Как формировать ЗОЖ у ребенка?


У старших дошкольников постепенно меняется отношение к здоровью, на что влияет приобретаемый ими жизненный опыт. Однако дети воспринимают слово «здоровье» как отсутствие заболеваний в данный момент.

Также они часто воспринимают слово «здоровый» как человек достаточно большого телосложения.

В этом возрасте дети уже способны определить, какие действия могут привести к проблемам со здоровьем. Они понимают, что грязными руками нельзя брать продукты питания, а фрукты обязательно нужно мыть.

Как организовать воспитательный процесс формирования ЗОЖ у детей

Если правильно организовать воспитательный процесс, то дети будут соотносить также здоровье с соблюдением гигиенических принципов жизнедеятельности.

Также они начинают понимать, что если регулярно заниматься физкультурой, то это поможет укрепить здоровье. Дети в этом возрасте считают, что именно физическая составляющая является главной частью здоровья.

Также дети начинают постепенно осознавать, что и психическая составляющая также является частью здоровья.

Например, они могут утверждать, что у них болит голова, потому что все вокруг кричат и ругаются. Но несмотря на то, что постепенно представление о здоровье у детей формируется, они в целом очень пассивны в этом отношении.

Каковы причины нездоровья ребенка?

Причинами является то, что у них недостаточно знаний о том, как обеспечить безопасность собственному здоровью. Также дети не осознают многих опасностей, к которым может привести нездоровое поведение.

Часто нездоровое поведение ассоциируется у детей с удовольствием. Например, в жаркий день они могут с удовольствием съесть много мороженного и выпить охлажденный напиток. Также им нравится бегать по лужам, долго валяться в постели.

Именно представления о здоровье оказывают наибольшее влияние на здоровый образ жизни у старших дошкольников. Если правильно организовать воспитательный процесс, уделять достаточно внимания привитию принципов ЗОЖ, то постепенно дети меняют свое отношение к этой области жизни.

Дошкольник только тогда будет испытывать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, если он будет воспринимать здоровье, как одну из самых больших ценностей в жизни.

Чтобы развить представления дошкольников о ЗОЖ, необходимо уделять этому вопросу внимание все время его пребывания в детском саду.

Особенно важно уделять внимание правильному распорядку дня, а также проводить процедуры закаливания. Благодаря закаливающим упражнениям можно формировать привычки ЗОЖ.

Представление ЗОЖ как направления здорового образа жизни ребенка

Ученые считают, что существуют следующие главные направления ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте:

  • хорошее эмоциональное здоровье: способность проводить психогигиену, уметь контролировать собственные эмоции;
  • хорошее интеллектуальное здоровье: умеет ли человек применять на практике новую информацию для оптимизации своей деятельности;
  • хорошее духовное здоровье: умеет ли человек выделять самые важные цели в своей жизни, испытывает ли он здоровый оптимизм и умеет ли достигать поставленных целей.

Проанализировав все имеющиеся программы воспитания дошкольников старшего возраста, что сегодня главное внимание уделяется физическому воспитанию, а не формированию представлений у детей о ЗОЖ.

Чтобы развивать представления у дошкольников о ЗОЖ, нужно разработать и использовать упражнения, которые бы укрепляли детское здоровье, также нужно организовать целую систему воспитания здорового образа жизни. Нужно осознавать, что гимнастику нужно проводить каждый деть.

Ее цель – обеспечить детям бодрое оптимистичное настроение, укрепить их хорошее самочувствие, развить их сноровку и тренировать их физические способности.

Утренняя гимнастика как средство формирования представлений о ЗОЖ

Благодаря утренней гимнастике и используемой музыке можно положительно воздействовать на эмоциональный фон у дошкольников, помочь им поднять настроение и развивать представления о ЗОЖ.

Содержание воспитания дошкольников старшего возраста включает в себя воспитание привычек поддерживать порядок, быть опрятными и чистыми.

Кроме утренней гимнастики дети в детском саду посещают специальные занятия по физкультуре. Нужно помнить, что при обучении упражнениям нужно помочь детям правильно их выполнять. Также дети должны уметь выполнять разные упражнения, которые позволяют научиться координировать свое тело, развивать двигательную активность.

Для занятий должен быть организован специальный зал, оборудованный музыкальной аппаратурой. Каждое занятие должно соответствовать специальной методике.

Развивать представления о здоровом образе жизни у старших дошкольников можно только в том случае, если тщательно соблюдаются режимные моменты.

Что такое режим?

Режим – это порядок, установленный в детском саду, учитывающий физиологические и педагогические задачи. Организованная деятельность позволяет полноценно развивать психическое и физическое здоровье дошкольников.

С возрастом дети приобретают определенные особенности. Поэтому режим дня должен меняться, учитывая эти особенности.

Режим – это не только точное соблюдение определенного графика. Это организация дня, которая способствует оздоровлению и воспитанию детей. С помощью режима дня можно помочь детям развить привычки гигиены.

А благодаря дисциплине, дети учатся порядку и в общении со сверстниками. Также это помогает им самостоятельно правильно организовывать свою деятельность и быть активными.

Очень полезные для здоровья детей ежедневные прогулки на свежем воздухе и дневной сон. Благодаря этим привычкам ребенок не просто улучшает свое здоровье, он учится быть физически активным и бодрым, он получает необходимую порцию расслабления и отдыха, что позволяет укрепить нервную систему ребенка.

Проанализировав литературу на тему исследования, мы выявили критерии, по которым можно судить об уровне сформированности представлений у детей.

Первый критерий – это то, каковы представления ребенка о ЗОЖ.

Второй критерий – это представления ребенка о том, какой вред может принести его организму и психике нездоровый образ жизни.

Уровни сформированности представлений о ЗОЖ

Существует три уровня сформированности представлений.

При высоком уровне дошкольник четко понимает, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни»; у него отрицательное отношение к плохим привычкам, он хочет поддерживать здоровые привычки.

При среднем уровне дошкольник немного понимает, что такое здоровый образ жизни, но его представление ЗОЖ недостаточно точны. Он плохо относится к вредным привычкам, но его представление о них неполное. Также он не всегда склонен поступать так, как это полезно для него.

При низком уровне дошкольник не имеет представление ЗОЖ, он не против вредных привычек и не стремиться поддерживать здоровый образ жизни.

Принципы формирования представлений о здоровом образе жизни

Чтобы формировать представления о ЗОЖ у дошкольников, нужно обязательно выполнять следующие принципы:

  1. Принцип системности. Нельзя сосредоточиться только на одном элементе здоровья – физическом состоянии. Нужно предоставлять возможность ребенку развиваться нравственно и эстетически. Человек не будет чувствовать себя здоровым, если его эмоциональная и волевая сфера будут страдать, если у него не будет сформировано представление о нравственности. Только если объединить усилия воспитателей и родителей, можно добиться успеха в формировании ЗОЖ у старших дошкольников.
  2. Принцип деятельности. Дети лучше поддаются развитию представлений о ЗОЖ, если осуществляют совместную деятельность с педагогами и родителями.
  3. Нельзя вредить здоровью, поэтому для работы с детьми используются только безопасные методы оздоровления, признанные наукой.
  4. Гуманизм. Нужно помнить, что личность дошкольника представляет большую ценность.

Нравственные ориентиры

Также помимо этих принципов нужно соблюдать некоторые нравственные ориентиры:

  • это альтруизм. Человек имеет потребность делиться имеющимися знаниями в том числе и в сфере здорового образа жизни.
  • это умеренность. Даже в деле здоровья все хорошо в меру.

Система работы с дошкольниками должна включать в себя различные способы развития представлений о здоровом образе жизни. Например, можно просто провести занятие, можно организовать тематический досуг, нужно приучать детей к определенному режиму, можно проводить соревнования и устраивать спортивные праздники.

Педагоги применяют наработки по оздоровлению старших дошкольников, созданные под авторством Е.М. Сергиенко и других исследователей.

Как формируются представления о ЗОЖ на занятиях

Во время занятий дети приобретают новые знания и закрепляют их. Для закрепления информации о здоровом образе жизни лучше всего осуществлять продуктивную деятельность, а занятия строить по принципу интеграции.

Некоторые используют проведения занятий, целиком посвященных здоровому образу жизни по принципу интеграции. Это помогает в наглядной форме развивать представление ЗОЖ у детей, опираясь на их чувственный опыт.

Таким образом, для повышения здоровья старших дошкольников нужно формировать их представления о здоровье, представление ЗОЖ, которое должно стать одной из важнейших ценностей в жизни, развивать их привычки здорового образа жизни.

Воспитатели должны помочь ребенку научиться выбирать только полезные дела и отказываться от вредных. Нужно помочь детям с раннего детства правильно относиться к собственному здоровью и ответственно к нему относиться.

Нужно помнить о том, что благополучие ребенка зависит от многих факторов, в том числе от их физического и психического состояния.

Развитие представлений о здоровье поможет сформировать устойчивую мотивацию к тому, чтобы сохранять хорошее здоровье.

Ссылка на основную публикацию