Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Сюжетно-ролевая игра Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте


Для детей дошкольного возраста игры являются основным источником внимания, поэтому и воспитание детей зависит от того, насколько интересна, насыщенна и познавательна сюжетно-ролевая игра.

Даже в старшей группе дети не поймут взрослых, если им разъяснять прописные истины. Пока ещё детский мозг не сформирован достаточно, чтобы накапливать и применять знания осознанно.

Игры помогают воспринимать и запоминать любую информацию за счёт эмоций и формирующихся психических процессов. Наряду с умственной активностью, у детей с помощью игр происходит и развитие физических способностей: ловкость, внимание, реакция, пластичность, вестибулярный аппарат.

За счёт игр дети получают навыки морального и эстетического поведения в обществе, приобщаются к жизни в обществе, учатся самостоятельности – для этого и существуют сюжетно-ролевые игры.

На этом этапе развития дети познают окружающий мир, пытаются подражать взрослым, показывать в игровой форме то, что видят и чем занимаются взрослые.

Каждое событие вокруг ребёнка, каждый шаг, каждое действие, слово или манера поведения взрослого человека интересует ребёнка с момента его рождения и является причиной для подражания и соответствующего поведения – так дети и познают жизнь, таким они видят окружающий мир.

Осознание реальности ребёнка формируется на основе чувств, опыта, воспитания, отношения к нему, особо радостные и плохие воспоминания остаются с ребёнком на всю его жизнь.

Воспитатели детских садов разучивают с детьми утверждённые программой игры, по строгому сюжету давая роли каждому ребёнку самостоятельно, охватывая всю группу, и не считаются с мнениями, интересами и предпочтениями детей. Естественно, если воспитателей больше интересует выполнение программы, а не сами дети, то и у детей противоположная реакция – они не хотят играть в то, что им навязывают.

Для старшей подготовительной к школе группы детского сада сюжетно-ролевые игры являются предметом обогащения представления об окружающем их мире. Об эффективности проводимой работы со старшей группой дошкольников можно судить по их степени подготовленности к первому классу начальной школы.

Нельзя пользоваться только теоретическими разработками учёных и психологов. Каждая группа каждого детского сада требует индивидуального подхода в зависимости от индивидуальных качеств и уровня развития каждого ребёнка в отдельности, составляющего одну общую группу детского сада.

Гипотезы и теории не всегда уместны в создании игровых программ, каждый воспитатель должен самостоятельно разрабатывать сюжетно-ролевые игры применительно своей группы дошкольников, учитывая все их личные качества.

Ролевая играОдной из задач воспитателя обогащение знаний и умений у детей и расширение их представлений об окружающем мире, как можно активнее участвовать в работе над совершенствованием собственных методов воспитания. Принято полагать, что игра появилась раньше труда, каждая игра связана для ребёнка с окружающей действительностью и в каждом сюжете игры отведена своя роль.

Самостоятельные игры детей создаются из воображения, но их чувства самые, чтонинаесть реальны, их чувства и переживания искренни и не поддельны. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевых играх – одна из основ игры. Ролевая игра заключается в вымышленном сюжете определённых действий выполняемых взрослыми. Один из детей может представить себя в роли, например, учителя, воспитателя, командира или начальника на каком-нибудь предприятии, а остальная группа будет учащимися или рабочими с определёнными профессиями и выполнять вымышленные функции.

Дети сами в ролевых играх выбирают сюжет, ситуации, роли и действия с завершающим результатом. Достигая старшего дошкольного возраста, игровые роли детей становятся всё более сложными. Дети старшей возрастной группы уже умеют согласовывать и выполнять совместно определенные задачи по своим ролям в игре. Сами сюжеты детской игры становятся всё более обширные, сложные и развёрнутые.

Естественно, что игры можно назвать не все полезные и хорошие, порой в играх встречается и подражание отрицательным персонажам с отрицательными действиями, поэтому детей нужно обучать нравственному поведению даже в играх, заинтересовывать их, чтобы у детей преобладали положительные эмоции.

Дети старшего дошкольного возраста должны уметь выбирать роли и представлять сюжет игры, хотя иногда и требуется помощь воспитателя. Все роли имеют определённые правила из окружающей жизни, в основном позаимствованные из жизни взрослого общества. Главное в игре, как сам ребёнок относится к своей роли. Дети неохотно относятся к роли, которая по их мнению не соответствует их полу и характеру, они не видят смысла в такой роли.

Старшая категория дошкольников более склонны к коллективным играм, у них более развито чувство коллективности, складываются определённые симпатии по отношению друг к другу, присутствует солидарность и взаимопонимание.

Педагогические принципы организации сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра для ребёнка наиболее привлекательна. Играя, он чувствует себя свободно «хозяином ситуации в воображаемом мире». При обычной деятельности обучаемость и развитие способностей было бы для ребенка затруднительно. В игре ребёнок не ощущает, что от него хотят добиться каких-то успехов и результатов, и сам не стремится их добиться.

Ребёнок, играя, просто живет в воображаемом мире, познавая все новое, развивает образное мышление и себя как личность. Чем больше со временем усложняются ролевые игры, тем быстрее и лучше развит ребёнок.

Сама сюжетная игра не является тематической и может строится от простой формы – игры с предметами до более сложной – состоять из нескольких разнообразных отношений между детьми.

Роль воспитателя складывается в том, чтобы научить детей сюжетной игре, для этого он должен сам играть с детьми и показывать, как могут развиваться игровые сюжеты, как говорится, «втягивать» детей в игру, заинтересовывать их. Воспитатель должен показать себя так, чтобы дети научились доверять ему и принимать за своего партнера по игре. Ребенок должен сам решить, когда выйти из игры, а когда снова в неё вступить.

На всём протяжении детского сада воспитатель от младшей до старшей подготовительной группы должен играть с детьми и ежегодно совершенствовать и усложнять сюжеты ролевых игр, повышая уровень обучения различным навыкам детей в игровой форме и учить их самостоятельности. В играх должна быть заложена определённая цель, направленность образовательного учреждения.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector