Диагностика изобразительной деятельности старшего дошкольника

Исследование и анализ изобразительной, творческой деятельности, определение степени подготовки дошкольника

Детские рисунки отражают характер и показывают уровень интеллектуального и эстетического развития ребёнка. Поэтому их диагностика играет важную роль при оценке такого рода деятельности дошкольника.

Овладев специальной методикой, по определённым критериям можно точно узнать, готов ли ребёнок к первому классу, или его способности ещё недостаточно сформированы.

Для более углубленного изучения уровня сформированности навыков в ходе изобразительной деятельности у детей можно использовать целый ряд критериев, для более оперативного анализа можно отметить некоторые из них.

Одна из них применяется для анализа продуктов изобразительной деятельности, другая — для анализа процесса.
Девочки рисуют на полу
Продукты деятельности анализируются следующим образом.

Изучается полнота изображения, как оно передано в зависимости от восприятия мировоззрения конкретного ребёнка, точность и погрешности рисунка, значительность искажений, завершенность. Заостряется внимание на расположении предметов на плоскости, соответствует ли оно общей картине и сюжету. Проверяется соответствие пропорций между сюжетными картинками и в каждом из отдельно взятых предметов.

Немаловажную роль играет композиция, которая также группируется по своим принципам: анализируется масштабность изображения относительно листа. Смотрится, как расположен рисунок: занимает полное пространство листа, по краю или хаотично. Одним из аспектов является оценка пропорциональности величин изображений рисунка, составляющих картинку, соблюдаются ли эти пропорции или нет.

Оценивается передача движений, прослеживается ли направление, или это изображение без движущихся предметов.

Наряду с другими видами восприятия оценивается способность передавать цвета на изображении. К ним относится реальность расцветки предметов и декоративных образов, творческие предпочтения и способность к сочетанию различных цветов. Рисунок должен передавать реальность, разнообразие цветов, выразительность изображения. Безразличие к разнообразию цветов, монотонность и использование мрачных тонов (чёрный, белый, серый) указывает на какие-то отклонения в развитии ребёнка или его эмоциональном восприятии.

Дети рисуют за столамиАнализ процесса изобразительной деятельности складывается: из характера линии, регуляции деятельности, уровня самостоятельности и творческих способностей. Детская способность определяется по тому, как они плавно проводят линии. Проверяется слитность линий, прерывистость, дрожание кисти, жесткость нажатия. Анализируется способность ребёнка видеть границы и плотность закрашивания, способность дошкольника скорректировать размах кисти и определить, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы получить линию необходимой толщины.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уже уметь контролировать свои эмоции, правильно отреагировать на критику взрослого человека, стремиться выслушать замечания и попытаться их исправить. Безразличие не является хорошим признаком. Ребёнок сам должен уметь адекватно оценить свои успехи и достижения изобразительной деятельности. Необходимо отметить серьезно ли малыш отнёсся к полученному заданию, процессу деятельности и к своему рисунку.

Воспитатель должен в процессе изобразительной деятельности детей пристально наблюдать за ходом выполнения работ, насколько каждый ребёнок самостоятелен. Дети бывают разные и не все выполняют свои работы самостоятельно, некоторых необходимо спрашивать, возникают ли у них какие-либо вопросы по тем или иным моментам.

Последней и решающей оценкой деятельности является творчество детей, оценка оригинальности и стремление раскрыть замысел. Самое главное в этой оценке качество представленной деятельности, способность ребёнка рассказать, что нарисовано, и какие действия и события происходят на его изображении.

Диагностика изобразительной деятельности ребёнка (дошкольника) осуществляется по трехбалльной системе по каждому из критериев. Положительные моменты 3 балла, 2 — средний балл, наименьший показатель – 1 балл. Подсчитанные баллы суммируются. На основе подсчитанных баллов можно выявить и составить списки наиболее подготовленных к первому классу детей, среднее звено и неподготовленных.

Результаты диагностики позволят спланировать дополнительные мероприятия по работе с рядом наиболее слабо подготовленных детей.

Ссылка на основную публикацию