Как подготовить к школе малыша?


Поступление ребенка в школу - это значительное событие в жизни каждой семьи.

Девчушка или мальчик получает статус «школьника».

Школа вносит новый смысл в жизнь ребенка.

У школьника появляются определенные обязанности, которые он должен добросовестно выполнять.

Должен хорошо учиться, придерживаться школьных правил согласовывать свое поведение с требованиями, традициями и желаниями школьного коллектива.

Когда ребенок подготовлен к школе, ему сравнительно легче приспособиться к новым условиям.

Смысл подготовки дошкольника к школе

Чтобы подготовить малыша к школе недостаточно научить его считать, распознавать буквы, читать. Но подготовка к школе имеет гораздо более широкий смысл.

Мотивационная и умственная готовность ребенка к школе, эмоционально волевое развитие физическое закаливание ребенка обеспечиваются совместными усилиями как дошкольного учреждения, так и семьи.

Школьное обучение - это серьезная нагрузка в жизни ребенка, и он к ней должен быть хорошо подготовлен, прежде всего, физически.

Учебная деятельность дошкольника

В дошкольном возрасте учебная деятельность не находится в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как у младших школьников.

Здоровый ребенок быстрее, чем слабый, привыкает к школьному режиму, к необходимости тихо и спокойно, сдерживая свои желания, сидеть на уроках.

В детском саду по специальной программе проводится работа по укреплению физического состояния детей.

Повседневная утренняя гимнастика, занятия по физическому воспитанию, режим - физически закаляют детей, развивают мышцы, влияют на осанку. Родители должны всячески поддерживать эту работу на пользу своего ребенка.

Для того, чтобы ребенок рос здоровым, чтобы усилить способность организма к сопротивлению с инфекционными болезнями, надо привить ему определенные гигиенические навыки.

Утром и вечером он должен чистить зубы, каждое утро умываться, перед употреблением пищи мыть руки, перед сном мыть ноги - все это превратится в привычку для него самого в дошкольном возрасте . Ребенок сам может причесываться, чистить себе обувь и одежду.

В детском саду и дома дети приобретают эти умения. В них воспитывается желание быть чистыми и хорошо одетыми. Если ребенка приучить в определенное время вставать, кушать, ложиться спать, это будет способствовать укреплению здоровья, подготовит его к выполнению школьного режима.

Дети в семье также как и в детском саду должны отдыхать после обеда. Очень важно обеспечить ребенку летом перед поступлением в школу хороший отдых.

Готовность ребенка к школе - условия подготовки

Одним из главных условий, подготовки ребенка к школе является формирование у него психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школе и к школьному обучению характеризуется рядом черт. Первой из них является наличие положительного отношения к учебе, к школе, желание учиться.

Специальные исследования показывают, что основным мотивом поступления детей в школу и желание учиться формируется у детей в процессе усвоения знаний. Чем ярче и богаче раскрываются перед ними явления природы и общества, тем более удачно проходят занятия, тем больше возбуждается интерес к знаниям.

Желание учиться укрепляется по мере того, как ребенок овладевает способностью ставить учебную цель и мотивировать ее.

Итак, одна из основных задач воспитателей и родителей заключается в том, чтобы пробуждать у детей желание учиться, воспитывать интерес к знаниям, любовь к школе на основе формирования у них реальных представлений о ней и о требованиях школьного обучения.

На темы школьной жизни можно говорить и дома, и во время прогулки, и даже когда пришли в гости к знакомым, в семье которых есть школьники. Дошкольники очень любознательны.

Своими "почему?", "зачем?", "как?" они проявляют интерес к окружающему миру, пытаются познать его. Не все можно доступно и квалифицированно объяснить ребенку, не на все их вопросы найдется готовый ответ.

Например: нельзя доступно ребенку объяснить происхождения молнии, дождя, тайну рождения, причины смерти и т.д. Что же делать в таких случаях? Недопустим отрицательный ответ : "не знаю", "не понимаю", "отстань".

Лучше сказать ребенку, что когда пойдешь в школу, будешь внимательным, узнаешь об этом явлении подробнее. Благодаря подобным объяснениям у детей создается представление, что школа существует не для того, чтобы играть, а чтобы узнать новое, неизвестное.

Готовность ребенка к школе и умственное развитие

Второй чертой готовности к школе является достижение ребенком необходимого уровня умственного развития и развития его познавательных возможностей. В дошкольном возрасте дети могут систематически усваивать знания и умения по специальным программам. Усвоение знаний и умений на занятиях в детском саду не у всех детей происходит одинаково.

Умственное развитие начинается с познавательной деятельности. Познавательная деятельность включает два процесса: восприятия и мышления. Каждый день в группе проводятся различные занятия.
Готовность ребенка к школе
Это занятия по ознакомлению с окружающим, природой и развитие речи, математика, физическое воспитание, музыкальное воспитание, рисование, аппликация, лепка, обучение грамоте, подготовка руки к письму и др. Каждый день дети приобретают определенные знания по тем или иным разделам программы, чему-то учатся, узнают что-то новое.

Иногда родители интересуются, что учили сегодня их дети в детском саду, чем занимались, с чем познакомились, что писали, рисовали или лепили. А это нужно делать. Тогда и ребенок будет чувствовать, что ему нужно быть внимательным, потому что дома спросят об этом.

Подготовка к школе дома

Закреплять знания ребенка, приобретенные в детском учреждении, необходимо и дома. Это делать можно везде, когда и где угодно. Вот вы идете с малышом домой.

Спросите его, чем он занимался в детском саду, что ему читали, какое стихотворение учили? „Ну-ка расскажи мне то, что ты запомнил?” Играйте с ребенком. Предложите ему придумать слова на определенный звук, продолжить предложение, составить слово из слогов. Этим вы будете развивать у ребенка внимание, мышление, наблюдательность.

Развивая мышление ребенка, нужно насыщать его сложными, но доступными задачами. Такие задачи лучше всего развивают и возбуждают мысль. Одновременно с развитием мышления развивается и речь ребенка. До поступления в школу ребенок должен научиться чисто и правильно произносить все звуки в словах, связно говорить, уметь выражать свое мнение.

Воспитатели стараются всегда поправить ребенка, если он не правильно произносит слово или говорит какое-то предложение. За этим нужно следить и дома, потому что намного сложнее переучить ребенка, привыкшего неправильно говорить. Если ребенок неправильно говорит, не выговаривает все звуки, то и в школе он будет иметь проблемы с чтением и грамотным письмом.

Некоторые родители уже учат детей в дошкольном возрасте писать буквы, цифры.

Этого не следует делать. Лучше давать детям больше возможности рисовать, раскрашивать, лепить, играть с мелкими конструкторами, печатать. Таким образом, развивая мелкую моторику руки, вы будете готовить ребенка к письму.

Волевые качества в подготовке к обучению

Важной чертой готовности ребенка к школе является достижения им нужного уровня в формировании волевых качеств, навыков. Ребенка нужно в определенной степени подготавливать к новому образу жизни (общение с товарищами, учителем, соблюдение правил для учащихся, готовности к выполнению учебных заданий, общественных поручений). Детей нужно приучать выполнять свои обязанности без напоминаний.

Если они привыкнут действовать только по указанию взрослых - это плохой показатель их готовности к школе. Важно также воспитывать общую культуру поведения.

Воспитать у ребенка любовь к труду - это значит подготовить его к школьному обучению.

В старшей группе дети должны самостоятельно одеваться, раздеваться, завязывать шапки и шнурки на обуви, помогать друг другу это делать. Если ребенка не приучать работать в коллективе, выполнять до поступления в школу определенные трудовые обязанности, то для него окажутся чужими общественные интересы, он не будет считаться с требованиями коллектива.

Большинство детей старшего дошкольного возраста уже имеют навыки самообслуживания, умеют дежурить по столовой, в уголке природы, помогать воспитателям в подготовке к занятиям. Дежурные по столовой накрывают столы для завтрака или обеда, получают с няней еду, помогают раздавать посуду, потом собирают ее и вытирают столы.

Также дети в старшей группе моют игрушки, стулья, столы, цветы. Большинство детей выполняют это с удовольствием. Но бывают случаи, что кое-кто отказывается от этих обязанностей.

Некоторые дети не умеют доводить начатое дело до конца. Чтобы у ребенка прививались определенные трудовые навыки и обязанности, нужно и дома давать посильные трудовые поручения. Пусть что-то сначала у него будет не так, подбодрите, скажите, что завтра это получится лучше. Больше говорите ребенку: „Ты мой помощник, давай сделаем определенную работу вместе, или помоги мне."

Обучение - это труд и для некоторых детей работа нелегкая. От того приучили ребенка работать, а главное выполнять определенные обязанности, в значительной степени зависит успешность обучения его в школе.

Школа не просто дает ребенку определенный минимум знаний. Она потребует от него самостоятельности в овладении этими знаниями. Способность приобретать знания состоит в процессе выполнения самостоятельных работ, в процессе повседневных поисков, решений.

Таким образом, готовность ребенка к школе и школьная зрелость определяется многими факторами. Все их надо иметь в виду, готовя детей к школе.

Ссылка на основную публикацию