Как научить детей трудиться совместно


Совместный труд детей — сложная форма коллективной детской деятельности, предполагающей достижение общей цели через выполнение последовательных трудовых действий, который переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия при этом имеют определенную завершенность.

Совместный труд только тогда положительно влияет на детей, когда воспитатель создает для этого соответствующие условия, предварительно готовит дошкольников к неve. Совместной работt детей, как правило, предшествуют групповые занятия, на которых воспитатель знакомит детей с трудовыми задачами, правилами их выполнения, распределением обязанностей между детьми.

Наиболее сложная форма организации детского труда это — взаимодействующий труд, когда дети распределяют обязанности, помогают друг другу, оценивают свою работу и работу товарищей, чувствуют полезность своей работы, получают чувство удовлетворения от нее.

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности рассматривается в исследовании В. А. Павленчик.

Автор обращает внимание на то, что действенность позитивного влияния сверстников можно обеспечить при целенаправленном комплектовании микрогрупп, учитывая: уровни сотрудничества, уровень трудовых умений и навыков, характер выборочных отношений, положение ребенка в группе и связанную с этим активность, настойчивость. На формирование у детей умения действовать сообща, устанавливать положительные взаимоотношения влияет ряд факторов.

Группа детейСреди них В. А. Павленчик определяет: структуру организации трудовой деятельности, целенаправленное воздействие педагога, а также влияние сверстников. Особую роль автор отводит воспитателю, ведь правильная организация и надлежащее педагогическое руководство трудовым процессом способствует возникновению положительных взаимоотношений между детьми.

Если воспитатель не учитывает объективных причин, которые побуждают детей общаться, не обращает внимания на реальное состояние отношений и не регулирует их на основе моральных норм, они приобретают характер стихийного опыта поведения, негативные проявления доминируют и закрепляются. Вот почему педагогическое руководство взаимоотношениями дошкольников — первоочередная воспитательная задача.

На первое место выступает, в частности, необходимость активного участия вместе с другими детьми в труде, который имеет общую пользу. В старшем дошкольном возрасте социальные мотивы приобретают все большее значение среди других мотивов поведения, и этому способствует ознакомление с профессиями взрослых. Однако, есть здесь и определенные трудности, поскольку конкретные результаты общественно полезного труда можно показать наглядно, тогда как раскрыть моральную сторону его, то есть доказать значимость выполнения моральных норм, намного сложнее.

Данные многочисленных исследований подтверждают сложность формирования представлений о коллективном характере человеческого труда, чтобы преодолеть ее, нужно как можно чаще организовывать совместное выполнение дошкольниками трудовых задач (В. Г. Нечаева).

Развитие мотивов, которые определяют общественное направления трудовой деятельности детей, осуществляется несколькими путями: предложением изготовить подарок своим родным, малышам, друзьям-школьникам, гостям детского сада, а также выполнением ряда посильных видов работ в процессе углубленного ознакомления с трудом взрослых. Ни один из них, однако, не является универсальным.

Опыт воспитателей показывает, что стремление ребенка сделать что-то полезное наиболее ярко проявляется в приятной для него деятельности, связанной с чувством (сделать подарок), и не всегда распространяется на умение помогать взрослым в повседневной жизни, делать приятное другим без подсказки и контроля. Для формирования ценных социальных мотивов нужны трудовые задачи, которые бы соответствовали знаниям детей об обществе, о трудовых и моральные обязанностях людей.

Необходимо, чтобы содержание задач, отобранных для коллективного выполнения, давало возможность объединять детей в небольшие подгруппы; чтобы в процессе работы воспитатель широко использовал методы, направленные на формирование у дошкольников способов согласования действий и позитивных форм общения.

Девочки ухаживают за растениямиОрганизация совместного труда детей в старшей группе становится систематической. Организовывая совместный труд детей, воспитатель должен продумать все основные компоненты руководства этой деятельностью. Он определяет место и время для совместного труда детей, продумывает его содержание и формы исполнения, распределение обязанностей между детьми, обеспечивает согласованность в их действиях, общее руководство всем коллективом.

Воспитатель заранее назначает время и место совместной работы, планирует ее содержание. Время для нее в режиме дня выделяют или утром, или во время прогулок в первой и второй половине дня, иногда и во время занятий.

Совместная работа детей представляет собой самую сложную форму их объединения, поэтому организация этой работы рекомендована только в старших группах детского сада на этапе, когда дети уже имеют достаточные трудовые навыки и умения. Важная особенность овладения моральными нормами в совместной работе — то, что в виде конкретных правил и практических действий они теряют просто повелительное значение. Выполнение их становится обязательным, поскольку без этого невозможна успешная деятельность
и достижение положительного результата.

Итак, совместный (или коллективный) труд детей, а также взаимопомощь в этой работе выступает не только важным средством трудового воспитания, но и первой школой нравственности.

В совместном труда критерии выполнения детьми трудовых заданий могут быть определены в двух направлениях:

  1. Характер выполнения детьми самих трудовых задач, их умение и усердие в работе, качество выполненной работы.
  2. Характер взаимоотношений детей в процессе совместного труда: умение детей помочь друг другу, их требовательность к своему труду и труду товарищей, умение распределить обязанности труда, организовать рациональное выполнение задачи, согласовывать свои действия с другими детьми.

Ссылка на основную публикацию