Толерантность у детей — как это?


К сожалению, современные дети все чаще проявляют негативные черты, такие как агрессия, недоброжелательное отношение к другим, злоба. На это есть множество причин.

Эти качества дети перенимают от взрослого населения. Сегодня распространена нетерпимость, средства массовой информации пропагандируют культурный эгоизм. Семьи детей также часто проявляют подобные качества.

Поэтому как никогда актуален вопрос поиска методик воздействия на детей в пределах детского сада с целью воспитания в них толерантности. Нужно научить детей уважать свободы и права людей, даже если они не похожи на тебя.

Толерантный ребенок — условия и средства развития толерантности

Сегодня становится очевидным, что эти перемены в личности невозможно осуществить, если сам человек не будет стремиться к самоопределению, к формированию самого себя и к самопознанию.

Культуры и традиции

Считается, что для развития толерантного отношения детей дошкольного возраста нужно знакомить с различными культурами и глубоко изучать их традиции. Но погружение в чужую культуру не имеет большого смысла (тем более, что невозможно узнать все обо всех культурах).

Достаточно только понимать, что все культуры отличаются друг от друга, и важно воспринимать других людей равными в правах с тобой лично. Главное, что должен сделать педагог, это не расширить знания детей о других культурах, а научить детей правильно к ним относиться.

Встречи с иными культурами

Одним из мощный средств развития терпимости является организация встреч с представителями разных культур. Нужно организовать встречи так, чтобы детям было интересно, и они получили максимальное удовольствие.

Только в том случае толерантное поведение будет свойственно воспитанникам детского сада, если учреждение будет открыто для внешней культурной среды, если будет поддерживаться общение с иными культурами.

Практические ситуации

Мы считаем, что наиболее эффективным будет организация практических ситуаций, когда дети непосредственно взаимодействуют с представителями разных культур. Для этого можно устраивать туристско-краеведческие экспедиции.

Необходимо добиться того, чтобы дошкольник не просто знакомился с другими культурами, но и попытался осознать проблему собственного их восприятия. Педагог должен дать толчок для рождения сомнений в адекватности его понимания.

Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли. Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Во время развития толерантного отношения дети начинают сомневаться в адекватности своего отношения. Этот шаг имеет большое значение. Он побуждает ребенка впервые поразмышлять о собственном отношении к другим культурам, определить стереотипы, которые до сих пор на него влияли.

Это помогает ребенку осознать причину возникшего непонимания – это другая логика мышления.

Исследования в области толерантности у детей

Большое значение для методики преподавания толерантного поведения имеют труды М.И. Богомоловой. Она предполагала, что планируя процесс воспитания толерантности у дошкольников, важно решить следующие задачи: нужно определить существующий объем знаний, распределить его на возрастные группы, выбрать наиболее эффективные средства, которые позволят организовать воспитательную работу.

Исследования, которые были проведены, показывают, что знания нужно передавать детям шести лет в следующей очередности: информация о собственном народе, информация о соседних народностях, расширение знаний об окружающих народах в семь лет.

Согласно М.И. Богомоловой, выбирая соседние республики и национальности, педагог должен учитывать следующие особенности: может ли ребенок иногда общаться с представителями этой народности?

Насколько схожи бытовые условия и труд, а также особенности национальной культуры выбранного народа. Очень важно знакомить детей с бытовой жизнью народа, его традициями, искусством и т.п.

Предпосылки толерантности

Когда дошкольники осознают проблематичность собственного понимания других людей, то это создает предпосылки для следующих шагов воспитателя – подготовке совместного обсуждения иной точки зрения. Очень важно, чтобы дети сосредоточились на поиске общих точек соприкосновения разных мнений, а не на их отличиях.

Важно, чтобы дети могли находить положительные аспекты в чужой точке зрения, а не отрицательные. Необходимо, чтобы понимание другого человека и его оправдание было более важным для ребенка, чем оценка и осуждение.

Далее воспитатель работает над тем, чтобы помочь детям осмыслить свое поведение во время межкультурного диалога, собственные чувства, свою точку зрения, и мог выразить это в своей речи.

Помимо основной практики, которая позволяет пошагово развернуть межкультурный диалог и переместить его в сферу внутренних рассуждений детей, воспитатель организует и вспомогательную. Перед ним стоит задачу научить ребенка навыкам групповых коммуникаций, способности мыслить критически, знать культурные особенности, права человека, особенности национальных отношений.

Содержание развития толерантности у детей

Содержание процесса воспитания толерантного отношения к другим людям должно быть таким, чтобы дети получали знания о других национальностях и народах, умели искренне сочувствовать этим людям, сопереживать им, испытывали по отношению к ним положительные эмоции, которые бы выражали в свое речи и поведении при общении со сверстниками.

Важно, чтобы дошкольники хорошо относились к людям, независимо от их национальности, пола или возраста. Нужно воспитывать в дошкольниках способность позитивно действовать как в практическом взаимодействии, так и при вербальном общении (например при решении проблемных ситуаций).

Также лексика ребенка должна быть наполнена положительными словами по отношению к другим людям.

Особенности развития толерантного отношения проявляются в особых принципах воспитания. Они должны помочь создать наилучшие условия для развития у дошкольников хорошего отношения к окружающему миру. Нужно искать методы сотрудничества и диалога с другими людьми. Толерантный ребенок должен понимать, что он несет ответственность за собственное поведение.

Уровни развития толерантности

Формирование толерантности проходит в несколько стадий. Существует три условных уровня развития толерантности:

  1. Когнитивный уровень. Толерантный ребенок знает и понимает базовые принципы и правила общения с другими людьми. Он понимает, в чем заключается толерантное отношение.
  2.  Эмоциональный уровень. Толерантный ребенок осознает то, что окружающий его мир разнообразен, и это хорошо. Он признает право других людей отличаться от него.
  3. Поведенческий уровень. Толерантный ребенок все время проявляет толерантность в самых разных ситуациях. Он уважает личности других людей, осознает их права. Критически относится к самому себе, оценивает свое поведение и старается его контролировать.

Мы считаем, что формирование толерантной позиции в человеке – это развитие свободной гуманной личности. Процесс подобного воспитания должен осуществляться с применением гуманистического ориентированного на личность подхода.

Итак, в дошкольном возрасте уже есть возможность и даже необходимость развивать толерантное отношение у детей к отличающимся от них людям. Для этого важно работать на совершенствованием содержания воспитательного процесса. Нужно целенаправленно направлять его на толерантное воспитание.

Нужно изучить особенности толерантности и способы ее проявления. Толерантный человек должен уметь эффективно и мирно решать конфликтные ситуации, уметь их избегать. Он должен быть способен действовать в условиях постоянно меняющегося мира, вырабатывать свои стратегии поведения.

Поэтому дошкольный возраст – это период, когда детей обучают мыслить самостоятельно, искать способы проявлять добро к людям, делать нравственный выбор и нести за свое поведение ответственность перед собой и другими людьми.

Развивая толерантность, нужно воспитывать у детей терпимое отношение к другому образу жизни, точке зрения, к другому поведению и ценностям. Для этого нужно использовать разные средства и приемы.

Ссылка на основную публикацию