Малыш, там может быть опасно...


Как обеспечить безопасность ребенка, если ему очень хочется все попробовать, все увидеть, ко всему прикоснуться...

Жаждой как можно быстрее познакомиться с окружающим миром горят любопытные глаза детей. Но это знакомство, к сожалению, не всегда безопасное.

Дети дошкольного возраста часто попадают в ситуации, которые угрожают их здоровью и жизни.

Методы обучения детей безопасности

Педагоги убедились, что наиболее эффективными методами для развития воображения детей об опасных поведение, об опасности вообще являются экспериментальная деятельность, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование (тренинги).

Естественная детская любознательность, стремление быть самостоятельным, отсутствие жизненного опыта и осторожности, упущение родителей — и малыш в одном шаге от трагедии.

Взрослые не могут обеспечить безопасность ребенка, поместив малыша в капсулу, изолировать от окружающей среды. Каждый день он неизбежно рискует.

Дорога, электрические устройства, огонь, животные и растения, да и обычные бытовые вещи могут стать опасными, поэтому детей следует учить видеть риск, избегать его и спасаться при опасных ситуациях.

Активным и любознательным дошкольникам не нужно говорить «нельзя», призывать механически заучивать запреты и правила. Они должны понять, почему нельзя и что будет, если не слушаться.

Можно предложить им очень простые эксперименты и исследования. Например, рассказать об организме человека и наглядно продемонстрировать, к чему приводят невнимательное поведение.

В частности, взять глиняные палочки, соединить их с помощью пластилина и завернуть в салфетку. Они будут имитировать руку человека.

Воспитанникам предлагается сбросить модель с высоты, сильно ударить, придавить дверью. Дети самостоятельно сделают вывод, что при определенных условиях кости человека легко ломаются.

Воспитатель может ударить о качели или ступени лестницы обычную тыкву. Дети увидят, что в нем появилась трещина, и сделают вывод, что падать опасно, нужно осторожно ходить по лестнице и играть на детской площадке.

Экспериментирование при изучении дорожной безопасности

Хороший эффект дает экспериментирование при изучении дорожной безопасности. Дайте ребенку сначала посмотреть через мокрое и запотелое стекло, а потом — через чистое.
Безопасность ребенка
Станет понятно, что водитель не всегда может видеть перед собой дорогу. Эксперимент с неожиданным выбрасыванием надувного мяча перед детьми, что идут, поможет понять, что машина не сможет остановиться мгновенно, если неожиданно выскочить перед ней на дорогу.

Очень впечатляют детей эксперименты, показанные в учебных лентах канала “Дискавери” (особенно о последствиях аварий для пассажиров, которые не зафиксированы ремнем безопасности).

Метод конкретных ситуаций

Интересный и действенный метод конкретных ситуаций. Он позволяет не только познакомить воспитанников с потенциальной опасностью и риском, но и приучает анализировать причины происшествий, прогнозировать развитие событий.

Советуем начинать с анализа завершенных ситуаций (фрагмент киноленты, сюжет из интернета).

Когда накоплен хороший багаж представлений об опасности и правилах безопасного поведения, можно предложить визуально статические ситуации (фото), чтобы поразмышлять о возможных вариантах развития событий.

Время от времени мы рассматриваем и реальные ситуации на дорогах. Во время экскурсии к пешеходному переходу дети видят настоящие нарушения, как водители и пешеходы не обращают внимания на светофор и т.д.

Ситуации, которые воспитанники увидели, они после проигрывают. Если эти ситуации были четко проанализированы с педагогами, у детей закрепятся полученные представления.

Безопасность ребенка - формирование постоянных привычек самосохранения

Очень важная часть работы — формирование постоянных привычек самосохранения в опасных ситуациях.

Во время тренингов у малышей есть возможность смоделировать адекватные варианты поведения в чрезвычайной ситуации, закрепить их последовательность, понять свою способность спастись.

Наиболее простые тренинги — это вызов экстренных служб по телефонам безопасности, движение по лестнице, по льду, спасение из задымленного помещения.

Тренинги безопасного поведения

Опыт показал, что наиболее сложными для детей являются тренинги по общению с незнакомыми людьми.

Именно эти игры требовали многочисленных повторений. Не таким легким было и освоение алгоритма правильного перехода улицы: действия-провокации со стороны педагога легко отвлекают внимание детей, а их нужно научить переключаться только на дорогу, если они на пешеходном переходе.

Понятно, что система работы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности не ограничивается вышеназванными методами и формами.

Педагоги широко используют дидактические и творческие игры, художественное слово.

Физкультурно-оздоровительная работа способствует развитию у детей быстроты реакции, координации движений и двигательных навыков.

Детский сад поддерживает тесную связь с сотрудниками ГАИ и МЧС, большой интерес у малышей вызывают занятия с настоящими спасателями. Воспитанники даже смогли одеться в специальную одежду спасателей.

Не остаются в стороне и родители воспитанников. Хорошие результаты дала работа родительского клуба “Остров безопасности”.

Папы и мамы принимают участие в открытых занятиях и тренингах, закрепляют правила безопасности дома.

Отметим, что материалы, предлагаемые родителям, были в значительной степени адаптированы: вместо теоретических сведений, которые бывают насыщены специальной терминологией, используются практические советы, изложенные понятно и просто.

Знать об опасности — прогнозировать опасность — по возможности уклониться от опасности — при необходимости действовать: спасать или спасаться.

Так можно сформулировать основные аспекты работы педагогов почти всех детских садов по обучению детей безопасному поведению и самосохранению.

Использование активных методов обучения позволяет педагогам и родителям обеспечить безопасность ребенка, а воспитанникам быстро и хорошо усвоить необходимые представления об опасности.

Не нужно жалеть времени и сил на то, чтобы научить малышей беречь себя, ведь результат этих усилий — безопасность ребенка, его счастливая жизнь и здоровье.

Ссылка на основную публикацию