Работа детей в команде


Образовательный процесс направлен на то, чтобы обеспечить взаимодействие детей, а каждого в отдельности ребенка необходимыми условиями, которые бы давали ему возможность самостоятельно действовать, усваивая окружающий его мир. Этот метод характеризуется тем, что на одну из ведущих позиций выходит процесс взаимодействия дошкольника с одногруппниками.

Тематическая литература представляет множество направлений по изучению вопросов взаимодействия внутри детского коллектива.

Взаимодействие детей со своими ровесниками

Одно из главных направлений – это взаимодействие детей со своими ровесниками во время коммуникативной деятельности. Данную концепцию разработала М.И. Лисина.

Концепция предполагает, что целостная практика дошкольника показывает наличие тесной связи между общения со всеми возможными типами деятельности. Общение оказывает влияние на всю жизнедеятельность ребенка. Данный подход акцентирует внимание на особенности общения детей по содержанию и качеству на протяжении нескольких возрастных этапов.

Общение

Общение или взаимодействие детей – это очень сложная деятельность, которая имеет свою внутреннюю структуру: компонентами общения являются цели, мотивы, потребности, задачи и другие важные составляющие.

Ребенок стремится к познанию самого себя и пытается дать самому себе оценку. для этого он сравнивает себя с другими ровесниками в процессе общения.

Л.Н. Галигузова считает, что уже на 3-м году дошкольник начинает испытывать потребность в общении со сверстниками. Об том свидетельствуют такие явления, как то что ребенок перестает действовать по отношению к ровестнику, как к объекту, начинает действовать по отношению к нему, как к субъекту. Появляются определенные субъектные действия, которые осуществляются только по отношению к сверстнику.

Ребенок уже в этом возрасте пытается показать себя сверстнику, проявляет по отношению к нему некоторую чувствительность.

На всем этапе дошкольного периода развития ребенок начинает все больше испытывать потребность в общении с детьми того же возраста. Старший дошкольный период характеризуется тем, что сверстники становятся более желанным в общении, чем взрослые.

Еще одним направлением в изучении дошкольников является исследование их межличностных отношений. Это отражено в работах Т.В. Сенько, А.Д. кошелевой, Я.Л. Коломинского и других авторов.

Этот метод подразумевает использование социометрических исследований, которые направлены на определение имеющихся в группе дошкольников предпочтений. Было доказано, что в старших группах имеется достаточно устойчивая система отношений между детьми.

Взаимодействие детей или поведение тех детей при работе в команде

А.Д. Кошелева в своих исследованиях изучила поведение тех детей, которых взрослые попросили позвать кого-либо из группы. То, как именно это делали дети, показало существование различных уровней межличностных отношений между детьми.

Уровень взаимодействия личностей проявляется в том, что дошкольник называет своего сверстника по имени и без труда прикасается к нему с случае необходимости.

Это сопровождается активной речью и проявлением адекватных эмоций. Обычно сверстники реагируют на просьбу вполне адекватно, но иногда не сразу выполняют просьбу.

Уровень речевого общения проявляется в том, что ребенок неуверенно подходит к сверстнику и также неуверенно передает ему просьбу взрослого. Тот же, кого позвали может даже не отреагировать на это и продолжит заниматься тем, чем занимался до этого.

Уровень предметного или физического взаимодействия проявляется в том, что ребенок подходит к ровеснику, не обращается к нему, старается выхватить у него игрушки либо даже подталкивает в спину или делает что-то подобное.

Обычно ровесник подчиняется подобным действием ребенка, однако высказывают ему свое недовольство, либо жалуются взрослому.

Уровень замены или отказа от выполнения. Ребенок, которого попросили подойти к воспитателю отказывается это сделать, либо не до конца выполняет эту просьбу.

Обычно это сочетается с высокой эмоциональной напряженностью.

Это позволило А.Д. Кошелевой сделать вывод, что существует необходимость в том, чтобы сперва ориентировать ребенка на сверстника. Исследователь считает, что главной причиной неумения детей налаживать контакты со сверстниками является неразвитый внутренний поведенческий план.

Детские конфликты

Согласно работам Коломинского Я.Л. очень важно подробно изучать детские конфликты. Это не просто какие-то негативные явления, которые иногда происходят в жизни ребенка, а важные ситуации общения, которые оказывают влияние на развитие психики и личности человека.

Взрослый должен понять, каковы главные причины возникновения конфликтных ситуаций, нужно уметь прогнозировать детское поведение, учитывая их возрастные особенности и учить детей правильно общаться в этих ситуациях.

Формирование умения командной работы

Формирование умения командной работы воспринимается нами не просто как помощь в решении сложных воспитательных задач, и не только как способ взаимодействия воспитателей и детей, но как полноценная коллективная деятельность детей, решение задач, которые требуют непрерывных либо временных контактов с окружающей средой.

Если именно так понимать термин «развите навыков командной работы», то речь идет о командных действиях. Когда дети осознают, что от их совместных усилий зависит успешность общего дела, они становятся соратниками и их позиция по отношению друг ко другу меняется. Даже если и против желания, они начинают проявлять самостоятельность и инициативу.

Поэтому поведение, которое побуждает к командной работе, является ценным с педагогической точки зрения. Это стимулирует детей развивать личностные качества, которые пригодятся им не только в пределах детского сада, но и на протяжении всей жизни.

Этапы развития навыков работы в команде

Процесс развития навыков командной работы можно разделить на следующие этапы:

Первый этап:

  • Обучение постановки целей, формирование стремления к их достижению;
  • Обучение постановки индивидуальных целей и их достижению;
  • Знакомство с методами парной работы;
  • Обучение работы на одной территории;
  • Знакомство с методами распределения материалов;
  • Получение удовольствия от достижения общей цели.

Второй этап:

  • Учиться замечать трудности у сотрудников;
  • Развивать чувство удовлетворенности от совместной работы;

Третий этап:

  • Обучение постановки целей, формирование стремления к их достижению;
  • Объединение в мелкие группы от 4 до 6 человек разными методами;
  • Обучение поиску новых методов решения задачи;
  • Обучение новым методам распределения функций, ролей и материалов;
  •  Обучение контролю промежуточных и конечных результатов;
  • Развитие чувства личной ответственности за общий результат.

Итак, развитие навыков коллективной работы подразумевает обучение детей деятельности, которая ведется двумя или большим количеством участников, причем каждый выполняет свою роль, отличающуюся от остальных.

Ссылка на основную публикацию