Методика Л.Шелестовой «Учимся читать»


«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В. А. Сухомлинский

Шестилетний ребенок, который приходит в 1 класс, испытывает большое желание учиться.

Почему же так часто уже в 1 классе можно услышать от детей: «Не люблю читать!», «На уроке чтения не интересно!»?

А родители жалуются: «Не могу заставить читать дома!», «Читаем, читаем, а о чем — не понимает!»

Почему же так? Что отталкивает ребенка от чтения? Почему для многих детей чтение — тяжелая нудная работа?

Причин тому множество. Это и нагрузки, которые не отвечают возрастным возможностям ребенка, и неинтересные тексты для чтения, и неразвитый фонетический слух, и проблемы здоровья (недостатки зрения, слуха).

Что делать? Как помочь ребенку?

Во-первых, чтобы ребенок с удовольствием и желанием читал, надо ежедневно ему читать вслух. Даже если ребенок уже умеет читать сам, он ждет, чтобы ему почитали взрослые.

Этот духовный и эмоциональный контакт — важный момент в достижении цели. Будьте психологами в общении со своим ребенком!

Только на интересном материале, только в доброжелательной обстановке, только в игровой деятельности удается привлечь пассивных детей к систематическому умственному труду, дать возможность ребенку почувствовать успех, поверить в свои силы.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, которые были не очень охочи до серьезной и систематической тренировки и которые протестовали против требования родителей «прочитать еще страницу», смогли преодолеть трудности чтения через игру.

Игра — это универсальный метод обучения ребенка

В дошкольной педагогике доказано: обучать детей нужно в игровой форме.

Однако на практике так бывает не всегда. Как только малышу исполнится 5-6 лет, мы сразу предлагаем ему освоить «серьезную» науку: буквы, слоги, слова, предложения. Игровые задания используются редко.

Ребенок не успевает опомниться, а от него уже требуют высокого темпа чтения. Правильно ли это? Всегда ли малыши легко и с удовольствием выполняют такие задания?

Конечно, нет. Не все дети легко усваивают абстракции - буквы и звуки. В большинстве из них преобладает конкретно-образное мышление, поэтому довольно трудно дается запоминание изображений букв, соединение их в слоги и тому подобное.

Когда начинать обучать детей чтению?

Для родителей и педагогов этот вопрос всегда был и остается дискуссионным. Существует мнение, что это лучше делать в 6 – 7 лет, а кое-кто считает, что даже трехмесячный малыш уже способен усвоить азы чтения.

Конечно, такие радикальные взгляды поражают оригинальностью и новизной, но истина, видимо, где-то посередине.

Исследования показывают, что лучше всего начинать обучать детей чтению с 4-5 лет (хотя во многих случаях можно начинать с двух лет).

Для каждого ребенка этот возраст определяется индивидуально, в зависимости от его общего развития, условий жизни, окружения, интересов ребенка и запросов семьи и тому подобное.

Над проблемой эффективного обучения дошкольников чтению работало много ученых, и значительным достижением в этом есть обучение чтению по слогам (М. Зайцев, Н. Компанец, А.Федина, С. Федун и др.).

Учить детей читать легче, интереснее, с гораздо большей пользой для их общего развития предлагает старший научный сотрудник Института проблем воспитания АПН Украины Людмила Шелестова, автор методики обучения чтению дошкольников, которая в течение 12 лет апробируется в дошкольных учебных заведениях Украины.

Методика Шелестовой - это метод развивающего чтения, которая подчинена задачам общего развития ребенка. Этот подход соответствует современным дидактическим требованиям и тенденциям психолого-педагогической и медицинской наук.

Методика Шелестовой предполагает бучение чтению в игровой форме в процессе различных видов деятельности на основе слогового принципа

Методика Шелестовой - учим дошкольников читать

Цель: учить без нагрузки читать, способствовать общему развитию ребенка: интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, представление об окружающем мире.

Задачи:

Усвоить азы чтения, выполняя предлагаемые игровые задания, доступные и интересные детям (с использованием карандаша, ножниц, задания, предполагающие манипулирование предметами, с использованием голоса, передвижения в пространстве, а также сочетание различных видов работ)

Расширять знания об окружающем мире, совершенствовать навыки различных видов деятельности (рисование, лепка, вырезание, конструирование и тому подобное), сочетать логическое и ассоциативно образное мышление ребенка в восприятии нового.

Придерживаться принципа максимального разнообразия.

Методика Шелестовой

Методика Шелестовой - одна из лучших методик обучения чтению дошкольников, которая в течение многих лет апробируется в дошкольных учебных заведениях.

Методика предполагает использование специального пособия, которое выполняет двойную функцию: рабочая тетрадь для детей и пособие для взрослых по вопросам организации и методики обучения.

Последовательность обучения

Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий в логической последовательности – постепенно по определенному алгоритму от простого к сложному:

  • ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных;
  • ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы;
  • отыскивание слогов с новой буквой среди других слогов;
  • выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова);
  • составление слов из уже известных слов, т. е. чтение слов.

Ссылка на основную публикацию