Ролевые игры в детском саду


Есть разные виды игр в детском саду. Ролевая игра часто используется в кукольном уголке. Дети вживаются в разные роли и осуществляют свою фантазию. Часто дети обыгрывают бытовые ситуации.

Именно в ролевой игре педагог может многое узнать о своих воспитанниках. Конечно, дети должны неукоснительно соблюдать определенные правила игры и не должны слишком заигрываться, некоторые дети имеют проблему — принимать желаемое за действительное.

Ролевая игра представляет собой популярный способ познакомить детей с чувствами других людей, как они живут.

Ролевые игры стимулируют фантазию, радость, открывают новые миры. Тем не менее, реализация таких игр не так проста. Существует множество тем для ролевых игр, но они мало освещены в методической и педагогической литературе.

Важно подготовить для проведения ролевых игр специальные комнаты или уголки. Мебель, куклы, кукольные коляски и посуда — должно присутствовать все, что обычно бывает в обычной жизни людей. Шляпы, сумки, обувь и шарфы не должны быть игрушечными. Можно попросить родителей принести из дома старую одежду и другие предметы обихода, которые в домашней обстановке больше не нужны.

В принципе, дети в детском саду должны организовывать ролевые игры самостоятельно. Но педагог должен обязательно наблюдать за игрой и сопровождать все игровые действия. Если дети захотят включить воспитателя в свою игру, можно в ней спокойно некоторое время участвовать.

Очень застенчивых малышей иногда приходится вовлекать в игру. В этом случае можно пригласить ребенка в игровой уголок и попросить других детей дать ему какую-нибудь несложную роль. Возможно, эта роль будет с небольшим количеством фраз и действий. Но ребенок почувствует себя значимым, лучше адаптируется в коллективе.

Детская ролевая игра способна помочь дошкольникам понять некоторые жизненные ситуации, сформировать социальные навыки и обрести реальный жизненный опыт.

Представлю некоторые идеи для проведения ролевых игр в детском саду.

  1. Библиотека: дети могут поиграть в библиотеку. Один ребенок будет библиотекарем, будет составлять на полочках книги. Несколько девочек и мальчиков приходят в библиотеку, выбирают книжки. Библиотекарь помогает выбрать интересную книгу, рассказывает по картинкам, о чем книжка. Если книга читателю понравилась, он расписывается в карточке, берет книгу, прощается и уходит с ней. В библиотеке могут стоять читальные столики, где другие дети рассматривают иллюстрации в разных книгах.
  2. Почтовое отделение: работник почты достает конверты, наклеивает марки. Потом приходят посетители, у некоторых в руках почтовые коробки. Почтовый работник заворачивает коробочки, украшает их разными открытками, наклеивает марки, ставит на весы, и убирает под стол. Скоро эти посылочки возьмет грузчик и отнесет в машину, чтобы доставить адресатам. В качестве почтовых коробочек можно использовать коробки от обуви. В посылки дети могут положить игрушки, книжки. Это будут подарки для их знакомых, которые получат посылки.
  3. Парикмахерский салон: девочки-парикмахеры берут кукол, усаживают их в кукольный стульчик для кормления, берут щетки и расчески, заколки для волос и т.д., надевают на кукол слюнявчик, а на себя фартук. И начинается волшебство. Девочки расчесывают кукол, плетут им косички, надевают красивые заколочки. Иногда вместо кукол дети делают прически своим подружкам. Только надо следить, чтобы дети не сделали что-то недопустимое. Например, разыгравшись маленькие парикмахеры могут потянуть волосы заколкой, или взлохматить расческой. Тогда надо объяснить, чтобы они обращались друг с другом бережно, не причиняя боли.
  4. Театр: у этой игры есть бесконечные возможности! Кто-то может сделать билеты, написать сценарий, сделать костюмы, придумать номер для выступления и др. Если на бельевую веревку повесить одеялко, то может получится неплохой занавес. Дети выходят перед занавесом по очереди и выступают со своими номерами. Кто-то может рассказать стихотворение, кто-то песню споет. Другие могут показать танец или какой-нибудь фокус.
  5. Предприниматель: попросите ребенка придумать что-нибудь, что хотел бы «продать» за незначительную сумму (копейки, пятак, крышка от бутылки). Это могут быть печенье, которое они сами сделали из соленого теста, картины, которые они сами нарисовали или что-то другое. Главное, чтобы они сами изготовили то, что хотят продать. Такая игра покажет детям, что продавать нужно то, что сделал сам, а не заниматься перепродажей чужих изделий.
  6. Полиция/детектив: составляют рассказ о том, что случилось в собственном доме: украденные куклы, разбитая ваза. Дети должны придумать свои истории, собрать улики.
  7. Моряки: дети заходят на корабль — это отведенный уголок в группе. С помощью детских швабр матросы начинают драить палубу. Потом плывут в выдуманное море. Достают сетку, начинают закидывать ее в море и ловить рыбу. Рыбу можно раскидать по полу заранее. Задача детей, поймать сеткой как можно больше рыбы. Сеткой может служить любая капроновая ткань подходящего размера, или сачки для ловли бабочек. Они наиболее удобны, чтобы подбирать рыбу с пола. Задача не из легких.

Девочка причесываетСуществует огромное количество ролевых игр. Но я заметила, что дети в группе всегда играют в одни и те же игры.

Например, в магазин, больницу. То есть это те места, в которых дети со своими родителями чаще всего бывают. Но это не развивает у детей представления об окружающем их мире. Нужно расширять круг познания детьми социума. Предлагать детям различные игровые ситуации и места, где дети бывают не так часто или вообще не бывают. Однако должны знать о их существовании.

Список предложенных мной игр можно продолжать до бесконечности.

Пусть дети узнают о разных профессиях, о том, какие еще есть публичные места, где бывают взрослые.

Ссылка на основную публикацию