Игровая деятельность как условие личностного развития ребенка


Самовыражению ребенка, активизации его умственных и творческих способностей способствует игровая деятельность. Именно игра является стимулом личностного саморазвития малыша.

Через игровое окружение ребенок организуется свой социальный опыт в сфере личностного восприятия жизненного пространства.

Дошкольник в игре самостоятельно строит общение, предугадывает следующие события без помощи взрослого, опробывает разнообразные формы своего поведения, находит способы и средства для решения той или иной проблемной ситуации.

Благодаря условному полю игрового пространства, малыш экспериментирует, перевоплощается в путника, спасателя, исследователя, дизайнера и фантазера, стратега и логика, исследуя и узнавая окружающий мир.

Основной целью модели личностного развития ребенка в условиях преемственности дошкольного учреждения и школы является формирование базиса личностной культуры, которая обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самопознания и самовыражения своего “Я” в различных видах деятельности.

Модель личностного развития ребенка включает несколько этапов взаимодействия педагога и ребенка в условиях игрового поискового пространства.

  1. Первый этап представляет собой информационный блок познания через восприятие аудио - и видеоинформации и заключается в создании взрослыми поисковых проблемных ситуаций, которые активизируют процесс детского любопытства. К ним относятся такие формы общения с детьми, как минута познания, минута любования, что вызывает у детей удивление и радость.
  2. Второй этап - это исследовательский блок познания, поиск средств и способов решения проблемно-игровой ситуации на основе ориентировочно-исследовательских и ассоциативных действий детей в условиях игрового экспериментирования и художественного моделирования.
  3. Третий этап - блок творческой интерпретации знаний: систематизация приобретенных детьми впечатлений в процессе плодотворного художественного сотрудничества с педагогом и практическое использование познавательного опыта в различных проблемно-игровых ситуациях жизненного характера. Виды игр: художественно-познавательные, логические и социально-адаптационные.

Необходимо отметить, что модель личностного развития ребенка в условиях преемственности направлена на:

  • обогащение информационного, эмоционального, художественного и жизненного опыта в ходе освоения уникальной неповторимости, многообразия и единства природы Вселенной;
  • развитие познавательных процессов, коммуникативных способностей, основ логического мышления, способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающей действительностью;
  • формирование системы знаний, что проявляются в использовании нестандартных способов решения и выхода из проблемных ситуаций путем логических рассуждений, соображений, сравнений и обобщений, разнообразных поисковых действий на основе сопереживания в процессе игрового исследования, моделирования, экспериментирования;
  • овладение способами действий и средствами ориентационной, поисково исследовательской деятельности, умениями моделировать, классифицировать, стратегически мыслить и художественно преобразовывать объекты и явления действительности по законам красоты.

Уязвивым звеном механизма преемственности между дошкольным учреждением и школой являются основные компоненты активного деятельного процесса, которые мы стремимся адаптировать к условиям игрового пространства дошкольников.

К активным компонентам относится:

  • актуализация проблемных методов, побуждающих школьников строить гипотезы, формулировать те или иные понятия;
  • межсубъектные отношения ребенка и педагога и такие приоритеты деятельности, как общение, диалог и совместное творчество в процессе решения проблемно-игровых ситуаций, использование знаковых схем и моделей в виде опор, которые опредмечивают детские вербальные и невербальные действия;
  • активное сотрудничество детей в парах, мини-группах, которое предполагает личностную самореализацию и самовыражение ребенка в деятельности в условиях свободы выбора элементов и действий в процессе преобразования предмета.

В этом случае педагог должен создать условия, которые включают разнообразие атрибутов для создания дошкольниками своего игрового продукта. Например, создание цветов, моделирование домика для пчел - улей и т.д.

Фактически единственный для дошкольника образец как результат обучения в этом случае не используется, поскольку сужает границы проявления их творческой индивидуальности.

Свобода творческого самовыражения ребенка основывается на его умении организовать, творчески осмыслить свою деятельность. В этом случае педагог учит детей действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым действенным инструментарием.

Хотя для дошкольников более характерно наглядное восприятие и деятельность с наглядным материалом, воспитатели широко применяют в практике упражнения на развитие слухового восприятия. Это содействует развитию внимания (произвольности, объема, устойчивости).

Педагоги группы должны стараться развить у детей умение выстраивать ассоциативные ряды, что способствует развитию мышления, фантазии. При этом язык ребенка обогащается, пополняется активный словарь.

Обновление содержания работы с детьми на основе внедрения в образовательный процесс игровой модели, реорганизация образовательного процесса на основе включения в планирование сенсорных игр, художественно - языковой игры, игры - моделирования, игры - экспериментирования, игры - дизайна, игры - ориентации комплексного характера.

Схема функции игровой деятельности

Реализация индивидуально-дифференцированного и личностно ориентированного подхода к развитию каждого ребенка в группе; интеграция различных видов детской деятельности в условиях игрового пространства служат наилучшими средствами механизма преемственности между детским садом и начальной школой, ребенком и педагогом.

Ссылка на основную публикацию