. «Надо учиться», — повторяют часто и учителя, и родители, забывая о том, что можно учиться, играя. Вместо игры дети много времени проводят перед экраном телевизора, особенно осенью и зимой. Это пассивное восприятие мира, отрицательно влияя на состояние здоровья, немного дает в информативном плане. Но того развития, который нужен для становления характера, способностей ребенка, таким путем получить невозможно.

Конан Дойль вложил в уста Шерлока Холмса такие прекрасные слова: «самый Совершенный мозг ржавеет без действия».

Мне могут возразить: «Игра – это несерьезно». Но давайте обратимся к опыту человечества. Еще в VIII-X вв. существовал так называемый арабский стиль обучения, который требовал «научать, не утомляя, наставлять, развлекая».

Голландский ученый Йохан Хейзинга написал выдающийся труд «Хомо луденс» («Человек играющий») – о сущности и значении игры как источника культуры. Хейзинга вмещает в игровое пространство не только искусство, но и науку, юриспруденцию, быт и тому подобное. Он выделяет такие моменты значение игры: игра утверждает порядок, игровые правила вполне незыблемы, игра имеет консолидирующую силу, игра отменяет «обыденная» жизнь .

Объясню термин «отмена обыденной жизни». Все вы помните фильм «Джентльмены удачи», где прекрасный актер Е.Леонов играет заведующего детским садом. Вспомните момент, когда к нему пришла воспитательница и пожаловалась, что дети плохо едят кашу. Что сделал заведующий? Он пришел в группу и сказал: «Дети, сегодня завтрак отменяется. Мы будем принимать участие в космическом полете на Марс. Возьмите космические ложки и хорошо заправьтесь, потому что до обеда мы не вернемся». Дети хором крикнули «Ура!» – и все съели свою кашу.

Могу привести еще пример, касающийся отмены «обыденной» жизни из своей практики. Все знают, что уроки, на которых учат выполнять действия с обыкновенными дробями, довольно скучные. Но видели бы вы, с каким восторгом дети решают эти примеры, если проводишь урок в виде игры «Путешествие в страну знаний»! На доске плакат, на котором нарисованы река, горы, Змей-Горыныч. Это преграды, которые можно преодолеть, решив пример. Вот три команды (три ряда) и соревнуются. Как только преодолеть преграду, флажок переставляется в следующее место.

Побеждает та команда, которая первая попала в страну знаний, преодолев последнюю преграду. Кроме морального удовлетворения, ученики получают оценки, а члены команды победителей получают медали «Победителю вычислительного центра».

Надо подчеркнуть, что во время игры формируются функциональные навыки ребенка: принятие решения, учитывание мнений других; воспитывается ответственность.

Ну что, уважаемые родители, я убедила вас в том, что с детьми надо играть не только в дошкольном возрасте?

Ссылка на основную публикацию