Проектная деятельность в детском саду

Учебник по проектной деятельности Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

Проектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в детском сада в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов и имеют влияние на формирование готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Проекты в старшей группе могут быть как краткосрочными и выполняться в течение одного занятия, так и долгосрочными и продолжатся в течение одного года обучения в детском саду.

Если ребёнок выполняет простое задание в течение короткого периода времени, например, нарисовал рисунок, то это не будет являться проектом. Это своего рода проектная деятельность.

Если детям было дано задание нарисовать то как они видят к примеру ту или иную ситуацию, событие и каждый из детей в рисунках отражает своё видение, а затем все обсуждают эту тему, то это уже исследовательская деятельность.

Любые проекты можно разделить на этапы:

  1. На первом этапе это постановка задач и предметное указание на тему проекта, которые могут быть игровыми и сюжетными. Дети должны вникнуть и вжиться в роли сюжета или игры и по своему доразвить тему, задачи и способы реализации. Так будет проявляться их исследовательская активность и самостоятельность в готовности к принятию решений.
  2. На следующем этапе воспитатель оказывает помощь в формировании детьми образных решений задач. Группа детей делится на подгруппы с требуемым количеством игроков и распределяют между собой, кому какая роль отведена в проекте.
  3. Дальше дети начинают реализовывать проект с помощью уже имеющихся у них умений и навыков. Воспитатель играет роль координатора и старшего помощника, его советы оказывают значительное влияние на формирование у детей готовности к проектной деятельности.

В основном воспитатель является просто наблюдателем. Дети должны сами развивать свои навыки. По итогам готовности проекта, его реализации, воспитатель вместе с детьми делает презентацию для всеобщего обозрения, показа родителям и воспитателям способностей обретённых детьми в ходе выполнения проекта. В этом процессе идет формирование презентационных умений у дошкольников.
Девочка рассказывает о проекте

Тематика любого проекта может быть совершенно различная: от игрового, творческого до информационного, или исследовательского. Результаты могут реализовываться множеством всевозможных способов. Этапы проектов: выбор цели проекта, разработка, выполнение, подведение итогов – всего четыре этапа.

Виды проектов:

  • Творческие – подготовка к проведению праздничных мероприятий, утренников/
  • Исследовательские – дети ставят различные опыты с предметами, ситуациями, образами и по другим заданиям, а затем всё это оформляют в виде выставок, специальных уголков, в альбомном виде или стенгазетами/
  • Игровые – когда дети реализуют задачи под видом сказочных персонажей при розыгрыше сюжетно-ролевых постановок. В таких проектах происходит формирование воображения у детей/
  • Информационные – дети в этих проектах полностью самостоятельны, по заданиям они сами собирают сведения, реализуют свои индивидуальные и личностных навыки, при этом большое влияние здесь играет умение ребенка ориентироваться на собственные предпочтения в социальной сфере.

По окончанию проекта формируется общий материал для создания уголков проведенной творческой работы. Занимаясь проектной деятельностью, дети старших групп дошкольного образовательного учреждения, учатся самореализовать свои способности, развивают самостоятельность, происходит формирование социальной компетентности ребенка, и с такими навыками в дальнейшем легче вживаются в современное общество.

Оригинальное мышление дошкольников выводит их совершенно на другой уровень развития и предшкольной готовности, более приспособленный к внешнему миру. При этом мировоззрение ребёнка не изменяется, а приспосабливается к быстрому реагированию и выполнению нужных действий в различных неординарных ситуациях. Проблема готовности к осуществлению проектной деятельности и развитию детей в данном случае возникает не с увлеченными детьми, а с безрассудством и безразличным отношением взрослых к детям. Если ребёнок увлечённо играет и не шумит, то взрослые перестают обращать на него внимание. Баловство детей – это скорее всего способ привлечь к себе внимание, дитя как губка – стремится к чему-то, ему нужно впитать знания, навыки, он спешит всё познать, но ещё не определён в своих чувствах и ощущения, восприятиях. Большинство педагогов дошкольного образования любят своих воспитанников, относятся к ним крайне чутко, но не стоит за детей делать всю работу. Чрезмерная отзывчивость и помощь не помогут детям развиваться и тем более не научат самостоятельности, готовности самим принимать определенные решения в проектах.

Ребёнок сам должен осуществлять замысел проекта, а педагог должен уметь проанализировать проектную деятельность и помочь детям разобраться в ситуации, просто направляя их в нужный поток, а не подсказывая. В детях должны развиваться самостоятельность, активность, инициативность, а после этого у них появится много идей для групповых проектов. Начав тему подарков, на знаменательный праздник, у дошкольников сразу сформируется огромное множество идей о том какие сделать подарки, их полное описание, свойства, кому и как подарить.

К примеру, на утренник для родителей дети сами предложат и костюмы, и декорации, и игровые сюжеты, преобразованные из уже полученных знаний и представлений, озвучат стихи и песни, и кто, что будет делать. К празднику мам дети придумают и дизайн и текст открыток, предложат подарить какие-нибудь шарики с ленточками.

В старшем дошкольном возрасте у детей уже накапливается достаточный багаж знаний и порой они могут даже удивить и воспитателей, которые занимаются с детьми все эти годы.

Проектная деятельность для того и организована, чтобы развернуть проблемную ситуацию, привести к готовности действовать самостоятельно, а не выполнить какое-то одноактное действие.

С другой стороны для осуществления проектной деятельности должна быть соответствующая мотивация – это не просто проявление или привлечение интереса ребёнка. В проект должно быть вложено и понимание ситуации и должно произойти осмысливание выполняемых ребёнком действий.

Приводя пример подготовки к празднику можно просто выполнить все в соответствии с заранее подготовленной программой. Вроде бы обычное мероприятие, которые проводятся ежегодно и не раз, все действия описаны и расписаны пошагово, казалось бы никаких в этом специфических премудростей нет.

Воспитатель, как обычно, заинтересовывает детей в преддверие проведения праздничных мероприятий, однако проектная деятельность начнётся в том случае и в тот момент когда воспитатель и воспитанники обретут и осознают сам смысл проведения этого праздника, обретут для себя его значение, важность для себя, окружающих и страны, почувствуют творческое вдохновение.

Ребёнку перед подготовкой к празднику нужно объяснить в связи с чем он проводится, для чего этот праздник устроен, по какой причине, каким способом мы должны проявить свое отношение к празднику и так далее.

Ответы и рассказы воспитателя должны навести на смысл празднования именно этого праздника, чтобы начать работу по поиску способов реализации проекта.

Проект в своём представлении должен быть адресным, а не облачным, в конечном итоге он должен на кого-то опираться, поскольку дошкольник в проекте выражает свое отношение и это отношении должно к кому-то быть обращено.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector