Как играют дети с ТНР?


Во время игры ребенок ведет себя свободно и получает от этого большое удовольствие. Уже в первые недели жизни новорожденный пытается как-то поиграть.

Его внимание привлекают висящие над кроваткой погремушки. Во время игры в дошкольный период дети учатся тому, чтобы действовать согласно правилам. Игры также приучают детей к порядку и помогают развивать им хорошие качества.

Благодаря тому, что дети очень увлечены, их умственные и физические способности активизируются. Благодаря играм дети налаживают контакты с окружающими людьми и находят первых друзей.

Опыт в игровой деятельности

Игровая деятельность предоставляет ребенку первый опыт решения различных проблем. Дети учатся находить выход в сложной ситуации. Благодаря правилам игр дети тренируются проявлять честность. Если кто-то нарушает правила игры, то окружающие дети возмущаются и осуждают этот поступок.

Растет чувство социальной ответственности. Игра позволяет раскрыться тем качествам ребенка, которые обычно не заметны в повседневной жизни. Также игры побуждают детей конкурировать между собой, учат их отстаивать собственную позицию.

Благодаря играм дети развиваются умственно, становятся более остроумными, учатся использовать свое воображение и мышление.

Во время игровой деятельности дети адаптируются к окружающей обстановке, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности. Уже с первых месяцев жизни ребенка нужно играть вместе с ним.

Первые игры

Первые игры очень примитивные, но даже они способны помочь задействовать мышление малышу.

Как правило, совместные игры подразумевают активное использование речи, которая должна своим содержанием и интонацией соответствовать роли, которую взял на себя ребенок во время игры.

Если ребенок имеет некоторые речевые нарушения, то это заметно отражается на качестве игровой деятельности. В последнее время тревожен тот факт, что заметно растет число детей, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Обычно для детей характерны трудности в дифференциации звуков. Также непросто им дается проведение звукобуквенного анализа.

Детям с неразвитой речью трудно составлять рассказы на основе последовательных картинок. Им трудно пересказывать что-либо. Такие дети не в состоянии дать развернутый ответ на поставленный вопрос. Часто ребенок разбавляет главную мысль множеством посторонних мыслей.

Игры детей с ТНР

Дети, имеющие ТНР чаще всего в игровой деятельности заняты манипуляциями с предметами и игрушками.

Детям с нарушениями речи тоже хочется вступать в контакты со сверстниками. Но во время игр они не в состоянии поддерживать полноценного общения. Поэтому их взаимодействие проявляется в том, что они вместе что-то делают (например убегают друг от друга или прыгают), либо ребенок просто наблюдает за тем, что делает другой ребенок и копирует его действия.

Как правило заметно, что такие дети не понимают, в чем смысл игры. Они лишь копируют ее внешние проявления. Но чаще всего дошкольники с ТНР играют сами с собой.

Подготовка к игровой деятельности

Во время подготовки к игровой деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходимо учесть, что они нуждаются в особых условиях, формирующих и развитие речи.

Важно помочь детям с речевыми нарушениями достичь такого уровня речевого развития, который был бы максимально возможно приближенным к тому, какова норма в этом возрасте.

Важно создать предметную развивающую речь среду. Необходимо спроектировать грамотный режим дня. Важно подобрать профессиональных педагогов. Все эти условия необходимы для того, чтобы помогать детям проявлять и развивать творческую самодеятельность.

Методы обучения детей с ТНР

Одним из наиболее эффективных методов обучения дошкольников, имеющих трудности в развитии речи – это применение дидактических игр. Игровые ситуации нужно подбирать, учитывая то, какова методическая основа проводимого занятия.

Каждый участник игры должен четко понимать какова его роль. Необходимо продумать подходящие правила и разработать систему оценок. Игра должна состоять из пошагового строгого порядка действий.

Очень важно, чтобы все действия в процессе игры были отрегулированы в соответствии с игровой задачей и правилами. Детей нужно предварительно ознакомить с этими правилами и содержанием игры и рассказать им о том, как именно будет осуществляться контроль над процессом.

Игра не должна быть методом получения новых знаний. Ее нужно использовать для того, чтобы закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания и навыки у детей с ТНР.

Выбор игр для детей с ТНР

Для того, чтобы правильно выбрать наиболее подходящую игру, важно продумать то, какой уровень подготовки имеют дети. Важно, чтобы детям было несложно использовать уже имеющиеся у них знания и применять их на практике.

Воспитатель должен продумать и то, в какой последовательности нужно проводить игры так, чтобы уровень сложности постепенно повышался. Отсутствие системного подхода не принесет должного развивающего и обучающего результата, хотя сами по себе игровые занятия могут быть очень увлекательными.

Поэтому важно обдумать то, как правильно включить дидактические игры в проводимые обучающие занятия.

Перед педагогом стоит важная задача: необходимо не просто стать воспитателем и учителем для ребенка, но стать его партнером. Развивая способности и качества в детях, нужно действовать целенаправленно, но ненавязчиво.

Планирование дидактических игр

Когда идет планирование дидактических игр для детей, имеющих трудности в развитии речи, важно руководствоваться задачами по коррекции речевых недостатков, применять такие методические приемы, которые будут положительно влиять на речевое развитие.

Важно помочь детям с течением времени постепенно, но постоянно улучшать свои речевые навыки с помощью различных игр.

Занятия по коррекции речевых надостатков должны проводиться как индивидуально с каждым конкретным ребенком, так и с группой детей. Группы и подгруппы во время дидактических игр позволяют детям на практике отрабатывать получаемые ими речевые навыки и умения.

Таким образом, дети учатся общаться как со взрослыми людьми, так и со своими сверстниками.

Как организовать сюжетно-ролевую игру?

Сюжетно-ролевые игры также нужно активно задействовать во время занятий. Они основываются на дидактических речевых играх. Их проводят для того, чтобы закрепить и отработать правильные речевые приемы.

В сюжетно-ролевых играх, которые проводятся для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, педагог имеет гораздо более важную функцию, нежели с остальными детьми. Обычно общение с детьми с ТНР затруднено.

Такие дети не способны сами подбирать сюжет для игры. Педагог активно помогает им в этом. Он также показывает детям наглядные материалы и помогает игрокам воспроизводить эти действия.

Сюжетно-ролевые игры с детьми с ТНР подразумевают непрестанное и очень активное участие педагога на протяжении всей игры. Нужно учитывать то, что дети быстро устают в таких играх, поэтому нужно руководить процессом так, чтобы дети чередовали спокойную деятельность с подвижной. Темп чередования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как расширить сюжет игры?

Сюжет игры можно расширить благодаря использованию вопросов. Благодаря постоянным обновлениям сюжета и его расширения достигается эффект наращивания сложности, что помогает непрестанно совершенствовать навыки произношения звуков, пополнять словарный запас и грамматический строй речи.

Для того, чтобы организовать правильно игровую деятельность в группе с детьми, имеющих речевые нарушения, нужно предварительно помочь им накопить знания об окружающем мире. Нужно помогать им воспроизводить и использовать в игровой деятельности не только то, с чем дети сталкиваются часто, но и то, что им приходится редко наблюдать.

Проектирование игровых занятий

Во время проектирования игровых занятий, нужно учитывать следующие факторы: каковы цели занятия, каковы его задачи, что составляет его содержание, какие планируется использовать методы, какие будут задействованы средства во время дидактических и сюжетных игр.

Педагог должен уметь не только играть вместе с детьми, но и уметь стимулировать самостоятельность в игровой деятельности самих детей.

Нужно уметь прямо и косвенно руководить игровым процессом. Важно анализировать проведенные игры и планировать внесение коррекционных изменений, которые бы соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей в группе.

Ссылка на основную публикацию