Что и как познает дошкольник?


Дошкольный возраст - яркий и неповторимый период жизни. Каждый день дети узнают что-то новое, неизведанное и интересное.

Особенно интенсивно происходит интеллектуальный рост ребенка в старшем дошкольном возрасте.

В это время дети уже умеют обобщать услышанное, различать основные понятия.

Роль общения в познании мира

Общение с природой способствует формированию у них необходимых знаний об окружающем мире, пониманию его красоты и неповторимости, бережного отношения ко всему живому.

Для того, чтобы природа стала познавательным фактором, неисчерпаемым источником впечатлений, радостных переживаний и глубоких чувств, ее нужно познавать и изучать.

Своим неустанным движением, постоянными изменениями природа привлекает ребенка, влияет на его эмоциональную сферу, побуждает к размышлениям, поискам, ответов на многочисленные вопросы, способствует формированию познавательной деятельности.

Цели ДОУ в познавательном развитии детей

Цель педагога детского дошкольного образовательного учреждения - помочь детям познать окружающий мир, увидеть его многогранность и уникальность, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить чувствовать себя личностью.

Компетентность дошкольника в сфере «Природа» - составная часть его общей жизненной компетентности, а уровень познавательных достижений дает возможность реализовать интеллектуальную активность благодаря развивающей среде, в которую входит природа.

Компетентность характеризуется представлениями и знаниями детей об объектах и явлениях природы, отношением к ним и соответствующим поведением, способами действия.

Над проблемами развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности работали: Н. Яришева, Н. Лысенко, Г. Беленькая, Н. Глухова и другие. Они разработали структуру, условия и содержание исследовательской деятельности с дошкольниками.

Необходимость формирования у детей познания о природе

Формирование жизненной компетентности в период дошкольного детства требует от каждого осознания необходимости организации жизнедеятельности ребенка в согласии с природным окружением, с самим собой.

Сегодня все актуальнее встает проблема воспитания ответственного отношения к природе с дошкольного возраста, которое происходит лишь в процессе сознательного понимания природы.

Задачи познавательного развития

В связи с этим перед воспитателем встает ряд важных задач:

  • развитие устойчивого познавательного интереса детей к природе, ее живых и неживых объектов;
  • совершенствование умения детей наблюдать, анализировать, интересоваться, беречь, заботиться, передавать впечатления в рассказах, развивать в них творческие способности в работе с природным материалом.

Методы формирования познавательных интересов

Педагогическая работа по созданию развивающей среды, в частности природной, предусматривает применение разнообразных методов, приемов, которые будут способствовать реализации становления познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Они группируются по разным категориям, однако чаще всего используют такой критерий как источник знаний (наглядные, словесные, практические).

Также выделяются непосредственные и косвенные методы.
Дети познают природу

Непосредственные методы предполагают наличие реального конкретного предмета, объекта. В основе этих методов лежит чувственный опыт ребенка.

Косвенные - такие методы, которые передают качества предметов, объектов, при условии наличия у детей предыдущего чувственного опыта о них (этап действия непосредственных методов).

Роль поисково-исследовательской деятельности

Развитие у ребенка самоактивности, самоответственности в жизненном пространстве происходит в поисково-исследовательской деятельности. Начало познания любого явления всегда начинается с восприятия его органами чувств.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Поисково-исследовательская деятельность играет относительно этого существенную роль, поскольку дает детям возможность общаться со сверстниками, с взрослыми, осуществлять различные преобразования с объектами, выявлять их скрытые существенные связи с явлениями природы, с жизнедеятельностью человека, учить анализировать и самостоятельно делать выводы.

Познавательная деятельность невозможна без использования поисково-исследовательской деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность детей - это такая организация детей, при которой путем самостоятельных открытий, решения проблемных задач, предметно - преобразующих действий, ребенок в познавательной деятельности усваивает новые знания, умения, навыки взаимодействия с природой. Итак, ребенок в познавательной деятельности учится, познает окружающий мир.

Содержание опытов могут предложить и сами дети. Важно, чтобы они способствовали развитию личности ребенка, были интересными, соответствовали интересам и потребностям воспитанников.

Цели поисково-исследовательской деятельности в природе

  • формирование представлений о явлениях природы, их причины и взаимосвязи между ними;
  • содействие самостоятельной деятельности с объектами и явлениями природы, их анализу, сравнению;
  • формирование представлений о причинно-следственных связях, которые трудно выяснить во время наблюдений.
Итак, поисковые действия - это такие действия, которые выполняются во время наблюдений, или поисково-исследовательской деятельности для решения познавательной задачи, где на первом этапе воспитатель сам предлагает способ действия решения познавательного задания, а на втором - дети решают познавательные задачи самостоятельно.

Овладение такими взаимосвязями обогащает и значительно расширяет возможности познавательной деятельности детей, которая становится поисково-исследовательской.

Пути формирования познавательных интересов

Следует понимать оптимальный путь формирования логических знаний, развитие познавательных интересов у старших дошкольников.

В исследовательской работе поисковое задание выполняется практически, то есть осуществляется переход умственных действий от наглядно-действенных к вербальным.

Результаты, которые дети получают после проведения опытов и экспериментов, стимулируют познавательный интерес, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.

Для того, чтобы знания лучше усваивались, они должны быть понятны, упорядочены и последовательно включении в систему уже имеющихся знаний.

Исследования по данному вопросу подтверждают, что разрозненные знания, которые получил ребенок в познавательной деятельности, так и остаются на уровне констатации, и не способствуют его развитию, формированию познавательных интересов.

Воспитатель сам теряется в многообразии явлений и объектов, не предоставив их обобщению весомого значения. В таком случае сложность возникнет и в обучении детей обобщать.

Детям не надо много говорить, не надо перенасыщать их информацией. Вербальное пресыщение - одно из самых вредных. Ребенок в познавательной деятельности должен иметь возможность думать и осмысливать сам, а не превращаться в объект восприятия слов.

Условия эффективности исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность возможна при наличии у детей определенного багажа знаний о природе.

При создании положительной обстановки дошкольник свободно и раскованно высказывает свои соображения. Не надо проявлять нетерпимость, когда ребенок рассуждает ложно, не стоит подгонять, надо дать время на размышления и высказывания своего мнения; можно подтолкнуть на правильный ответ направляющими вопросами, маленькими подсказками.

И к тому же - в природе не все так просто, как кажется, правильных ответов может быть несколько. Очень хорошо, когда дети делятся своими мыслями и предположениями.

Ссылка на основную публикацию