Как ребенок учится общаться?


Человек не с самого рождения получает способность к общению с другими людьми. Этот навык вырабатывается в результате приобретения жизненного опыта, общение дошкольников формируется благодаря регулярным контактам с людьми.

Как только ребенок приходит в детский сад, он получает одно из важнейших приобретений своей жизни. Его круг общения мгновенно расширяется от родителей и нескольких ближайших родственников до большого количества сверстников и других взрослых. Сравнивая сверстников с собой, ребенок с удивлением обнаруживает то, что они во многом похожи на него.

Если раньше он считал, что отличается от всех остальных, теперь он понимает, что на земле живут и другие дети. Не то, чтобы он и раньше никогда не встречал ровесников. Просто именно в детском саду приходит осознание того, что описано выше.

Общение дошкольников со сверстниками

Обычно общаясь со сверстниками ребенок проявляет чрезмерную эмоциональность. Если в контактах со взрослыми дошкольник пытается сдерживать себя и вести себя спокойно, то при общении с ровесниками он позволяет себе громко смеяться, кричать, использовать резкие интонации.

При общении со сверстниками ребенок в 10 раз чаще использует экспрессивно-мимические проявления, чем при контактах со взрослыми.
Общение дошкольников через игру
Еще одной важной особенностью контактов между дошкольниками является их нерегламентированность и отсутствие стандартов. Общаясь с родителями и воспитателями, дети стараются придерживаться знакомых им норм поведения. В кругу же сверстников дошкольники ведут себя максимально свободно.

Они раскованны и естественны. Дети могут прыгать и бегать, принимать различные смешные позы, визжать, кривляться, дразнить друг друга, рассказывать друг другу небылицы и др. Взрослые быстро утомляются от такого поведения детей. Они воспринимают это как какое-то «безобразие». Но на самом деле такая свобода для маленького человечка очень важна.

Находясь в окружении сверстников, ребенок проявляет свою индивидуальность и оригинальность. Взрослые заняты тем, чтобы научить своих детей нормам поведения. Сверстники же наоборот поощряют к тому, чтобы дети проявляли индивидуальность. Именно поэтому детей и привлекают творческие занятия, такие как игры, драматизации и фантазирование.

Благодаря тому, что общаясь со сверстниками, ребенок ведет себя свободно, у него появляются благоприятные условия для того, чтобы познать самого себя. Он начинает сравнивать себя с другими детьми, старается найти в них отражение своих собственных черт характера.

В результате дошкольник лучше выделяет себя на фоне окружающих людей и так он находит подтверждение собственной активности и целостности. Наблюдая за тем, как сверстники положительно реагируют на их действия и оказывают поддержку, дети реализуют собственный потенциал и индивидуальность, что может привести к развитию инициативности ребенка.

Еще одной отличительной чертой общения дошкольников между собой является то, что инициативные действия у них преобладают над ответными.

Взаимодействие с партнером

Для того, чтобы общаться, необходимо взаимодействовать с партнерами, нужно проявлять к ним внимание, нужно учиться слышать их и отвечать на их реплики. Маленькие дети не имеют такой способности.

Поэтому дошкольники обычно не умеют вести полноценный диалог, так как партнер не дает ответной реакции. Дошкольник гораздо больше ценит свое собственное высказывание и не поддерживает чужие инициативы.

Получается, что во время общения каждый продолжает говорить о своем и даже не слышит того, что говорит ему собеседник. Из за этого часто возникают обиды, конфликты или протесты.

Описанные выше особенности детского общения сохраняются на протяжении всего дошкольного периода жизни вплоть до 6-7 лет.

С одной стороны дошкольник не может жить без общения со сверстниками. С другой стороны, он не способен без помощи взрослых выстраивать эффективные отношения. Важно научить дошкольника правильно выражать свои желания и чувства, нужно учить его проявлять сочувствие другим людям и оказывать им помощь, адекватно решать конфликтные ситуации, учить его мириться в случае ссоры, отличать хорошее поведение от плохого.

К старшему дошкольному возрасту отношения между дошкольниками становятся более устойчивыми и не зависят от обстоятельств, в которых возникает взаимодействие. Именно в этот период зарождается способность к настоящим дружеским отношениям.

Условия для развития навыков общения

Психологическая и педагогическая среды, возникающие в детском саду, позволяют создать благоприятные условия для развития и коррекции общительных навыков детей дошкольного возраста. Но успешное общение дошкольников может быть достигнуто только посредством целенаправленных регулярных усилий. Работа включает в себя следующие аспекты:

  • необходимо расценивать формирование коммуникационных способностей как приоритетное направление психолого-педагогической деятельности. Важно интегрировать психологические упражнения и игры в процесс занятий.

Необходимо просвещать педагогов и психологов по темам: особенности возраста дошкольников, методы решения конфликтов, возникающих в пределах детского сада, эффективные методы организации коммуникаций детей между собой, принципы общения детских групп;

  • необходимо проводить систему занятий, развивающих и корректирующих коммуникационные навыки детей. Эти занятия должны организовываться психологом.

Для того, чтобы определить, насколько хорошо сформирована коммуникативная компетентность у дошкольников старшего возраста, нужно обратить внимание на следующие особенности:

  • уровень владения анализом ситуаций общения, методами постановки целей и планирования общения;
  • уровень владения речевыми высказываниями и слушанию других людей;
  • способность использовать различные выразительные средства речи;
  • развитость навыков выстраивания и поддержания межличностных отношений;
  • способность правильно понимать получаемую информацию от другого человека;
  • объективная оценка собственных отношений с другими сверстниками.

Общение дошкольников — средства коммуникации

Одним из важных направлений работы педагога с дошкольниками является знакомство их со средствами выражения эмоций, такими как жесты, мимика и позы.

Необходимо учить детей использовать эти невербальные средства для выражения собственных переживаний и чувств. Также дети должны научиться воспринимать подобные невербальные сигналы, исходящие от других людей и понимать, какие эмоции за ними стоят.

Коммуникативная компетентность развивается постепенна. Она зависит во многом от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольника, социальными условиями его жизни, окружающей предметной среды, от правильной организации процесса обучения в детском саду, от окружающего пространства, в котором происходит общение дошкольников. Все это также влияет и на развитие речевой культуры ребенка.

Основные приемы формирования коммуникативной компетентности

Наиболее часто используемые приемы формирования компетентности в сфере коммуникаций – это включение в занятия диалоговые упражнения, игры, рефлексивные приемы. Педагог должен всесторонне поддерживать личность каждого дошкольника и помогать ему саморазвиваться.

Если педагог хорошо понимает, в чем заключается сущность ориентированного на личность подхода, то это поможет ему правильно планировать и осуществлять воспитательные мероприятия.

Для того, чтобы дети правильно развивались в сфере коммуникации со сверстниками, важно следить за состоянием психологического климата в группе. Не менее важен такой климат и в семьях детей. Сегодня уже стало очевидным, что родительские собрания не приносят должного эффекта, если их проводить по старой классической схеме.

Нужно понимать, что именно родители являются клиентами предоставляемых образовательных услуг, поэтому имеют полное право активно участвовать в образовательном процессе, принимать самостоятельные решения сообща во время собраний.

Это является причиной, почему необходимо изменить не только содержание проводимых родительских собраний, но и их форму. Родители должны чувствовать, что с их мнением считаются.

Отношения со взрослыми

Сформированность коммуникативной компетентности во многом зависит от того, какие отношения у ребенка со значимыми для него взрослыми. Помимо этого на общение дошкольников с другими людьми влияют и индивидуальные свойства личности дошкольника. Часто отсутствие гармонии во взаимоотношениях внутри семьи негативно сказывается на коммуникативных навыках ребенка.

Также этому могут мешать его психические или физиологические особенности. Даже незначительные поражения ЦНС, которые были получены в результате неблагополучного хода беременности или во время родов. Подобные проявления можно свести к минимуму уже к 7-8 годам, но только при правильном воспитании ребенка.

Коммуникация во время деятельности

Старшие дошкольники развивают свою способность к выстраиваниям отношений во время таких видов деятельности, как образовательная и самостоятельная практическая деятельность.

Важно таким образом выстраивать учебный процесс, чтобы он включал в себя различные формы работы. Например можно прочитывать отрывок из интересного произведения и вместе с детьми его обсуждать.

Также можно вместе разучивать скороговорки и стихотворения. Полезно использовать театральные игры, сюжетно-ролевые игры. Для позднего дошкольного периода полезно применение проблемных ситуаций и осуществление проектной деятельности.

Залог успеха заключается также и в том, чтобы умело сочетать различные формы деятельности во время образовательного процесса.

К семилетнему возрасту обычно дети уже способны адекватно подбирать для выражения мыслей и эмоций различные невербальные средства: жесты, позу, мимику и действия. Также дети уже должны уметь совместно планировать игру, развертывать сюжет игры и организовывать обстановку во время игры.

Детям в этом возрасте должно быть несложно строить деловой диалог без вмешательства взрослых.

Таким образом, формируя коммуникативную компетентность дошкольников нужно учить их излагать свои мысли, слушать чужую речь и правильно выходить из конфликтных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию