Самостоятельность и игра


Авторы (Н.В.Лысенко, Н.Г.Кирста) среди различных видов игр, имеющих наиболее самостоятельный характер, выделяют сюжетную игру.

Признаком этого они называют ее содержание. Сюжетная ролевая игра не может функционировать в готовом виде, а зависит от жизненного опыта дошкольников. Она имеет свои законы развития, зависит от мировосприятия действительности и выступает его отражением.

В процессе подготовки детей к игре воспитатель должен планировать систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры, что может притормозить развитие самостоятельности и инициативности детей в таком случае.

Дети играютКроме того, исследовательницы выделяют определенные возможности дидактических игр для развития познавательной стороны самостоятельности. Их использование приучает детей к самостоятельному мышлению, обдумывание, соотнесение и сопоставление на основе уже усвоенного опыта, выступает главным компонентом сознательного усвоения фундаментальных знаний.

Самостоятельность развивается у дошкольников в процессе самодеятельных игр. Такие игры начинаются по собственной инициативе ребенка, его желания проигрывать различные сюжеты, без вмешательства взрослого. К ним К.В. Карасева, Т.А.Пироженко относят сюжетно-ролевые и режиссерские игры. При этом режиссерские игры исследовательницы не выделяют как отдельный вид игр, а называют подготовительными к овладению сюжетно-ролевыми.

Взрослый не должен слишком опекать детей, выбирать сам ведущего, постоянно уточнять правила и делать выводы. Это тормозит проявления самостоятельности у детей, желание доводить игру до конца, способствует перекладыванию ответственности за свои действия на других. Участники игры должны чувствовать некоторую свободу.

Автор выделяет определенные приемы воспитания дошкольников, способствующие развитию самостоятельности старших дошкольников: использование упражнений, учат действовать согласованно во время игры, понимать важность подчинения движений; введение роли ведущего (ребенка-лидера) как средства поощрения детей к самостоятельной игре и стимула к подражанию в организации этой игры.

Исследуя игру дошкольников на современном этапе, российская исследовательница Т.П. Авдулова отмечает снижение значение игровой культуры в связи с ориентацией на ускоренное развитие современного дошкольника, обогащение его знаний, умений и навыков, что приводит к процессу развития.

Большинство современных игр (в том числе электронных, компьютерных) и игрушек не способствуют развитию творчества, фантазии ребенка, включению в коллективных взаимоотношений, а направлены на индивидуальность и потребительские интересы.

Отмечается их однообразие, упрощенность сюжета. Исследования ученых (А.А. Смирнова, А.В. Гударева) позволяют отметить снижение количества современных детей, имеющих желание и способности к игровой деятельности. Им трудно строить взаимоотношения в коллективе дошкольников, социальную действительность они познают односторонне, ориентируясь на внешние атрибуты, материальную сторону, а не содержание.

Взрослый руководит игройВсе меньше ориентиром в современной игре ребенка выступает взрослый, не находит отражения нормативная поведение, общечеловеческие ценности и правила (В.С. Собкин). Повышается роль раннего интеллектуального развития, и снижается значение межличностного общения, нравственного становления личности, нарушается передача игры от поколения к поколению.

Решению этой ситуации будет способствовать перестройка игрового пространства, в котором растет ребенок, и изменение отношения к нему взрослого.

Так, причиной снижения интереса дошкольников к игре выступает снижение внимания взрослого к ней, когда внимание замещается предоставлением большого количества игрушек.

Изменить ситуацию может ориентация взрослого на совместную партнерскую игру, а не ознакомление ребенка с правилами, помощь в овладении новыми более сложными способами игры, обучение ребенка умению объяснять свои действия и соотносить их с действиями партнеров по игре (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко).

Обозначенный подход способствует развитию уверенности в своих силах и желание действовать самостоятельно.

С целью обретения ребенком самостоятельности, исследователями рекомендуется использовать в игровой деятельности проблемные ситуации, побуждающие ребенка обращаться к полученному ранее опыту и способствуют поиску нового. Отмечается значение правильно подобранного игрового материала для развертывания самостоятельной игры дошкольника.

Роль воспитателя в воспитании детской самостоятельности

Важную роль в плане воспитания самостоятельности у дошкольников играет позиция воспитателя в игре, приемы его воспитательного влияния на развитие игры.

В исследованиях словацких авторов Я. Бердиховой, А.Голециовой, Л. Клиндовой отмечается, что благодаря игре ребенок понимает задачу придерживаться определенных правил, стремится лучше выполнить взятую на себя роль, учится выбирать среди многих способов. Роль воспитателя в игре определяется как роль умного руководителя, который должен предоставлять детям возможность самостоятельно попробовать решить противоречивую ситуацию, понять важность согласования своих личных интересов с коллективными.

Предоставление ребенку свободы и самостоятельности в собственных действиях во время игры будет способствовать развитию этих качеств в поведении ребенка, во время сознательного выполнения определенной деятельности в будущем.

Педагог Г.М. Миронова отмечает, что преодоление трудностей в достижении цели, самостоятельный поиск решения задачи выступают важным моментом в игре. В связи с этим воспитатель должен постоянно помнить о том, что включаться в игру и брать на себя роли он может только по необходимости, когда дети нуждаются в этом. Например, с целью активизации пассивных детей, регулировании взаимоотношений и внесения корректив в игру для усложнения ее содержания.

Эту мысль поддерживают исследователи Н.Г. Кирста, Н.В. Лысенко. Ими подчеркивается, что от содержания и формы общения педагога с ребенком во время игр зависит побуждения его к самостоятельной деятельности.

Желанию действовать самостоятельно будет способствовать равноправное, доброжелательное сотрудничество с детьми, поддержание попыток применять приобретенные умения и навыки, воспроизведение полученных знаний, одобрение проявлений их активности, инициативности.

Дети за столомА. Буровая оценивает роль взрослого в детской игре с другой стороны. Она отмечает, что развитие самостоятельности ребенка в игре может подавляться самим педагогом, когда он игнорирует проявления инициативности детей в игре, не понимает их творческие замыслы и диктует сам условия игры, навязывает определенный игровой материал.

Тактичное вмешательство со стороны взрослого в детскую игру должно иметь целью лишь активизацию и развитие игры. Для этого взрослому необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка, их интересы, больше наблюдать за играми детей, анализируя их.

Исследовательница отмечает, что игра, свободная от обязанностей перед взрослым, выступает своеобразным проявлением самостоятельности. Показателем качества работы в дошкольном учреждении в этом направлении может выступать уровень развития творческой игры детей.

Содержание игры сюжетного направления начинается с ролевой игры. В ней дети принимают на себя понравившиеся им роли, будь то люди или животные.

Сюжетное же развитие событий в игре имеет свои характерные особенности в том, что дети в силу своего маленького жизненного опыта разворачивают некую историю в игре.

Выводы из этого исследования и перспективы дальнейших изысканий в этом направлении

Подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что игровая деятельность имеет большой потенциал для воспитания самостоятельности как базового качества у детей дошкольного возраста.

Она способствует развитию таких ее компонентов, как:

  • активному познанию окружающей среды и себя в нем, осознанию своего «Я» и своих возможностей;
  • стремлению применять приобретенные знания в различных игровых ситуациях, уметь ориентироваться в новых условиях;
  • целеустремленности, настойчивости и решительности в игре, преодолевая различные препятствия;
  • самостоятельности в осуществлении логических операций, прогнозируемости и творчества;
  • критически оценивать полученный результат, стремиться к его совершенствованию, умению принимать собственные решения;
  • осознание ответственности за собственные действия перед коллективом, умению действовать согласно установленных правил и подчинять себя им по собственной инициативе, а не под руководством взрослого.

Сюжетная игра дает перспективу дальнейшего научного поиска в создании экспериментальной модели воспитания самостоятельности как личностного качества у детей дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию