Организация поисково-исследовательской деятельности детей


Технологии детского экспериментирования в дошкольном учреждении зачастую направлено на интеграцию с различными сферами деятельности детей. Основой работы педагогов в этом направлении являются методы, которые усиливают развивающую функцию обучения.

 

Педагогический коллектив ставит перед собой цель решить в процессе организации поисково-исследовательской деятельности следующие задачи:

  • развить умение детей взаимодействовать с объектом, который исследуется, то есть вооружить их новыми способами познания окружающего мира;
  • развить познавательные психические процессы;
    сформировать четкие представления о многообразии мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

Создание условий для развития исследовательских умений детей

В дошкольном учреждении создаются оптимальные условия для развития исследовательских умений детей, практического познания ими окружающего мира и упорядочения их представлений о явлениях, объектах окружающей среды и их взаимозависимость.

В каждой возрастной группе создаются уголки живой природы, оформляются центры воды и песка, где дети могут больше узнать о свойствах объектов природы.

Для воспитанников старших групп создаются уголки экспериментирования, в которых размещены разнообразные материалы и оборудование для опытов. Здесь есть все необходимое для приобретения детьми собственного познавательного опыта.

Кроме оборудования для специальных уголков, в каждой группе воспитатели изготавливают дидактические игры и пособия из остаточных и природных материалов для проведения индивидуальной работы.

Формы организации и методика проведения поисково-исследовательской деятельности

Технологии детского экспериментирования воспитатели используют во всех видах детской деятельности. Основой работы являются занятия комплексного типа, на которых большое внимание уделяется решению проблемных задач как: «Как вы считаете, почему...», «Как доказать что...», «Что получится, если...» и тому подобное. Это дает возможность детям лучше понимать причинно-следственные связи в окружающей среде.

Так, развивая коммуникативно-речевые способности детей, педагоги предлагают воспитанникам использовать соответствующую карточку-схему, осуществить воображаемое путешествие к какому-либо объекту природы, а затем составить рассказ от его имени.

Нравится детям такая форма работы, как «Аукцион идей». Во время проведения такого аукциона дети описывают характерные особенности предложенного объекта или материала и оценивают их с точки зрения практического применения человеком в настоящем времени и в будущем.

Девочка и цифры

Реализуя задачу по формированию элементарных математических представлений, воспитатели учат детей считать, измерять, сравнивать. Ведь владение математическими операциями дает детям возможность сознательно и планомерно проводить эксперименты и самостоятельно анализировать их результаты.

Наибольшей результативности поисковая исследовательская деятельность дошкольников достигает во время реализации проектов. Педагоги могут создать ситуации успеха для каждого малыша благодаря дифференцированному подходу к проведению экспериментальной деятельности.

Для самоутверждения детей очень важно поддержать инициативу и активность каждого воспитанника и наполнить его жизнь яркими впечатлениями и открытиями. Так, например, в процессе реализации проекта «Чудо-овощи» с помощью интересных опытов, наблюдений дети знакомятся с особенностями определенных овощей, их лечебными свойствами, учатся практически использовать приобретенные знания.

Во время презентации результатов проекта каждый ребенок представляет изготовленный вместе с родителями макет «Овощи в нашей жизни».

В ходе поисково-исследовательской деятельности воспитатели, взаимодействуя с детьми, всегда опираются на их непосредственный опыт, обогащают его, побуждают малышей к активному познанию мира.

Педагоги не сообщают детям готовые знания и не предлагают способы действия, а создают проблемные ситуации, решая которые, дети активизируют свой предыдущий опыт и обогащают его новыми знаниями и умениями.

Полученные во время поисково-исследовательской деятельности знания дети закрепляют в течение года в игровой, театральной, изобразительной деятельности.

Комплексное использование детского экспериментирования в различных сферах жизнедеятельности дошкольников дает возможность максимально реализовать потребность наших малышей в новых впечатлениях, знаниях, самоутверждении.

Ссылка на основную публикацию