Зачем ребенку общение?


Речевое совершенствование ребенка обусловлено потребностью в общении. Однако никакая, даже духовная пища и лучшие речевые образцы не заставят малыша общаться, если он не откроет для себя необходимость пользоваться культурными формами речи. То есть без внутренней работы, без решения ребенком своих собственных трудностей развития невозможно освоить язык, как достояние культуры.

Сложность процесса заключается еще и в том, что каждый индивид идет к этому в собственном темпе и своими путями.

В чем заключается главное противоречие в подходах к решению проблемы коммуникативных навыков и речевого развития детей в возрасте от 3 до 6 лет?

Каждый педагог желает видеть в результате своей работы хорошо сформированную речь у воспитанников (речь идет о развитых навыков и формах в общении с взрослыми и сверстниками, умение общаться, самостоятельно выражать свои мысли и другие достижения, которые в совокупности можно было бы назвать речевые способности.)

Так, в практике дошкольного воспитания отмечается роль общения в развитии ребенка, однако, наблюдается противоречие между пониманием важности общения для психического развития личности развития ребенка и недостаточной изученностью проблемы формирования самого общения, как деятельности. Следовательно, речевое общение является предпосылкой развития личности ребенка в дошкольном возрасте, возможности усваивать культурные человеческие действия в ходе активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Мальчик и девочка раговариваютРечь как нельзя лучше раскрывает личность. Она характеризует приобретенный опыт культурных традиций, речевых навыков и социального взаимодействия людей, принципы человеческого мышления, индивидуальные особенности строения органов, которые участвуют в речи.

При этом важными является развитие общих закономерностей или индивидуальное своеобразие психического роста.
Изучение процесса приобретения дошкольными коммуникативными умений и навыков общения дает возможность своевременно разработать правильную тактику коммуникаций. Формировать потребность в общении с людьми, выявлять трудности, возникающие во взаимодействии с детьми в том же возрасте.

Современное состояние речевого развития детей в дошкольном возрасте каждый педагог может описать по критериям возможных возрастных достижений, приведенных в действующей программе воспитания. Так, в 80% был зафиксирован низкий и средний уровни всех показателей и характеристик языковых и коммуникативных навыков. Однообразное, однозначное развитие разговорных навыков, невербальных и языковых средств общения отражает постоянную тревожность, которой отмечено общение взрослых между собой и с детьми. При этом отсутствуют интонации радости, приятного удивления, доброжелательности, защиты.

В чем заключается отсутствие традиционной методики развития навыков речи и формирования речевого общения малышей в возрасте 4-6 лет?Нельзя научиться понимать другого человека, не вступив с ним в личные контакты. Организация общения, которое удовлетворит потребности ребенка в дошкольном возрасте в активности новых впечатлений таким образом, является развивающей для ребенка ситуацией.

Только исполненное личностного смысла общение ребенка со сверстниками, взрослыми способствует самореализации личности, накоплении речевого опыта, проявлении намерений, желание мыслей.

Задачи коммуникативного развития – речевых умений ребенка:

  1. Создание и обеспечение целостности и жизнеспособности всевозможных коммуникативных звеньев, в которых участвует малыш: «дитя - взрослый», дети – взрослый.
  2.  Развитие у дошкольников всех навыков и речеформ (эмоционально – личностное, ситуативно – деловое, вне ситуативный) и средств (невербальные, языковые), общение.
  3. Формирование и дифференциация эмоций у детей в возрасте 4-5 лет (моральных, интеллектуальных, эстетических), являющихся первоосновой ценностных ориентаций и навыков .
  4. Формирование интеллекта и исследовательской деятельности детей и различных способов познания ими окружающего мира.
  5. Формирование творческого отношения к организационной деятельности и общения, развитие коммуникативно – речевых способностей дошкольника.

При таком подходе цели и задач коммуникативно – речевого развития детей в детском саду, диагностика соответствующей сферы на современном этапе дает возможность:

  • сделать выводы относительно характера развития детей в детском саду, стиля взаимоотношений взрослых с воспитанником, создание эмоционально – благоприятного климата.;
  • вести наблюдения за изменениями в коммуникативно – речевом развитии детей в процессе специальных формовочных воздействий (обучения речевого общения, коррекционная работа).

Меняется ли при этом в методике обучения языкового общения дидактическая единица обучения?

Поскольку главной задачей становится рождение мысли ребенка в раннем возрасте, выраженной в речи, и дидактическая единица анализа и рост речевых достижений должно отражать эту направленность педагога и ребенка. Такой единицей постоянного внимания становится речевое высказывание, формы построения которого – самые разнообразные. Это: согласие, отрицание, уточнение, просьба, требование, разрешение, порода, благодарность и т. д.

Координация коммуникативных и речевых действий партнеров в общении порождает внутреннюю реорганизацию, переструктурирование интеллектуального анализа, прогнозов, ожиданий, способов выражения, меняет высказывания ребенка, способствует развитию коммуникативно – речевой деятельности и соответствующих способностей.

Так, предпосылкой успешного обучения и развития детей в дошкольном возрасте является бесспорно сочетание занятий с игрой; ребенок, увлекается, не замечает, что его учат, а потому легче и быстрее преодолевает трудности. Приобретает необходимые знания и навыки.

Игровые приемы снимают у детей напряжение, придают уверенности в своих силах.

Понимание дошколенком ситуации общения (реальной, наглядной по картинке или воображаемой) является важной характеристикой, определяющее собственно речевое сообщение. Коммуникативная направленность, "включенность" в ситуацию взаимодействия рождает цель, мотив, позволяет менять вариативность действий между коммуникантами, тему речевого сообщения и форму построения. Когда ситуация значима, проблемна, то она определяет динамичность отношений ее участников, активность сознания, заинтересованность, побуждает быть готовым к взаимодействию.

Знание ситуации улучшает качество речевого сообщения, потому что в нем отражена зависимость между объективной действительностью, мышлением и языком. Сама структура ситуации отражается в структуре общения человека (подбор слов, построение предложений, их взаимосвязь, форма организации - диалог, монолог).

Поскольку коммуникативно-речевое развитие демонстрирует ряд существенных свойств, связей, признаков и характеризует взаимодействие ребенка с окружающим миром, уровень развития этой сферы психики объясняет особенности и причины реального процесса успешности или неуспешности достижения цели контакта. В реальной жизнедеятельности все специфические формы активности ребенка (игровая, художественная, познавательная) соединены с коммуникацией. Именно поэтому основные наблюдения за развитием и достижениями ребенка в овладении формами и средствами общения целесообразно осуществлять в реальном взаимодействии с ребенком по поводу любых предметно-содержательных задач.

Диагностика и коррекция всех коммуникативных признаков в речевом поведении дошкольника обеспечивает фундамент для дальнейшего роста когнитивно-лингвистической сложности речи. В то же время недостаточные достижения ребенка 3-го, 4-го года жизни — причина задержек в развитии речевого взаимодействия детей среднего дошкольного возраста, что часто вызваны не сформированностью эмоционально-личностных форм контактов, в которых развиваются коммуникативные свойства личности.

Рост достижений в коммуникативно-речевом развитии дошкольников определяется не только целенаправленным формированием форм и средств общения, но и вниманием психолога, педагога, родителей к коррекции индивидуальных трудностей в развитии способности ребенка к общению.

Особенно значимую роль выполняет сфера чувствований в развитии самооценки ребенка и его отношений с другими людьми. Характер ожиданий, самооценка, личностные качества и способность любить, переживать, сочувствовать — все в конечном итоге прорастает с развитой сферы чувств.

В педагогической практике мы постоянно сталкиваемся с образованием микрогруппок (3-6 детей), преимущественно "мальчиковых" или "девчачьих", но» как правило, не учитываем и не анализируем закономерности их формирования и существования. Однако как раз в аналогичных группках кроются источники успеха учебно-воспитательного процесса.

Внутренние сто отношения не формальные, наполненные чувством привязанности, любви, заботы, уверенности, гордости или защищенности. При этом детей объединяют совместные игры, знания, общий опыт жизни и свои тайны. Они являются естественным грунтом для того, чтобы не только поддерживать полученные и усваивать знания об окружающем мире, но и, что не менее важно, научиться передавать эти знания другим, словесно формулируя их.

Внутри группки возникают эмоционально благоприятные природные условия для сравнения и оценки детьми на дошкольном этапе развития своих знаний, умений, навыков и возможностей с тем, чем владеют сверстники.

Ссылка на основную публикацию