Нужно ли готовить пятилеток к школе?

Понятие «дошкольное образование»

Надо правильно понимать термин «дошкольное образование» пятилеток.

К сожалению, и сегодня образование трактуется как обучение (а не единство развития, воспитания и обучения).

Эта сознательная или бессознательная погрешность достаточно опасная, поскольку сужает задачи дошкольного учреждения, жестко привязывая его к будущему обучению ребенка в школе, а отсюда и вывод: пятилеток следует обучать читать, считать, писать (по сути это «опустить» возраст начала школьного обучения).

Но это противоречит идеям образовательного стандарта и новой государственной образовательной программе. Получается, что умение ребенка считать, читать, писать из средства превращаются в цель дошкольного образования.

Задачи дошкольного образования

Однако дошкольное образование должно не только «вооружать» пятилетнего ребенка предметными знаниями, а, прежде всего, способствовала личностному росту, формированию основ жизненной компетентности, воспитанию элементарных реалистичных представлений о мире и самом себе, оптимистического мировоззрения, прививанию навыков практической жизни.

  • Чем особый период пятилеток - период дошкольного детства?
  • На что должны обращать внимание педагоги, работая с детьми данного возраста?
  • Чем отличаются пятилетние дети от шести – семилетних?

Как известно, чаще всего, определяя возраст ребенка, имеют в виду количество прожитых им лет, то есть его календарный, паспортный возраст. Но сам по себе он далеко не все определяет!

Особенности пятилетних детей

Пятилетки различаются между собой биологическим, психологическим и социальным возрастом. Один пятилетний ребенок может опережать кого-то из шестилеток по показателям физического, психологического или социального развития, другие – иметь эти показатели ниже среднестатистических для своего возраста. Вот что должно быть отправной точкой в оценке времени поступления малыша в школу.

В то же время пятилетний возраст можно считать в целом спокойным, таким, что «заключает» достижения предыдущих этапов, лишенных критических периодов.

Рядовой пятилетний малыш физически ловкий, социализирован, владеет родным языком, открыт для контактов с людьми, что его окружают, любознательный, знает основные правила поведения, ориентируется в ожиданиях относительно себя разных людей, имеет элементарные представления о мир и самом себе.

Это – не чистый лист, с которым можно делать что угодно, а открытая миру, доверчивая, искренняя личность со своей внутренней жизнью, мечтами и предпочтениями.

Концепция дошкольного образования как образовательного стандарта программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» вполне справедливо ориентирует на признание и сохранение самоценности дошкольного детства, приоритета детских видов деятельности; организацию полноценной жизнедеятельности, преобладание общего и целостного развития дошкольника как личности над организацией занятий-уроков по школьным предметам.

Вероятные риски

  1. Вынужденность руководителей дошкольных учреждений под давлением необходимости максимально удовлетворить спрос на обязательное образование пятилеток, ограничивать прием малышей первых четырех лет жизни, что повлечет за собой правомерное недовольство родителей, нарушит их права.
  2. Формальное понимание учителями, приобщенными к образованию пятилетних малышей (если такие группы создадут при школах), своих задач, подмены ими полноценной детской жизнедеятельности проведением занятий-уроков, использование в работе сугубо школьного инструментария.
  3. Возможно возникновение дисбаланса – искусственного приближения жизни старшей группы дошкольного учреждения к школьному и попытки учителей превратить первый класс на детский сад.
  4. Вероятность подмены учебной деятельности игровой, игнорирование различий в их целях, результатах, характере злоупотребления игровыми приемами, нецелесообразно сочетание свободной и обязательной, регламентированной деятельности.
  5. Желание некоторых дошкольных учреждений «узаконить», материализовать факт получения пятилетним обязательного дошкольного образования, засвидетельствовать это «характеристикой», «картами», «сертификатом».

Стоит напомнить: к первому классу общеобразовательной школы должны принимать каждого ребенка, которому исполнилось шесть лет.

Назначение педагогов – создать благоприятные, комфортные условия для развития юной личности, формирование у нее целостной и реалистической картины мира, ценностного отношения к природе, культуры, людей, самого себя; способствовать становлению основ компетентности малышей. Независимо от места их пребывания!

Ссылка на основную публикацию