Интересные методы обучения чтению


Сегодня большинство детей учится читать еще до школы. Родители прилагают много усилий, чтобы научить ребенка читать, промышленность отвечает им, создавая многочисленные дидактические материалы.

Существует много подходов, как научить ребенка читать, основное их отличие в том, что воспринимается как неделимая единица информации.

При фонетическом чтении, единицей выступают звуки.

Детей сначала учат звуком, потом звуки объединяются в слоги, а потом в слова.

Частой ошибкой при обучении является попытка родителей называть отдельные буквы «правильно», то есть вместо звука применять название буквы.

Детям трудно понять как «ЭМ-А-ЭМ-А» превратилась в «МАМА».

Деткам русскоязычным проще овладевать фонетическим методом, чем, например, английским малышам, ведь в русском языке почти нет случаев, когда слово читается не так, как оно пишется.

Этот метод является традиционным. Нас учили читать именно так.

Слоговое чтение

Популярный сейчас метод слогового чтения принимает за единицу информации слог. При этом детей сначала учат читать слоги, а потом слова из них.

В таком методе несвязанные с гласными согласные обычно выделяются как отдельный слог, например «С-ТО-Л».

Наиболее известный слоговый метод – это метод Зайцева.

Метод целого слова, известный также как метод Глена Дормана, основанный на том, что ребенок учит слова целиком.

Родители готовят много карточек со словами и показывают их ребенку.

Показывается, что написано, ребенок запоминает слово как цельный иероглиф, а потом, анализируя различные «иероглифы», сам составляет для себя правила чтения.

Развивающее обучение — опыт

Идея внедрения новых подходов к обучению появилась у меня после двухнедельных курсов по развивающей технологии М. А.Зайцева.

Цель развивающего обучения — дать детям широкую картину мира, научить самостоятельно добывать знания, использовать их на практике, не бояться ошибиться, находить пути решения проблем.

Важно полностью отойти от стереотипов традиционной системы, что довольно сложно. Педагог в этом процессе выступает в роли координатора, советника.

Изучив теорию, я решила реализовать ее на практике. Подготовка к каждому занятию требовала нестандартного подхода, ломки стереотипов, смелости. Я поняла, что главным стимулом обучения становится не поощрение и наказание, не конкуренция, а сам процесс познания нового.

Атмосфера теплых, дружеских, доверительных взаимоотношений положительно влияет на здоровье детей, педагога и родителей. Взрослые должны направить внимание ребенка на то, что он сам пока не может увидеть; должны стремиться, чтобы эти открытия ребенок делал вместе с ними, а не просто получал знания в готовом виде. Все эти процессы имеют подтверждение в моем опыте.

Как научить ребенка читать с пособием Зайцева

Я решила провести занятие-ознакомление с пособиями Зайцева. На нем присутствовали родители. Это помогает войти в методику, заинтересовывает детей: кубики можно потрогать, услышать звучание, сравнить по цвету и размеру. Дети задают вопросы, умственная деятельность активизируется.

В свою очередь и родители заинтересовываются, разбираются сами и помогают детям выполнять игровые упражнения.

Педагог — ведущий, родители — помощники, дети — зрители и участники. Все вместе с педагогом поют вертикальные столбцы слоговой таблицы.

Следующий этап — печатание и проговаривание вслух: “Добрый день! Меня зовут Вера Андреевна”. Каждый ребенок по очереди с помощью педагога печатает свое имя, потом пишет его на листке с помощью родителей. Дети на занятии активны, ждут следующих заданий, чтобы показать себя. Доброжелательность и спокойный тон укрепляют веру в свои силы.

Проблемой современного образования является потеря интереса к учебе. Задача педагога в том, чтобы не допускать этого, находить пути и методы поддержания у воспитанников стремления учиться. В этом большую роль играет методика Н.А.Зайцева.

Имя как средство обучения чтению

Психологами исследовали проблему, как научить ребенка читать и пришли к выводу, что это можно стимулировать, используя свое имя. Ведь собственное имя человека — это символ персоны, возможность общения в обществе. Поэтому для каждого ребенка имя — очень важное понятие. Для установления эмоциональной связи между педагогом и ребенком, между сверстниками предлагаются следующие виды работы: составление имен на кубиках; написание имен детей и членов семьи, имен друзей по таблице; печатание имен на листах бумаги.

На одном из занятий каждый ребенок с помощью педагога составляет свое имя указкой по слоговой таблице. На следующих занятиях проводится игра с кубиками “Как тебя зовут?”.

Например, Катя. Всего два кубики: КА-ТЯ. Затем кубики переворачиваются-переставляются, снова выставляются (КА-ТЯ). Снова кубики переворачиваются-переставляются. Предлагается девочке самой поставить кубики правильно.

Научить ребенка читать по кубикам

Запомнить, какой кубик взять сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запомнить свои кубики, а на них — свои слоги. Учиться составлять и прочитывать слово слева направо не очень просто, но после одного-двух-трех веселых, непродолжительных занятий Катя научится составлять свое имя, потом находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики среди других.

Аналогичная работа проводится со всеми детьми в группе. Дети чувствуют внимание воспитателя к каждому, понимают важность своей личности, желание оправдать доверие помогает в освоении навыка чтения.

Игра в обучении

Важным аспектом в воспитании ребенка как личности является воспитание уважительного отношения к старшим. Дети должны знать своих родственников, их имена — в этом помогает игра “Поезд”. Поставили паровозик, за ним — вагончики из кубиков.

Спросить, кто в этом вагончике поедет? А маму возьмем? (МА-МА). В следующем — ПА-ПА, потом СО-БА-КА, друг ТО-ЛЯ, ДЕ-ДУ-ЛЯ и т.д. И вот поезд отправляется.

На остановке все идут играть. В это время вагончики переставляются. Как теперь узнать, кто где едет? И снова задание: “Где едет мама? Кто в этом вагоне?”

Когда дети не умеют еще читать, то педагог как можно чаще “печатает” по таблице, одновременно показывая и произнося слова. Помочь могут и дети, которые читают. Постепенно совершается переход к такому виду работы, как диктант с указкой.

Превращение звуков в знаки

Главное в этом виде работы вот в чем: сделать написание — превращение звуков в знаки — понятным и легким. Педагог хочет, чтобы при написании в тетради ребенок встречался только с моторно-мускулатурными трудностями. Текст, который читает педагог, дети пишут указкой по таблице, обязательно называя слоги и знаки препинания. Ошибся — отдай указку, желающих много.

Один пишет, другие внимательно наблюдают. Голова поднята, глаза внимательно следят за перемещением указки, никто не горбится, всякий готов прийти другу на помощь.

Диктант с использованием знаков препинания быстрее выводит детей в осмысленное, правильно интонационное чтение, так как знакомит, приучает ко всему, с чем нужно будет бороться в озвучивании текста. Но это еще и упражнение на удержание внимания, а также подготовка мышц глаз к движениям, необходимым для будущего чтения.

Дети подходят к таблице и слушают стихи, в которых часто повторяются некоторые слоги из таблицы:

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
Забиваем мы голы
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
Возле окон на полу.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
Не заметили стекла.
ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ
Мы не били по стеклу.
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
Только нет в окне стекла.

Далее проводится беседа по содержанию:

  • В какую игру играли дети?
  • Где они играли?
  • Можно ли играть в футбол в комнате?

Ответив на вопросы, дети повторяют стихотворение хором и коллективно читают его на таблице. Текст читается на доске сначала медленно, потом с ускорением темпа.

Педагог предлагает детям найти и прочитать определенные строки. Затем дети отвечают на вопрос: “Какими кубиками нужно выкладывать слоги “лы-лы-лы” — большими или маленькими?” Дети подбегают к таблице, находят нужные слоги, подбирают кубики, выкладывают на столе.

Обращается внимание на слог “ли”. Аналогичная работа проводится с остальными слогами, которые повторяются в стихотворении. В конце занятий педагог раздает детям карточки, где записан текст стихотворения, чтобы они прочитали его вместе с родителями.

Дети в процессе обучения чтению должны зрительно воспринимать слова не только на кубиках, таблицах, но и написанные на доске или в книге. На отдельных карточках, прикрепленных к доске, написаны имена всех детей.

Предлагается выбрать названное педагогом имя, например, Никита. Сам мальчик или кто-либо из сверстников подходит к нужной карточке и прочитывает слово. Дальнейшая работа проводится аналогично. При возникновении трудностей педагог не подгоняет детей, обращается за помощью к слоговой таблице, к кубикам.

Если все имена прочитаны, детям нужно выбрать имя своего друга, отделить его от остальных. Так создаются микрогруппы. Следующим этапом является работа по букварю. Дети прочитывают имена с открытым слогом с буквой “а”.

Конструирование предложений

Еще один интересный метод, как научить ребенка читать. Из кубиков можно выкладывать предложения для отработки умения конструировать предложения по схемам. Дети видят каждое слово и соотносят его с прямоугольником в схеме.

Кроме слоговой таблицы и кубиков, неоценимой помощью в работе являются и слоговые картинки “Кто вокруг живет?”, “Что вокруг растет?”.

Картинки с надписями слов, разбитых на слоги с верхней стороны и без картинки с обратной. Ударный слог выделен другим цветом. Опыт показал, что дети быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, проводить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в озвучивании слова без обычных для начального чтения запинок.

Такой подход — научить ребенка читать — не соответствует делению слов на слоги. Составные картинки используются для чтения слов. При объяснении темы “Деление слов на слоги” используется прием “рука под подбородком”. Второй эффективный способ определения количества слогов, сколько гласных, столько и слогов.

Поскольку каждое занятие обучения грамотности начинается с пения таблицы, дети точно знают гласные буквы.

Исходя из опыта работы, чтобы быстро научить ребенка читать, педагог включает в занятие слоговые картинки Зайцева. Он по очереди показывает картинки с надписями ЛИПА, СОСНА, ЕЛЬ, ЗАЯЦ, ОЛЕНЬ, ЛИСА. Дети прочитывают сначала сторону с картинкой, а потом сторону без картинки.

12 правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

ПРАВИЛО 1. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал.

Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории.

Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

ПРАВИЛО 2. НИКАКИХ БУКВ

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «рэ» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «рэ». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, рэ, сэ).

ПРАВИЛО 3. УЧИТЕ СЛОГИ, А НЕ БУКВЫ

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове.

Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

ПРАВИЛО 4. ПОВТОРЯЙТЕ

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке.

Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

ПРАВИЛО 5. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова.

Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

ПРАВИЛО 6. УЧИТЕ ПРОСТЫЕ СЛОВА

Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

ПРАВИЛО 7. УЧИТЕСЬ ВЕЗДЕ

Идете гулять? Отлично!

Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

ПРАВИЛО 8. ИГРАЙТЕ!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

ПРАВИЛО 9. ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ

Интерес к чтению возникает у детей около 5 лет. Но все мы знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии.

Некоторые готовы к обучению уже в 4 года, а некоторым придется отложить этот процесс до 6-7 лет. Родителям очень важно не упустить этот момент, ведь именно в этот период научить чтению будет намного проще.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки.

ПРАВИЛО 10. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту.

Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

ПРАВИЛО 11. ЧТЕНИЕ С ЗАКЛАДКОЙ

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

ПРАВИЛО 12. ЧАСТЫЕ ЗАНЯТИЯ

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать. Заключение

Главное правило любого обучения – терпение и доброжелательное отношение к малышу. Не кричите и не выходите из себя, когда у дочки или сыночка что-то не будет получаться. Не нужно мучить ребенка чтением, это отобьет у него охоту и желание читать.

Ссылка на основную публикацию