Развитие толерантности дошкольников


Совместная деятельность дошкольников для развития толерантного отношения развивается в случае, если:

  • дошкольники имеют устойчивую установку на коллективную деятельность, они понимают ее цели и видят в ней личный смысл;
  • дети совместно планируют коллективную деятельность, вместе организуют ее и подводят итоги. Луче всего заранее распределить роли между детьми и их функции;
  • нужно организовывать ситуации, когда дети выбирают сами виды деятельности, способы и роли;
  • нужно добиться того, чтобы каждый участник коллективной деятельности смог реализовать себя, добиться успеха в этом и проявить заботу о других людях, внося реальный вклад;
  • нельзя давить на детей, чтобы они заняли определенную позицию.

Развитие детей в совместной деятельности

Воспитательный эффект при организации совместной деятельности возрастает, если эта деятельность является творческой и если соблюдаются следующие условия:

  • главные цели деятельности – это формирование индивидуальных черт личности ребенка и реализации потенциала каждого;
  • разработка ценностей и идеалов, общих для коллектива, которые основываются на личностные интересы и потребности;
  • определение задач и проблем, которые с помощью творческих усилий должны решить сами дети;
  • условия для включения каждого ребенка в деятельность определенной подгруппы и объединение;
  • каждый ребенок должен самостоятельно выбрать то, что ему интересно;
  • каждый ребенок должен иметь возможность самоопределиться в отношении своей деятельности, поведения и формы работы;
  • результаты коллективной работы нужно оценивать в первую очередь опираясь на развитие личности каждого ребенка, формирование благоприятных отношений внутри группы.

Если развитие детей в совместной деятельности и групповое творчество организовать правильно, то это поможет детям увлечься общим занятием, снять накопившуюся напряженность во взаимоотношениях, продемонстрировать свои лучшие качества и достоинства, определить проблемы детей, научить их находить мирные решения спорных ситуаций, отбирать лучшие средства для решения поставленной задачи.

Если совместно с коллективом проанализировать проведенную деятельность, то это поможет детям вести себя доброжелательно и тактично, давая оценки другим людям.

Совместная деятельность и общение во время этой деятельности прекрасно помогает развивать толерантное отношение. Дети учатся быть гуманными в партнерском взаимодействии.

Для этого педагог должен внимательно следить за взаимоотношениями в коллективе и регулировать их. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя психологически защищенным. От этого зависит его успешность в развитии и развитие детей в совместной деятельности.

Вот условия для достижения этих целей:

  • формируя подгруппы, нужно учитывать психологические особенности каждого ребенка, их межличностные отношения, насколько они совместимы друг с другом, готовы ли они проявлять независимую от партнеров позицию;
  • обеспечить возможность для каждого реализовать свою личность, утвердить свое достоинство, достичь успеха и почувствовать признание среди товарищей;
  • создавать ситуации, при которых дети могут проявлять независимость своей точки зрения, при этом уважительно относиться к позиции другого человека;
  • нельзя подавлять и ущемлять достоинство одних детей другими;
  • важно, чтобы лидеры имели правильную позицию в группе или подгруппе;
  • нужно постоянно менять количество и состав каждой подгруппы, так чтобы дети попробовали разные ролевые позиции;
  • нужно создавать ситуации, которые бы побуждали детей внутри подгруппы поддерживать друг друга. Важно сделать так, чтобы успех одних детей зависел от успеха других.

Для развития новых контактов, нужно использовать разные способы формирования состава группы; нужно помочь детям быть самокритичными и объективными, учить их корректно высказывать свою позицию и поведении другого человека; анализирую проведенную совместную работу, нужно опираться на то, какие взаимоотношения сложились в группе, насколько каждый чувствовал себя комфортно, насколько значимы действия каждого участника совместной деятельности.

Ссылка на основную публикацию