Ребенок дошкольник в изобразительной деятельности


Ребенок рождается, не умея рисовать, лепить, делать аппликации. Детская изобразительная деятельность формируется постепенно под влиянием условий жизни и воспитания. Она проходит в своем развитии ряд ступеней.

В раннем возрасте, примерно на втором году жизни, возникают первые попытки рисовать, лепить и прочее. При этом ребенок чертит какие-то каракули на бумаге, лепит из глины какие-то шарики и колбаски, не пытаясь что-либо изобразить.

Ребенок видит, как взрослые или старшие дети пишут, рисуют, лепят, и пытается подражать внешней стороне их действий, не заботясь пока о том, что в результате этих действий получается.

Чуть позже возникает «толкование» сделанного рисунка. Ребенок начинает рисовать без любого изобразительного замысла, но потом, рассматривая начерченные им линии, определенным образом их толкует. Она заявляет, например: «Это палки», «Это дом».

Конечно, такого рода «толкование» возникает под влиянием взрослых. Сначала взрослый объясняет детские каракули, а вслед за ним и ребенок начинает это делать. Тем самым намечается переход к следующей ступени развития.

Примитивное изображение ребенком действительности

На этой ступени развития, в конце раннего — начале дошкольного возраста, ребенок начинает изображать окружающие предметы и явления.

На первых порах изображения людей, животных и предметов имеют еще весьма примитивный характер. Так, например, изображая человека, ребенок рисует два овала (туловище и голову), потом внутри верхнего овала — две точки и две маленькие, перпендикулярно размещены прямые (глаза, нос, рот) и, наконец, проводит еще четыре большие линии (руки и ноги).

Такими же «схематическими» есть и скульптурные изображения человека. Ребенок накапливает детали, не беспокоясь о соотношении между ними, грубо нарушает пропорции (например, изображенный человек оказывается вдвое выше дома, что стоит рядом с ним), нарушает законы перспективы и тому подобное.

Чем же объясняются эти своеобразные особенности ранних форм изображения действительности?

Во-первых, дошкольники еще не умеют детально наблюдать изображаемые предметы и не обладают такими тонкими, дифференцированными двигательными навыками, которые необходимы для того, чтобы передать особенности этой действительности на рисунке, в скульптурном изображении и тому подобное.

Во-вторых, дети дошкольного возраста не стремятся к сколько-нибудь точному и полному воспроизведению натуры, не пытаются исправить допущенные ошибки, довольствуясь очень приблизительной схожестью изображения с действительностью.

Исследования показали, что изобразительная деятельность младшего и отчасти среднего дошкольника еще близка по своему характеру к игре. Ребенка увлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности.

Именно весь процесс рисования или лепки правит изображением действительности, что интересует ребенка. То, что не удается сделать на бумаге или из глины, дополняется движениями, жестами, словесными высказываниями.

При таком игровом отношении изобразительного задания ребенок не наблюдает детально натуру, а довольствуется бледными и неточными представлениями о ней или же очень беглым, поверхностным ее рассмотрением.

Девочка с фламастером

Так, например, один пятилетний мальчик, которому предложили сделать портрет своей матери, выполнил задачу, ни разу не взглянув на маму. Когда воспитательница спросила: «Что же ты не посмотришь на маму?», ребенок ответил: «А я ее и так знаю».

На этой ступени развития ребенок еще не сопоставляет в процессе рисования и лепки копию с оригиналом и, таким образом, фактически лишается возможности совершенствовать форму изображения, как это делает взрослый художник.

Если к этому добавить технические трудности, связанные с недостаточным развитием сложных двигательных умений, необходимых для передачи особенностей изображаемого предмета, то станет ясным, почему изобразительная деятельность маленького ребенка существенно отличается от того, что имеет место у взрослого художника.

Когда развитие рисования и лепки происходит стихийно, без специального систематического обучения, то ребенок-дошкольник обычно останавливается на стадии примитивного «схематичного» изображения действительности.

А в условиях специального обучения происходит переход на более высокую степень развития изобразительной деятельности.

Изображение по наблюдению

Под влиянием систематических педагогических мероприятий характер изобразительной деятельности дошкольника существенно меняется.

Если воспитатель систематически ставит перед детьми определенные изобразительные задачи, анализирует сделанные ими рисунки и определенным образом их оценивает, то постепенно деятельность дошкольников теряет игровые черты и приобретает продуктивный характер, направляется на достижение определенных изобразительных результатов.

При этих условиях дети уже 4-5-летнего возраста начинают стремиться к более верному и более полному изображению действительности, которое было бы понятно другому человеку и получило бы с его стороны положительную оценку.

Однако одной заинтересованности в результате еще недостаточно, чтобы поднять фактуру деятельности ребенка на более высокую ступень развития.

Надо еще научить его определенным навыкам и умениям, которые необходимы для более точной и совершенной передачи действительности.

Среди этих умений особенно важное значение имеет умение внимательно и подробно наблюдать действительность и не довольствоваться при изображении общим представлением о предмете или же случайными, мимолетными впечатлениями от этого предмета.

Когда ребенок научится наблюдать и в нем начнут возникать более богатые и вместе с тем более расчлененные, дифференцированные образы воспринимаемых предметов, он должен научиться подчинять движения руки сложившемуся образу, постоянно сопоставляя то, что получается на бумаге или в глине, с изображаемым предметом, внося необходимые исправлен и дополнения в продукт своей деятельности.

Опыт показывает, что при систематическом обучении, при выработке соответствующих сенсорных и двигательных умений дошкольники постепенно переходят к более высокой стадии изобразительной деятельности — рисование и лепка по наблюдению.

При этих условиях дети 5-6 лет начинают полнее и совершеннее изображать воспринимаемые предметы, полнее передавать их особенности и взаимоотношения между ними.

Конечно, и на этой ступени развития изображения детей еще существенно отличаются от продуктов деятельности взрослых художников.

Ссылка на основную публикацию