Педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ у детей

Здоровый ребенок Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте


Условия – это неотъемлемая часть любого педагогического процесса. От соблюдения педагогических условий зависит эффективность образования, которое получают дети.

Благодаря педагогическим условиям образовательная система оказывает полноценное воздействие на ребенка с целью формирования его личности для достижения нужного образовательного эффекта. В роли условий могут выступать и содержание образовательной программы, и методика преподавания, и формы проведения занятий.

Интересно, что педагоги воспринимают термин «педагогические условия» несколько иначе, нежели психологи. Также в течении времени термин обрастал дополнительными уточнениями, его сущность принимала новые значения.

Понятие «педагогические условия»

С.Н. Павлов описывает педагогические условия, как комплекс всех возможностей, позволяющих обучать и воспитывать детей, а также все методы организации учебного процесса и материалы для занятий.

Мы в этой работе под педагогическими условиями будем понимать комплекс всех возможностей, которые имеются в образовательном учреждении, а также все методики и материалы, позволяющие добиться поставленной задачи перед педагогическим процессом.

Педагогические условия формирования у детей ЗОЖ

Гипотеза данного исследования заключается в том, что только при выполнении всех следующих педагогических условий возможно формирование представления о ЗОЖ у старших дошкольников:

  • развитие знаний ребенка о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, какие бывают вредные и полезные для здоровья привычки;
  • организация физической активности детей по эффективным методикам и с использованием современных технологий, позволяющих формировать ЗОЖ;
  • развитие правильного отношения к собственному здоровью, дети должны ценить его и беречь.

Каждое из этих условий опишем более детально.

Условие первое — развитие знаний ребенка о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, какие бывают вредные и полезные для здоровья привычки.

Существует шесть блоков, которые позволяют структурировать знания, которыми должен обладать старший дошкольник в области здорового образа жизни.

Знай, как ты устроен:

Дети должны усвоить элементарные истины о том, как устроен его организм. Он должен понимать, что такое сердце, за что отвечает мозг, для чего нужны кости и т.п.

Более того, ребенок должен понимать, как некоторые формы поведения могут повлиять на эти части тела.

Скажи гигиене «Да!»:

Ребенку нужно не просто рассказать, зачем нужно придерживаться тех или иных привычек гигиены. Нужно помочь ему на практике отработать навыки правил гигиены.

Откажись от вредных привычек:

Для того, чтобы дети хорош усвоили этот блок, нужно использовать эффективные приемы психологического воздействия. Параллельно нужно помочь им закреплять полезные привычки.

Будь физически активным:

Нужно вместе с детьми заниматься спортом, приучать их к подвижным играм, к подвижному образу жизни.

Придерживайся распорядка дня:

С помощью этого блока ребенок приучается самостоятельно придерживаться своего распорядка. Также ребенок должен понимать основные принципы правильного питания и всегда это делать вовремя, как положено в режиме детского сада.

Следи за своим настроением:

Дети все время должны наблюдать за своим настроением и учиться повышать свою эмоциональную устойчивость. Нужно снабдить их необходимыми для этого навыками.

Условие второе — организация физической активности детей по эффективным методикам и с использованием современных технологий, позволяющих формировать ЗОЖ.

ФГОС содержит конкретные требования, которые касаются физического развития выпускников детского сада. Они должны быть сформированы по всем физическим качествам и должны испытывать сильную потребность в активном образе жизни.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит самое сильное за всю жизнь формирование представлений о физической активности. Обычно эти привычки сохраняются на протяжении всей жизни.

Дети к семи годам имеют очень развитое творческое воображение, которое они направляют на удовлетворение своей потребности в физических движениях. Благодаря этому они могут легко овладеть образовательным материалом по формированию двигательной активности.

Прогулка как средство формирования ЗОЖ

Нужно тщательно планировать прогулки на свежем воздухе так, чтобы контролировать двигательную активность дошкольников. Важно обеспечить широкую вариативность условий, побуждающих детей активно двигаться для достижения разных задач.

Для этого нужно подбирать специальные дифференцированные задания. Например, можно придумать общую игру для всех детей, в которой каждый мог бы активно двигаться. Для этого хорошо подойдет большая площадка.

Дети помимо прочего учатся распределять роли и быть лидерами игры.

Как организовать двигательную активность?

Можно по-разному активизировать двигательную активность у дошкольников во время прогулок на улице.

  • физкультурное оборудование нужно правильно использовать (нужно обязательно иметь необходимое оборудование для занятий);
  •  нужно использовать разные методы организации двигательной активности дошкольников;
  • нужно объяснять задания лаконично и четко;
  • нужно помогать детям активно мыслить для выполнения двигательных задач: развивать их пространственные представления, учить самостоятельно выбирать наиболее оптимальный метод действия, учить их находить выход из поисковой ситуации;
  • обеспечить соблюдение условий, формирующих решительность и находчивость детей;
  • использовать как можно больше вариантов для каждой игры, стараться постепенно усложнять их.

Именно двигательная активность должна стать основным занятием детей во время прогулки на улице.

Условие третье — развитие правильного отношения к собственному здоровью, дети должны ценить его и беречь.

Чтобы дети учились ценить собственное физическое здоровье детей и оберегать его, необходимо организовать специальную оздоровительную физкультурную деятельность, которая должна проводиться регулярно с целью физического воспитания дошкольников.

Физическое здоровье детей — развитие ценностного отношения к зож

Можно так представить структуру развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников:

  1. Нужно создать проблемную ситуацию, в которую попал любимый детьми персонаж.
  2. Нужно через эту ситуацию передать знания о здоровье и о методах его укрепления.
  3. Нужно на практике помочь детям приобрести новые навыки на основании полученных знаний.

С помощью таких сюжетных занятий можно легко побудить детей выполнять различные упражнения, помогающие им с разных сторон усвоить здоровый образ жизни.

Также это поможет оказать воспитательное воздействие на детей и решить параллельно другие образовательные задачи, которые стоят перед педагогом.

Чтобы помочь детям ценить свое физическое здоровье детей, мы применяли как традиционные методы, так и специфические приемы физкультуры.

Традиционные методы формирования ЗОЖ у детей

Традиционные методы знает каждый педагог. Это обычные упражнения, которые включаются в базовую программу по физкультуре.

Однако роль традиционных средств ограничена. Они позволяют усовершенствовать физические качества личности, помогает развить различные двигательные способности, помогают укрепить физическое здоровье детей дошкольников.

Однако они не могут помочь укрепить ценностное отношение детей к здоровому образу жизни. Поэтому мы также активно используем специфические приемы, цель которых развивать представления о здоровье, о том, какими функциями обладает организм.

Также с помощью этих игр и упражнений в виде игр дети приобретают специальные знания, помогающие на практике овладеть многими полезными привычками.

Вот несколько примеров. Дети получают силуэты людей, а также силуэты разных элементов скелета.

Нужно, чтобы дети правильно разложили эти элементы. Далее воспитатель поясняет, какую роль играет грудная клетка. Например, она бережет от ударов сердце и легкие.

Если бы человек упал, а у него не было бы грудной клетки, то он мог бы повредить важные внутренности. Также есть еще и череп, который подобным образом защищает важный для человека мозг. Дети также узнают, что нужно укреплять спинные мышцы, иначе они не смогут выдерживать большую нагрузку. Поэтому нужно ежедневно заниматься спортом.

Формы проведения занятий по ЗОЖ

Также можно внедрять такие необычные формы проведения занятий, как:

  1. Игровые путешествия: это может быть любая двигательная активность для достижения сюжетной цели.
  2. Самомассаж: он поможет ребенку закалить свой организм. Обычно благодаря самомассажу дети испытывают прилив эмоций, также это помогает сознательно стремиться к хорошему здоровью.
  3. Упражнения для пальцев: они нужны для того, чтобы формировать мелкую моторику, развивать умелость рук, укреплять память и логическое мышление.
  4. Нестандартная гимнастика: в ее основе лежат необычные упражнения и игры, которые помогают ребенку сочетать двигательную активность с формированием творчества, выдумки, свободного мышления.

Итак, изучив теоретические вопросы формирования представлений у дошкольников старшего возраста о ЗОЖ, мы сделали следующие выводы:

ЗОЖ – это типичная форма жизнедеятельности человека, которая направлена на укрепление способности к адаптации организма к изменениям в окружающей среде, помогает ему полноценно выполнять свои социальные функции и сохранять активность долгие годы.

Это комплекс имеющихся у человека ценностей и методов, эффективно укрепляющих физическое здоровье детей, максимально удовлетворяющих потребности личности в физическом и психологическом отношении.

Уже в детском саду нужно прививать детям ценностное отношение к здоровью и жизни. Всю деятельность нужно организовывать так, чтобы укреплять физическое здоровье детей.

Каждую неделю нужно проводить интегрированные занятия, которые помогут ребенку помимо образовательных задач знакомиться со здоровым образом жизни. Нужно, чтобы каждый ребенок имел устойчивую мотивацию сохранять свое здоровье и укреплять его.

Только при выполнении всех следующих педагогических условий возможно формирование представления о ЗОЖ у старших дошкольников:

  • развитие знаний ребенка о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, какие бывают вредные и полезные для здоровья привычки;
  • организация физической активности детей по эффективным методикам и с использованием современных технологий, позволяющих формировать ЗОЖ;
  • развитие правильного отношения к собственному здоровью, дети должны ценить его и беречь.
Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector