Каковы условия детского конструирования в ДОУ?

Ребенок с конструктором Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

Деятельность конструирования в детстве осуществляется под руководством взрослого и при определенных условиях.

Условия являются частью педагогической системы. Они влияют на целостность и эффективность всего процесса педагогического влияния на детей.

Педагогические условия должны раскрыть все возможности образовательной системы таким образом, чтобы с ее помощью можно было целенаправленно воздействовать на детей и взаимодействовать с ними с целью их формирования.

Сюда включается несколько компонентов: это и содержание учебного процесса, и методы педагогической работы, и формы организуемых занятий.

Среди педагогов и психологов нет единого понимания того, что такое педагогические условия. С течением времени этот термин обрастал все новыми подробностями, его сущность также понималась по разному.

Согласно С.Н. Павлову педагогические условия должны подразумевать совокупность всех возможностей для воспитания и обучения детей, а также все организационные формы и материальные средства.

Таким образом, педагогические условия – это совокупность возможностей, которые предоставляет образовательная среда, а также все материальные средства для успешности выполнения педагогического процесса.

Деятельность конструирования способствует развитию важных навыков. Во время конструирования дети должны овладеть следующими способностями и навыками:

  • Формирование мелкой моторики;
  • Восприятие текстуры объектов и их формы;
  • Формирование воображения и детской фантазии;
  • Пополнение лексического запаса ребенка;
  • Технические навыки, проявляющиеся в замысле и реализации поставленной задачи;
  • Активизация логических и образных процессов в мышлении.

Далее мы обсудим самые важные условия, которые необходимы для развития навыков конструирования у старших дошкольников.

Условие первое: сооружение в помещении конструкторского уголка.

Для детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы в этом уголке были следующие комплектующие:

  1. Конструкторы, выполненные из пластмассы и дерево разных размеров. Детали этих конструкторов должны иметь разные формы. Благодаря тому, что такие конструкторы очень просты в использовании, дети с удовольствием ими пользуются.
  2. Конструкторы кампании «Лего» разного размера. Опираясь на рисунки, дети смогут создавать из деталей этого конструктора разные модели. Благодаря тому, что эти конструкторы обладают очень большими возможностями, дети часто создают с их помощью не отдельные объекты, а целые композиции с сюжетной линией.
  3.  Конструктор технической направленности. С его помощью дети могут создавать большие модели настоящих технических устройств, опираясь на образцы. Также дети могут придумывать свои собственные технические объекты.
  4. Плоскостные конструкторы, которые позволяют детям работать с геометрическими фигурами. Так дети могут работать, опираясь на готовую схему или на собственный замысел. В качестве материала для конструирования применяются фанеры, линолеум или толстый картон.
  5. Танграм – то разновидность плоскостного конструктора, с помощью которого дети из геометрических фигур создают различные животные и дома. Этот конструктор можно использовать для конструирования, опираясь на образцы и замысел. Задания нужно вводить от простого к сложному. Сначала ребенок должен научиться проводить зрительный анализ готовых моделей, а затем уже усваивать методы мыслительных действий.
  6. Так называемые кубики Никитина. Они обладают большой обучающей и развивающей способностью. Детям нравится с ними играть. В то же время они анализируют образцы, работают со схемами и ориентируются в пространстве.

Старшие дошкольники по-новому смотрят на те же занятия конструирования. Они внедряют в них элементы сюжетной игры. Поэтому в уголке также важно держать различные машинки, фигурки людей и животных.

Деятельность конструирования увлекает детей. Благодаря этому ребенок начинает играть с созданными им самим постройками. Правильно организованный уголок для конструирования дает возможность грамотно развивать у дошкольников тягу к конструированию, их навыки моделирования совершенствуются, творческие способности активизируются. Дети начинают любить эксперименты и часто пытаются что-то изобрести.

Условие второе: графическое моделирование.

Деятельность конструирования или просто конструирование – это такой вид деятельности, при котором дети активно занимаются моделированием. Дети моделируют пространство, создавая в нем новые отношения между предметами. Это является отличительной особенностью данного типа деятельности.

Дети развивают образное мышление, учатся использовать наглядные и схематические карты, развивают свое представление об окружающих предметах.

Дети во время конструирования совершенно иначе начинают относится к обычным для них вещам. Их восприятие становится более качественным и чутким.

Модели – это то, что замещает реальные предметы во время игры. Модель всегда старается как можно точнее отобразить признак изображаемого предмета, повторяет его структуру, демонстрирует связи между отдельными его компонентами.

Деятельность конструирования невозможна без графического моделирования. Графическое моделирование позволяет детям учиться ориентироваться в предмете.

Обучая детей рисованию деталей на бумаге, нужно применять трафареты, которые должны быть выполнены из твердого материала и иметь прорези, соответствующие формам и размерам разных деталей. Так дети учатся находить подходящую форму и отображать ее на бумаге с помощью трафарета.

Старшие дошкольники начинают учиться работать с графическими моделями разных позиций в пространстве, они должны их преобразовывать, задействуя свой творческий потенциал.

Во время занятий при изучении любых тем можно использовать графические модели. С их помощью дети могут изучать дома, транспорт, мосты и другие объекты из реального мира. Например, прежде чем изобразить дом, можно изобразить схематически его фасад.

При работе с автомобилем можно изобразить его вид спереди. Изображая корабль, лучше нарисовать его сбоку. А изображая самолет – лучше изобразить его вид сверху.

После того, как дети хорошо научатся работать со схемами предметов с одной позиции, нужно перейти к обучению изображения предмета с трех разных сторон. И только после того, как графическое моделирование будет закончено, можно приступать к практическим действиям.

Условие третье – конструирование должно сочетаться с другими режимными типами деятельности.

Конструирование – это, безусловно, очень важное занятие для общего формирования личности детей. Часто оно сочетается с такими занятиями, как лепка из пластилина, рисование на картоне, раскрашивание красками.

В результате ребенок одновременно занят разными видами деятельности. Он учится заранее в своем воображении представлять результат готовой работы. Это дает возможность ему лучше планировать свою деятельность.

Также очень полезно внедрять в занятия по конструированию игровые элементы. Во время игровой деятельности детям проще придумывать что-то новое. Например, они могут придумать, как самостоятельно создать игрушку, которая ему нужна в данный момент.

Во время игр дети все время что-то сооружают. Они строят дома, возводят мосты, создают самолеты или автомобили. Дети, которые создают что-либо сами, испытывают сильную потребность поиграть с этим.

На каждом занятии по конструированию можно придумывать разные игры. Очень важно создавать игровую мотивацию, которая является хорошей альтернативой категоричной постановке задачи.

В то же время такая мотивация побуждает детей активно действовать, оказывать помощь, выручать тех или иных сказочных героев, создавать подарки для своих близких. Таким образом, серьезная конструкторская деятельность наполняется игрой.

Наблюдая за детьми, можно заметить, что для конструирования и для ручного труда с помощью игры по-разному формируется их мотивация.

Конструирование должно давать ребенку перспективу поиграть в интересную игру. Дети начинают создавать вокруг себя игровую обстановку. Также с помощью правильного мотивационного воздействия можно объединить детей в общую практическую деятельность. Дети приобретают опыт в построении новых сюжетов, а сами по себе занятия становятся для них очень значимыми.

Таким образом, деятельность конструирования или просто конструирование в детских садах – то неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процессов. Его же применяют и в коррекционных целей при работе с детьми. Поэтому важно сочетать конструирование с другими режимными видами деятельности, которыми обычно заняты дети. Это позволяет ребенку учить моделировать окружающее его пространство. Так он проявляет свои собственные индивидуальные восприятие и мышление.

Связывая конструирование с иными видами деятельности увеличивает успешность проводимой формирующей работы. Дошкольники так с большим интересом погружаются в учебный процесс, их воображение становится более развитым, а сенсорный опыт обогащается.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector