Как научить детей правильно произносить звуки?


Звукопроизношение у детей дошколят очень часто требует коррекции. Умение делить слова на слоги поможет вашему малышу произносить сложные, длинные слова и будут способствовать в подготовке к овладению навыками чтения и письма.

Предложите ребенку поиграть в такую игру:

Игра «Занимательное путешествие»

Цель: научить ребенка делить слова на слоги. Подготовить к чтению

Ход игры: Предложите ребенку игру: я называю слово, а ты разбирай его на слоги.

При этом ты будешь шагать и разделять слово на слоги. Сколько слогов, столько и шагов.

Например: торт – 1 шаг, книж-ка – 2 шага, ма-шин-ка –
3 шага, те-ле-ви-зор – 4 шага, биб-ли-о-те-ка – 5 шагов,
ви-де-о-маг-ни-то-фон – 7 шагов.

А теперь я назову, сколько слогов имеет слово, а ты вспомни слово с названным количеством слогов. Шагами проверь, правильно ли ты подобрал слова.

В игре может принимать участие вся семья.

Звукопроизношение у детей и преодоление речевых недостатков

Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков.

Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Пропуск звуков характерен почти для всех детей в возрасте до трех лет. Если ребенок в одном слове громко произносит определенный звук, а во втором – в сочетании с согласным его выпускает, то это не является дефектом речи.

Например, в слове «молоток» ребенок правильно произносит звук Т, а в слове «стол» его пропускает – «сел».Некоторые дети могут пропускать целые склады с трудными звуками. Чаще всего пропускаются звуки Р,Л,Ш,Ж,Ч,Щ,С,З,Ц и звуки К,Г.

Такие изъяны, если родители систематически не работают с детьми, могут длиться до 6-7-летнего возраста.

В дошкольном возрасте встречаются замены одного звука другим. Если быть невнимательными к звукопроизношения ребенка, то такие замены могут оставаться надолго. В речи дошкольников чаще всего происходит замена:

  • Шипящих Ш,Ж,Ч свистячими С,С,Ц;
  • Свистящих С,З,Ц шипящими Ш,Ж,Ч;
  • Шипящих и свистящих звуками Ф,В,Т,Д;
  • Звуков К,Г звуками Т,Д;
  • Звука Р звуками Л,И, звука Л звуками Л,ЛЬ,Й;
  • Звуков Р,Л звуками В,Г.

К нарушения звукопроизношения относятся также искажения звуков, неправильная их артикуляция. Дети 3-4 лет часто смягчают согласные звуки. Наблюдается нечеткое произношение согласных, приближение одного звука к другому, их уподобление, приводящие к искажению слова.

Довольно часто встречается межзубная произношение звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Т,Н,Д,Л; боковая произношение звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Щ,Г. Такое произношение звуков, если своевременно не обратить на нее внимание, может остаться на всю жизнь.
Чистое и правильное произношение звуков зависит от многих факторов.

Значительную роль играют индивидуальные особенности ребенка, состояние его психического развития.

Звукопроизношение у детей - причины недостатков

Недостатки произношения звуков могут быть обусловлены повреждением центрального (головной мозг) или периферического отделов речевого аппарата вследствие инфекционных болезней или врожденных пороков. Но у большинства детей дошкольного возраста недостатки звукопроизношения наблюдаются и тогда, когда нет изъянов речевого аппарата. Они объясняются особенностями его строения.

Какие же особенности речевого аппарата детей дошкольного возраста? Голосовые связки и гортань дошкольника короче, чем у взрослого. Язык менее подвижный и гибкий и занимает значительно большую часть ротовой полости, чем у взрослого. Этим и объясняется звонкий голос детей и звуков.

У детей 6-7 лет во время выпадения молочных зубов наблюдается шепелявость. Общей причиной недостатков звукопроизношения является несовершенная работа центральных аппаратов слуха и речи, которые содержатся в коре головного мозга. Дошкольники не всегда отчетливо воспринимают на слух речевые звуки.

Движения их речевых органов неточные, несовершенны. Этим можно объяснить неустойчивость произношения детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Звукопроизношение у детей чаще всего зависит и от правильного дыхания.

Различают языковое и неречевое дыхание. Речевое дыхание детей дошкольного возраста . как и их речевой аппарат, отличаются от дыхания взрослых. Поскольку у дошкольников небольшой объем легких, слабые дыхательные мышцы, речевое дыхание неглубокое, частое, вдох порывистый, иногда судорожный, шумный, с резким поднятием плеч, вдох происходит перед каждым словом или в середине слова.

Упражнения на звукопроизношение у детей и развитие речевого дыхания

  1. «Дуновения на бумажку». Тоненький лист бумаги нарезать мелкими кусочками и предложить ребенку дуть на них.
  2. «Перекатывание ваты». Перекатывать силой выдыхаемого воздуха ваттной шарика по поверхности стола.
  3. «Гашение свечи». Гасить свечу на расстоянии.
  4. «Надувание пузырей». Ребенок дует с такой силой, чтобы на поверхности воды образовались пузырьки
  5. «Дуй на бабочку». Взрослый изготавливает бумажного мотылька , привязывает его к палке, держит ребенка над головой и предлагает дуть на него.
  6. «На качелях». На горизонтальной нитке прикрепляют разноцветные бумажные фигурки кукол. Ребенок силой выдыхаемого воздуха раскачивает их.
  7. Можно также предложить сдувания одуванчика на прогулке, надувание шариков, детских резиновых игрушек, прокручивание карандаша силой выдыхаемого воздуха, игра на губной гармошке и др.

В 3-4 года продолжительность выдоха должна обеспечивать произношение фразы из 2-3 слов («один, два, три»), в 5-6 лет – из 3-5 слов («один, два, три, четыре, пять»).

Продолжительность между выдохом и новым вдохом должна равняться фразе «достаточно, еще раз». Еще до школы дети должны научиться правильно пользоваться речевым дыханием в активной речи.

С детьми 3-4 лет целесообразно использовать игровые упражнения для гимнастики языка. Приведу пример сказки про веселый язычок:

«Жил-был веселый язычок. Жил он в своем домике. А этот домик-рот. Домик открывался и закрывался. Вот так!(Взрослый показывает, предлагает ребенку открыть и закрыть рот.) Язычок то выбежит из домика, то снова спрячется в нем. (Предлагает детям повторить).

Язычок все, что увидит, хочет сам сделать. Увидел, как котенок хлебает молоко, и сам стал хлебать. Вот так! Покажи, как это делает язычок.

(После этого язычок «облизывает варенье», «идет, как часы», «пилит дрова» и выполняет другие упражнения. Язычок становится постоянным действующим лицом на всех занятиях и поет песни – «Песенка водички», «Песенка паровоза» и т.д.)

Для закрепления правильного произношения определенного звука с ребенком следует изучать стихи, чистоговорки, скороговорки на те звуки, которые у ребенка уже поставлены, но не закреплены.

Последовательная и систематическая работа с ребенком над формированием звукопроизношения способствует своевременному исправлению языковых недостатков.

Ссылка на основную публикацию