Общение детей


Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста не выделяет речевое развитие как сферу жизнедеятельности или смысловую линию, не программирует отдельные занятия сугубо речевого содержания. И это не только не уменьшает значимость данного направления, а, наоборот, возвышает речь как компонент, который обслуживает все стороны жизнедеятельности малыша, является основой всех содержательных линий Программы.

Что такое общение?

Общение - особая форма деятельности ребенка, особый результат ее усилий в освоении жизненного пространства. Подражая способам речевого общения той среды, которая его окружает, малыш воспринимает и принимает их как единственно верные и неизменные.

Вариативность возникает на выходе ребенка из семейного окружения в другое среда, когда появляется потребность в общении с другими детьми, взрослыми, что и становится началом обретения жизненного опыта.

Приоритетными для развития ребенка является общение, обсуждение, размышления вслух без страха ошибиться или высказаться вразрез с мнением взрослого. Признавая, что основанием для возникновения собственной позиции ребенка является его жизненный опыт, логично предположить, что каждый ребенок приобретает и реализует его по-своему.

Заметим, что речевое развитие дошкольников не всегда нами спланирован и предсказуем по форме или содержанию, которое, однако, является достижением самого ребенка. Попробуем обогатить опыт малыша такими способами и формами речевого взаимодействия, которые бы приобретали вариативность в зависимости от длительности контактов, содержания деятельности, количественной и половой характеристик, других факторов.

Продуктивной формой речевого развития детей является свободная и самостоятельная деятельность в специально организованной среде, где педагог предоставляет каждому воспитаннику право выбора: где, когда, сколько времени и с кем ему действовать.

Поэтому в каждом «фрагменте» речевой активности ребенка развиваются, время от времени меняясь ролями - то доминируя, то становясь фоном для других, все лингвистические компоненты.

Главное адресное направление детского общения - это наличие собеседника, партнера по общению. Это ему адресуется, «дарится» слово, на которое ожидается эмоциональная или речевая реакция-ответ.

Мальчики общаютсяВ традиционной методике развития детского общения исключительное значение придается показателям овладения языковыми средствами, таким формальным характеристикам, как: звукопроизношение, лексический запас, грамматическая правильность.

Мы же рассматриваем эти средства как предварительный этап к успешному речевому взаимодействию с партнерами в общении, что развивает коммуникативную компетентность сопровождает речевое развитие дошкольников.

Речевое развитие дошкольников происходит не в линейной последовательности (овладение звуком, грамматически правильной речи, связным высказыванием, расширения словаря, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность - способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятным, согласовывать собственные желания с намерениями других участников общения.

Именно эти особенности являются основой коммуникативно-речевой компетентности старших дошкольников. В то же время речевое развитие дошкольников можно усовершенствовать использованием неречевых средств, не нарушит взаимодействия дошкольника со сверстниками, не исказит и не разрушит его контактов с людьми, которые рядом с ним.

Индивидуальные проявления речевой активности выражаются по-разному: ребенок может быть молчаливым или болтуном, склонным к чрезмерной жестикуляции, постоянно искать и не находить нужные слова, уметь слушать, вслушиваться в интонационные «кружева» речи, сам уместно «плести» эти «кружева». Поэтому крайне важно развивать у малыша потребность в общении с окружающим миром, познании его в себе самом подобное

Надеемся, приведенные ниже рекомендации относительно использования некоторых педагогических технологий речевого развития старших дошкольников будут способствовать повышению результативности деятельности воспитателей, при условии, что:

  • они будут учитывать успехи и неуспехи ребенка в предыдущей деятельности;
  • определять объем, время, место, интенсивность ее речи как фрагментарное самостоятельного или в качестве составляющей части других видов деятельности (познавательной, музыкальной, двигательной, изобразительной и др);
  •  согласовывать дозировку собственной речевой деятельности ребенка с речью взрослого;
  • обеспечивать взаимовлияние и комплексность сфер жизнедеятельности ребенка, которые имеют языковое обрамление или речевую основу.

Речевое развитие дошкольников - использование пальчиковых игр

Детям, малоактивным в диалоге, ответы которых состоят преимущественно из одного слова и каким бывает трудно сформулировать вопросы, которые с интересом относятся к играм сверстников, будут полезны пальчиковые игры и упражнения.

Чувствуя недостаточность своего лексического запаса, дети часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. С ними следует начинать с простейших упражнений, посильных для каждого. Другим дошкольникам можно предлагать более сложные и разнообразные упражнения, к которым смогут присоединиться и родители, и педагоги.

Формирование коммуникативной компетентности в речевом общении детей

Развитие этого качества начинается с обретения ребенком умения устанавливать контакт с партнером в общении, придерживаясь устоявшихся правил этикета. В повседневной жизни ребенок наблюдает и подражает примеру общения между собой взрослых, детей и прочее. Настоящим образцом коммуникативного поведения должна быть присуща широкая палитра эмоционально-интонационной окраски.

Старшие дошкольники особенно чувствительны к речи, её грамматическому строению и достаточно критично относятся к чужим и собственным высказываниям. Они уже замечают речевые ошибки и продолжают овладевать теми грамматическими формами, в применении которых испытывают определенные трудности. Малыш еще с раннего возраста учится выбирать в общем словесном потоке два слова, которые он согласовывает между собой, постепенно добавляя к ним все больше других слов, которые также подлежат грамматической норме.

Женщина и детиСо временем, шлифуя звукопроизношение, расширяя свой лексический запас, совершенствуя грамматические умения, дошкольник усваивает средства коммуникативной поведения, которые создает его индивидуальное языковое «лицо». Так формируется речевая личность.

Поскольку речевое развитие дошкольников еще на низком уровне, а ребенок длительное время находится в условиях дошкольного учебного заведения, его главными партнерами в общении являются сверстники и педагоги. Речевое развитие дошкольников как взаимодействие в основном возникает в игровых ситуациях, в быту, когда дети не только пользуются речевыми штампами, но и создают собственные, неповторимые конструкции.

Представим примеры вариативности речевого этикета, который, начав твориться еще в древности, то сохраняет устоявшиеся формы, то набирает новые, современные черты.

Речевой этикет

1. Поздравление

Речевое: здравствуйте; добрый день; добрый день; здравствуйте; рад вас видеть; мое почтение; здравствуйте; привет; будьте здоровы; здоровы с воскресеньем; будьте здоровы с праздником; здравствуйте вам в хату; мое почтение; как поживаете? Слава Иисусу; Бог в помощь; дай, Боже, разума.

Неречевое: нахождение партнера взглядом среди группы (на расстоянии); радостная, открытая или сдержанная улыбка, приветливый взгляд в глаза; кивок головой; легкий поклон; выражение приятного удивления с поднятыми вверх бровями и улыбающимся лицом; взмахи рукой; прикосновение; рукопожатие; раскрыты навстречу руки для объятий; объятия; поцелуи; захвачен или шутливый взгляд и удлиненный вдох для произнесения поздравительной фразы.

2. Прощание

Речевое: до свидания; до встречи; до завтра; до вечера; прощайте; всего доброго; до свидания; будьте здоровы; всего доброго; всего хорошего; еще увидимся; удачи вам; ходите здоровые; спокойной ночи; я с вами не прощаюсь я с вами ненадолго прощаюсь; мы скоро увидимся; увидимся; не забывайте; будь здорова от шестка к порогу.

Неречевое: улыбка с оттенком грусти, надежды; шуточный или дружелюбный взгляд; кивок головой; длинный взгляд с оттенком грусти; легкий поклон; прикосновение; рукопожатия; объятия; поцелуи; взмахи рукой (на расстоянии).

3. Просьба

Речевое: прошу; очень прошу вас; я прошу тебя; я хочу тебя попросить; можно тебя попросить; возможно, ты..; не будете ли вы возражать..; с вашего разрешения; пожалуйста; будьте добры; будьте любезны; пожалуйста; не откажите.

Неречевое: приветливая улыбка; несколько напряженное выражение лица; дружелюбно-просящий взгляд в глаза; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди; легкий поклон; кивок головой.

4. Просьба простить

Речевое: извини; не обессудьте; извините, что беспокою; извините; простите; простите мне; прошу; простите; позвольте мне извиниться перед вами; я должен (должна) извиниться перед вами; я хочу попросить у вас прощения; прошу простить; прошу прощения; прошу прощения.

Неречевое: улыбка с оттенком огорчения; взгляд вины; просящий взгляд в глаза; запросных взгляд с поднятыми бровями; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди; легкий поклон; кивок головой; прикосновения; поглаживания партнера по руке, плечу.

5. Спасибо

Речевое: спасибо; спасибо вам; очень и очень благодарю; большое спасибо; сердечно благодарю; большое спасибо; безгранично благодарен вам; большая и сердечная благодарность; передайте мою сердечную благодарность, от всего сердца приношу вам за то благодарность; выражаю искреннюю признательность; не нарадуюсь вам; вы не представляете, как я благодарен вам; спасибо, вы так внимательны ко мне; не знаю, как отблагодарить вас; искренне благодарен и тронут вашей заботой; благодарю вас; спасибо; это очень любезно с вашей стороны; я вам очень обязан; я ваш должник; я вас отблагодарю.

Неречевое: открытая улыбка, восхищен, благодарен ли запросных взгляд с поднятыми бровями; покачивания головой; легкий поклон; кивок головой; рукопожатия; объятия; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди.

6.Отказ

Речевое: к большому сожалению; не могу; никак не могу; мне очень жаль; с удовольствием, но..; сожалею, но, увы.!; охотно, но..; мне неудобно отказывать,
но..; я рад бы, но..; прошу прощения; извините, но..; извините; мне обидно; вынужден отказать.

Неречевое: многократное покачивание головой из стороны в сторону (отрицающий движение); поднимание бровей; прищуривание глаз; недоумевающий взгляд; стенания плечами; взмахи рукой, указательным пальцем; протягивание ладоней в направлении к собеседнику; прикладывание руки к груди; составление ладоней на уровне груди.

Коммуникативное поведение детей

Для обучения способам соответствующего поведения в ситуациях реальной жизни будут целесообразны специальные упражнения на выработку таких умений:

  • вызвать благосклонное отношение к себе: улыбнуться; приветливо посмотреть в глаза; повернуться лицом к сверстнику; выявить готовность слушать его; помочь, даже когда просьбы не прозвучало словесно; приблизиться к партнеру, проявить интерес к его занятию; найти его взглядом среди группы; поделиться игрушкой, сладостями; предложить проблему, тему беседы, интересную для него;
  • анализировать информационное содержание ситуации: замечать, оценивать, использовать экспрессивные проявления (сесть ближе, коснуться сверстника, приблизиться, чтобы лучше рассмотреть его игрушку, действия; погладить привлекательную деталь а одежде; предложить свою руку в игре, хороводе, на прогулке); подойти к сверстнику, когда есть свободный выбор места для игровой, трудовой деятельности; в ходе игры, при возможности, выбирать его на ведущую роль, отдавая свой фант; уступать место, ролью; указывать рукой, взглядом на свободное место; жестом пригласить сесть рядом; потесниться, чтобы освободить место для него;
  • «считывать» отношение сверстника за невербальными проявлениями и соответственно реагировать на них: отвечать на его улыбку улыбкой, доброжелательным взглядом; быть готовым заговорить или ответить на проявленную инициативу; самостоятельно искать интересную для сверстника тему, проблему или спросить его об этом; поблагодарить за помощь, угощение; пригласить к совместной деятельности, предварительно спросив его о собственные намерения, желания, состояние;
  • анализировать и воспроизводить мимические проявления: задумывать и соответственно воспроизводить собственное эмоциональное состояние и наблюдать в зеркале за движением своих бровей, глаз, губ, по общим выражением лица. Указывать состояния, которые можно демонстрировать и идентифицировать: плач, смех, радость, грусть, страх, боль, удивление, раздражение, отвращение, ожидание, восторг.

Общение мальчиковРазличные эмоциональные состояния следует предлагать детям выборочно и постепенно. Целесообразно, скажем, использовать такое упражнение: предложить узнать, из какой сказки персонажи и в каком эпизоде они действуют.

Несколько детей играют различные эпизоды мимически, ничего не произнося. Речевое развитие дошкольников еще не на должном уровне. Подобный прием побуждает дошкольников не прислушиваться к словам, а «считывать» их в эмоциональных проявлениях персонажей.

Это особенно полезно для мальчиков, ведь они менее внимательны, чем девочки, до мимических проявлений:

  • анализировать, корректно и мирно проявлять свои желания, стремления: не стесняться удобно петь) танцевать, декламировать, играть на музыкальных инструментах; приглашать к посильному участию в этом и других;
  • одобрять их согласие и активность;
  • имея желание познакомиться со сверстником, обращаться к взрослому как к посреднику или самому выражать свое желание;
  • попросить у сверстника разрешения рассмотреть определенные детали его одежды, игрушки, при необходимости - уточнить словесно, сказать о себе то, что могло бы его заинтересовать и было бы полезной дополнительной информацией для содержательного наполнения ситуации общения.

В таких упражнениях должна доминировать вариант речевого этикета, наиболее распространен в местности, где живет ребенок.

Характер общения и речевое развитие дошкольников со сверстниками в значительной мере зависит от уровня приверженности каждого партнера, от ситуации отношение. А чтобы не было представлений о личностных качествах, целесообразно как можно полнее раскрыть достоинства каждого. Это можно удобно сделать в повседневные: взрослый обращает внимание на достойный поступок, гуманное поведение, добрые намерения, стремления.

Не лишнее и провести аналогии с сюжетами художественных произведений. Важно, чтобы ребенок был способен адекватно оценить собственные поступки и поступки других детей. Это достигается прогнозированием, направленности его внимания на предполагаемый конечный результат.

Формированию адекватности собственного морального вывода общепринятым нормам и правилам коммуникации помогут сказки, в частности, выделение противоположных характеристик, проявлений, поступков героев. Анализируя сказочные сюжеты, желательно обращать внимание на словесные и несловесные средства коммуникативного поведения персонажей и на ее последствия, а на завершение подавать соответствующее обобщающее понятие-характеристику. Опираясь на него, можно доступно вывести противоположное понятие.

Следовательно, ребенок, знакомый с положительными и отрицательными мнениями, действиями, поступками, будет поставлена в условия нравственного выбора, поиска гуманистических ориентиров для анализа, характеристики и сюжетных, и жизненных коллизий.

Действенным методом овладения коммуникативно-речевыми действиями являются игры-драматизации. Ролевые перевоплощения помогают ребенку упражняться в вариативности диалогов. Здесь пригодятся фольклорные диалоги, приучает к поочередного воспроизведения сюжета время -забавного, однако не лишенного интонационных оттенков, динамики, мимических проявлений, вариативности силы голоса, темпа речи. Такие игровые упражнения предшествовать драматизации более сложных жанров - сказок, рассказов.

На установление контакта, а в дальнейшем и на характер общения влияет также внешний вид партнера. Детей следует учить быть внимательными к своей внешности, замечать недостатки, своевременно устранять их самим или обращаться за помощью к старшим. Неряшливость, грязь, неприятный запах могут оттолкнуть сверстников, что сузит общения, сделает невозможным установление контактов.

Следовательно, возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности и стремления определяют речевое развитие детей.

Степени развития можно считать компоненты, которые способствуют созданию и расширению кругозора ребенка, формируют гуманные чувства, базовые личностные качества, которые проявляются в речевой компетентности. Развивающим является то пространство, которое адаптируется к естественному темпу каждого малыша, не нарушая и не нивелируя его.

Ссылка на основную публикацию