Развитие ребенка в деятельности общения


Почему сейчас много внимания педагоги уделяют развитию всех речевых компонентов ребенка на разных возрастных этапах?

Психологическое обоснование процесса становления речевого взаимодействия дошкольников в целенаправленных видах деятельности и совершенствования всех компонентов речевой способности дают возможность эффективнее поддерживать у детей проявления творчества в предметно-практических, игровых, изобразительных и познавательных видах деятельности и индивидуально помогать детям, которые испытывают трудности в языковой коммуникации.

Поэтому своевременное изучение речи ребенка, ее формирование и становление через проявления эмоциональных, когнитивных, лингвистических достижений направляет внимание педагога на выявление таких характеристик личности, которые отражают целостный подход к оценке развития ребенка.

Анализируя характеристики коммуникативно-речевого генезиса ребенка, имеем возможность отразить не только развитие личности ребенка, но и сам процесс роста личности ребенка как становления синтеза характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате его взаимодействия со средой.

Вполне понятно, что речевые достижения и развитие речи ребенка как отражение опыта межличностных отношений отражают личностно-значимые психологические феномены: статус ребенка в семье и в группе детей, отношение окружающих к ребенку, что проявляется в самооценке. Однако, помимо внешних характеристик отношений ребенка с окружающими, общение ребенка, важную роль играет особое отношение малыша к людям и к самому себе.

Поиск педагогической модели, которая развивала бы способности ребенка и помогла бы ему реализовать свое «Я», состоит в организации деятельности, заданной извне, от взрослого. Как при этом учесть активность малыша?

Важно актуализировать внутренние силы и потребности ребенка. Именно направленность на развитие мотивационной сферы личности дает возможность использовать резервы психики, возрастные возможности и природные способности ребенка.

Памятка по развитию речи детейРазвивающая психология обучения должна отражать потребности малыша в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Это является обязательным условием его социального развития. С овладением предметной стороной любой деятельности (знания, умения, навыки) у ребенка актуализируется потребность в утверждении своего «Я», то есть дошкольник самоутверждается среди людей.

Общение ребенка не только помогает ему брать, получать, приобретать опыт, но и создает условия для того, чтобы реализовать свою индивидуальность в общем деле, и, что не менее важно, учит дошкольника делиться собственным опытом, уделять внимание людям, уважать их и тому подобное. Поэтому предложенная система методов описана с точки зрения их дидактической характеристики (наглядные, словесные, практические), реального взаимодействия педагога с воспитанниками.

Иначе говоря, система обучения речевому общению рассматривает такие методы: создание мотивации деятельности; организация познавательной деятельности детей, направленной на получение новой информации; репродукция знаний и формирования умений и навыков; систематизация и обобщение приобретенных знаний, а также методы организации творческой деятельности для применения знаний, умений и навыков в новых условиях.

Кроме того, предложенная технология речевого общения не разграничивает процесс обучения по отраслям знаний (математика, природа, язык), а базирована на главном деятельностном подходе к развитию личности.

Предусмотрено, что ребенок должен научиться определять с взрослым цели своей деятельности, находить средства ее реализации, проявлять волевое усилие в достижении цели и упорное стремление быть автором, творцом своей жизнедеятельности. Иначе говоря, стержнем предлагаемой инновации является гармонизация внутреннего психического в жизни ребенка через организацию культуры жизнедеятельности.

Общение мамы с дочкойДля этого нужно прогнозировать воспитательные ситуации развития ребенка, в которых интегрируются содержание (функции воспитательной деятельности педагога), методы (способы выполнения функций) и критерии качества (показатели психолого-педагогической диагностики развития ребенка). Такой подход к прогнозированию ситуаций развития приобретает формы психолого-педагогического проектирования взаимодействия взрослого с ребенком.

Значение и роль психолого-педагогического проектирования воспитательного процесса обусловлены тем, что оно служит связующим звеном между теорией и практикой воспитательного процесса.

Спроектировать педагогический процесс — значит спроектировать деятельность воспитателя и деятельность воспитанника в их взаимодействии.

Такое проектирование системы личностно-развивающего взаимодействия приобретает модели целостного проекта, компонентами которого являются:

  • психолого-педагогическая диагностика физического, психического, социального развития ребенка; определение педагогических задач;
  • организация совместной деятельности педагога и воспитанников;
  • мониторинг динамики и уровней активности детей, коррекция;
  • анализ и прогнозирование воспитательных ситуаций этой межличностного взаимодействия на индивидуальном и групповом уровнях.

Понимание ребенком ситуации общения (реальной, наглядной по картинке или воображаемой) является важной характеристикой, определяющей собственно речевое сообщение. Коммуникативная направленность, «включенность» в ситуацию взаимодействия порождает цель, мотив, содержание действий между коммуникантами, тему речевого сообщения и форму его построения.

Если ситуация значимая, проблемная, то она определяет динамичность отношений ее участников, активность, заинтересованность, побуждает быть готовым к взаимодействию. Знание ситуации улучшает качество речевого общения, потому что в нем отражена зависимость между объективной действительностью, мышлением и языком. Сама структура ситуации отражается в структуре общения человека (подбор слов, построение предложений, их взаимосвязь, форма организации — диалог, монолог).

Понимание ребенком целостной картины образа ситуации является наиболее важной характеристикой уровня психического развития, потому что синтезирует в себе когнитивные, аффективные и мотивационные параметры. Выбор главных признаков, атрибутов речевой коммуникации является чрезвычайно важным для ребенка.

Считаем, что характеристики образа ситуации, т. е. взаимосвязанной системы «человек-ситуация» являются самодостаточными признаками в развитии общения как деятельности. Ребенок, проявляет понимание причинных связей и взаимозависимостей указанной системы, демонстрирует развитие логики мышления: понимание соотношений между главными и второстепенными признаками, соотношений между целым и части, понимание особенностей взаимодействия между различными составляющими ситуации общения.

Речевое высказывание как показатель инструментальной стороны коммуникативно-речевого развития ребенка должно быть адекватным ситуации общения, поскольку ее понимание определяет тему высказывания, форму построения и содержание языка через отбор лексики, его согласование и воспроизводственные (фонетические) свойства языка.
Задачи в области коммуникативно-речевого развития ребенка

Обеспечение целостности и жизнеспособности различных сообществ людей: «ребенок-взрослый», «дети-взрослые», «ребенок-ребенок», «дети-сверстники и малыши». Развитие у воспитанников дошкольного возраста всех форм (эмоционально-личностное, ситуативно-деловое) и средств (невербальные, языковые) общения.

Развитие и дифференциация эмоций (нравственных, интеллектуальных, эстетических), что является основой ценностных ориентаций, связанных с человеком и другими субъектами общения (мир природы, искусства, предметный мир).

Формирование познавательной и исследовательской деятельности, способы познания окружающего мира, связанные с коммуникацией.

Формирование творческого (продуктивного) отношения к разным формам деятельности и общения, развитие коммуникативно — речевых способностей.

Когнитивные трудности ребенка в общении можно обобщить как неумение:

  • анализировать ситуацию общения (пространственно-временные характеристики обстановки, предметов, времени, действий, событий);
  • анализировать и оценивать эмоциональные характеристики персонажей, партнеров по общению;
  • обобщать, выделять главное, существенное, осуществлять причинно-следственные связи в системе «человек-ситуация».

Учитывая то, что в методике формирования общения центральной единицей является языковое выражение, стоит отметить: все лингвистические упражнения должны быть подчинены главному заданию — научить лексически точно, фонетически и грамматически правильно, в соответствии с нормами языка, оформлять свою мысль в языковом высказывании, научиться понимать лингвистическую форму выражения мнения окружающих.

Процесс организации лингвистических упражнений должен отражать психологические характеристики отношений общения: кто? кому? что? зачем? и как? Форма построения речевого высказывания (ответ на вопрос «как?») зависит от личного решения вопросов, связанных с участниками коммуникации (кто? кому?) и способности правильно осуществить анализ-синтез пространственно-временных и причинных характеристик, связанных с ситуацией общения (что? зачем?).

Мы обращаем внимание взрослых (педагогов, психологов, родителей) на изменение единицы обучения речи, если вы выбираете коммуникативный подход к развитию речи ребенка. Деятельностный подход к развитию форм и средств общения акцентирует внимание на формировании разных форм речевых высказываний.

Итак, подведем итог.

Речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве.

Согласно типовых коммуникативных заданий дети с различными формами общения решают и усваивают в одном языковом материале различные лексические и грамматические особенности.

Педагогический вывод этой закономерности заключается в том, что для развития речи ребенка недостаточно предлагать ему разнообразный языковой материал.

Необходимо очерчивать перед ребенком новые цели общения, требующие усвоения и творческого использования новых невербальных языковых средств и их взаимодействия.

Ссылка на основную публикацию