Виды детского труда


Доля времени, которое дети проводят за столами (партами), телевизорами и компьютерами, в значительной мере увеличилась по сравнению даже с серединой XX века.

Прежде всего, это сказалось на уменьшении времени, что традиционно посвящался детьми таким видам деятельности, как игровая, трудовая и общение.

Подвижные игры детей в детском саду на свежем воздухе постепенно вытеснились другими — дидактическими (лото, конструкторы, кроссворды) и компьютерными, особенно в крупных городах.

Вспомните, когда вы последний раз видели ватагу детей, которые бегали и играли в жмурки, салки, казаков-разбойников, «классики» или прыгали через резинку?

Современные дети, как правило, гуляют и играют под присмотром взрослых, а значит руководствуются указаниями типа: «не бегай — упадешь», «не прыгай — разобьешься», «слезь, кому сказала» и тому подобное. Поэтому чаще всего во время прогулки они роются в песочнике, качаются на качелях, или просто сидят рядом с родителями.

Не удивительно, что диагноз «гиподинамия» нашел свое место среди болезней большого числа детей в дошкольном возрасте.

Стремительный жизненный темп современной ячейки общества негативно отразился на детский труд. Родители постоянно спешат, не хотят ждать, когда дитя само умоется, оденется, застелет кровать, расчешет волосы, застегнет пуговицы или зашнурует ботинки. Конечно, взрослый все сделает быстрее, но… чего стоят тогда разговоры о несамостоятельности ребенка?

Застегивает пуговицыПервый вид детского труда — самообслуживание, состоящее в уходе за телом, одеждой и продолжается в течение всей жизни. Новейшие технологии способны облегчить ее, но заменить в полной мере не смогут никогда. Умываться, вытирать нос, причесываться, чистить зубы, следить за своим внешним видом и вещами малыш должен сам. Приучать малыша к тому, что называется детский труд, следует с первого года жизни. Тяжелая изначально, со временем эта работа должна стать привычной для ребенка.

Учителя начальных классов все чаще жалуются на несамостоятельность первоклассников, как тех, которые посещали детский сад, так и тех, которые воспитывались в домашних условиях.

Несамостоятельность со временем перерастает в неаккуратность и небрежность, становится препятствием успешной социализации ребенка в условиях школы.

Следовательно, взрослые должны поддерживать разные виды детского труда и самостоятельность ребенка на этапе дошкольного детства. Негативное отношение дошкольника к детскому труду и обслуживанию себя любимого — результат ошибок со стороны взрослых.

Рассмотрим некоторые виды детского труда.

Хозяйственно-бытовой детский труд — второй, не менее важный вид труда детей. Общеизвестно, что детей дошкольного возраста характеризует способность к подражанию и желание действовать по примеру взрослых). Уже в 2-3 года ребенок с удовольствием тянется «помочь» маме накрыть на стол, помыть посуду, пол, полить цветы, ей хочется и порезать ножом фрукты, и полепить с бабушкой вареники, и размешать тесто, и еще много-много чего.

Бесконечную радость приносит детям 4-5-летнего возраста такой детский труд, как мытье посуды, кухонной раковины или других поверхностей с помощью современных моющих средств, которые содержатся в ярких упаковках, хорошо пахнут, красиво выглядят, образуют мягкую пену да еще и пузыри! Конечно, расход этих средств у ребенка намного больше чем у взрослого. А есть еще и аллергия, простуды и нежелание родителей переделывать после малыша домашнюю работу.

Поэтому стремление ребенка к участию в трудовой деятельности взрослых поддерживаются незначительным количеством родителей. Лозунг современных родителей: «Иди, не мешай!».

Итак, хозяйственно-бытовой детский труд ребенка дошкольного возраста в семье сводится к уборке игрового уголка и складыванию вещей на стульчике перед сном. Однако, парадоксально, но уборка игрушек — не самое сложное задание для ребенка. Ведь когда он берет в руки хоть одну из них, возникает желание поиграть, а не спрятать в ящички, поставить на полку.

Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей не может убирать игрушки быстро, отвлекается на игру, а, следовательно, наталкивается на недовольство родителей, что может проявиться в любой форме — от изменения тона голоса с доброжелательного на раздраженный до вмешательства взрослых в процесс уборки, осуществляемой в недопустимо грубой форме. Результат? Недовольство друг другом, что постепенно усиливается и впоследствии может оказаться как в вербальной, так и в иной форме.

Хозяйственно-бытовой детский труд в семье является, пожалуй, самой доступной и полезной для малыша дошкольного возраста деятельностью. Именно хоз.-бытовая деятельность в детстве способствует всестороннему развитию ребенка —

  • физическому, при этом малыш не сидит на месте, а движется, укрепляются мелкие мышцы рук и глаз;
  • умственном,поскольку формируется сенсорная сфера, малыш обретает новые стороны знаний;
  • моральном, так как в процессе труда устанавливаются характерные черты — гуманность, ответственность, исполнительность и др;
  • трудовом, поскольку у дошкольника начинают формироваться трудовые умения и навыки, положительное отношение к процессу и результату труда;
  • эстетическом — ведь именно этот вид труда помогает сделать квартиру уютной и красивой.

Родители недооценивают значение хозяйственно-бытового труда для всестороннего развития ребенка, ограничивают его стремления и возможности неправильными методами руководства трудом детей, закладывают негативное отношение к нему, что может остаться на всю жизнь.

Мальчик с лейкойДетский труд в природе — третий вид доступной работы для ребенка в детском саду. Эта деятельность самая интересная для них, ибо природа всегда выступает источником самых ярких впечатлений, предоставляет ребенку возможность действовать не просто с предметами, а позволяет соприкоснуться с живыми объектами.

Дети способны ухаживать за растениями: комнатными, садовыми, огородными, а также за отдельными домашними и декоративными животными. В процессе ухода и выполнения определенных трудовых действий в наблюдаемых объектах природы происходят изменения: комнатные растения подрастают, цветут, семена садовых и огородных растений прорастают из земли, развиваются и дают плоды, животные (аквариумные рыбы, декоративная птичка, котенок, щенок, цыпленок, хомячок или морская свинка) изменяют свой внешний вид: растут, проявляют свои эмоции, демонстрируют привычки.

Однако ребенку трудно самостоятельно их заметить, поскольку изменения, отдаленные во времени, а внимание ребенка всегда сосредоточено на том, что есть здесь и сейчас.Результат любого труда в природе, как правило, удаленный. Здесь ребенка, в первую очередь, привлекает сам процесс труда (копание, рыхление, поливка растений, кормление животных).

Привлекает возможность самостоятельного познания (знаете, как много интересного можно найти, просто копая ямку в земле для высадки, например, корневища георгин: тут вам и разный цвет и состояние почвы, всевозможные мелкие корешки, маленькие существа, живущие в земле), а также равноправного общения со взрослыми (Я с вами!), стремление к положительной оценке своих действий с их стороны (Ты наш помощник, совсем взрослый, что бы мы без тебя делали!) и ощущение причастности к семье (Мы все — вместе).

Интерес к труду в природе и возможности его удовлетворить у детей, проживающих в сельской и городской местности, разные. Заметим, что дети сельской местности более приближены к природе, и детский труд в саду, на огороде и у животных является для них обычным.

Уход за животными привлекает детей больше, чем работа на огороде. Этот труд понятней, окрашенная положительными эмоциями благодарного общения, кратковременная. Детям поручают покормить кур, кота, налить им воды, нарвать травы кроликам или положить к их кормушке корнеплоды: свеклу, морковь и тому подобное.

По уходу за растениями огорода, то здесь часто можно наблюдать нежелание детей помогать взрослым. Причина, как правило, кроется в результате сильного загрязнения как одежды, так и отдельных частей тела. К тому же работа на огороде требует большего времени, знаний, внимательности, точных движений. Ребенку, который вышел на огород вместе с бабушкой или мамой, сначала нравится выполнять предложенную работу: вбрасывать в выкопанные взрослыми лунки картошку, собирать землянику,  малину. Они с удовольствием собирали бы и огурцы, однако, вследствие плохой координации движений, часто портят ботву, помогали бы в прореживании моркови или свеклы, но не способны сделать это с такой точностью, как надо.

Прополка растений огорода совсем не нравится детям, поскольку такого вида детский труд однообразен и утомителен.

Но дети любят поливать растения и здесь могут пригодиться взрослым, используя для этого собранную в корыта или ведра дождевую воду и маленькую леечку или просто ковшик. Единственное противоречие, которое мешает успешно делать это ребенку — желание поливать в самые жаркие часы дня и необходимость поливки растений в утренние или вечерние часы.

Так и получается, по мнению взрослых, ребенок все время делает все не так, а попросту — мешает, Только во время посадки овощей весной и сбор урожая осенью ребенок может успешно помогать взрослым, не подвергаясь опасности окрика, наказания, однообразия, а значит и усталости. В летний же период содержание деятельности ребенка дошкольного возраста достаточно ограничено даже в сельской местности.

В городе этот вид труда сведен к минимуму. В условиях семьи он ограничен поливанием одного-двух комнатных растений, растущих на подоконнике и кормлением домашнего любимца (кота или собаки), если такой есть в доме.

В дошкольном учреждении пространство деятельности немного, больше при условии, что в детском саду есть огород и цветник, и воспитатель систематически организует там работу детей. К сожалению, количество дошкольных учреждений, имеющих настоящий собственный сад, огород, ягодник, цветник постоянно уменьшается.

Дети мастерятХудожественный труд приводит к конкретным результатам. Занимаясь им, дети получают различные поделки из подсобных материалов. Ножницы, нитки, иголки и другие материалы, помогают соединять отдельные части в единое изделие, дети могут изготавливать интересные и изящные сувенирчики для близких и знакомых (поздравительные открытки, шкатулки, самодельные игрушки), предметы для игр (картонные мебель, коврик, полотенце для куклы), атрибуты праздничного убранства к празднику: гирлянды, флажки, снежинки, фонарики.

Дети с удовольствием занимаются ручным трудом в детском саду, поскольку их привлекает возможность действовать с разнообразными, яркими и необычными материалами, исследовать, изменять и преобразовывать их по своему желанию. Ребенок чувствует себя творцом, что стимулирует его умственную и физическую активность.

Стремление к результату побуждает к волевым усилиям, а сам результат выступает источником положительных эмоций как самого ребенка, так и людей его ближайшего окружения. Ведь созданные ребенком изделия часто назначаются другому человеку — как подарок кому-то из родных, знакомых, используемые в повседневной жизни, что делает его более эмоциональным и ярким.

Ручной детский труд приносит наибольшее удовольствие ребенку, направлен на воспитание сенсорных чувств (осязательных, зрительных, слуховых), псих.процессов (воображения, мышления, речи), моторных навыков, эстетического чувства, моральных качеств.). Однако организация художественного труда с детьми дошкольного возраста требует особого внимания и руководства со стороны педагогов и родителей, заключается в обеспечении детей всеми необходимыми для этого материалами и обучении способам работы с ними.

Отметим, что в зависимости от возраста детей и их индивидуальных предпочтений удельный вес каждого вида труда в их жизни может быть разным. Отношение ребенка к труду в значительной мере зависит от отношения к нему взрослых, что находятся рядом.

Ссылка на основную публикацию