Не рано ли обучать чтению в дошкольном возрасте?

Пособие обучение чтению Дошкольное обучение детей

Обучение чтению по программе «Я в Мире»

В соответствии с Государственной базовой программой развития ребенка «Я в Мире» научиться читать – не самое главное задание для дошкольника, однако при желании детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать обучение элементам грамоты и обучение ребенка чтению.

Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их читают взрослые, они проявляют интерес к познанию букв и проявляют желание научиться читать самим.

У отдельных детей интерес к буквам и желание научиться читать возникает значительно раньше. Поэтому важно в этой ситуации поддерживать желание детей познавать новое, избрав для этого соответствующие методы.

Яркая и привлекательная книжка поможет, с одной стороны, сделать процесс обучения чтению легким и интересным для детей, с другой – способствует общему развитию ребенка: его интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, восприятие, расширение представлений о мире.

Надо поставить за цель не только научить ребенка читать, но и влиять на личностное развитие ребенка в целом, которое понимается, согласно структуры личности, как развитие способностей, характера, опыта, интеллекта, психофизиологических свойств (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли).

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать обучение ребенка чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Ознакомление детей с буквами и слогами

Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.

Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.

Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.

Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.

Авторская методика обучения детей чтению

В авторской методике заложен принцип максимального разнообразия. Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий с использованием разных видов деятельности, которые призваны разнообразить их деятельность, удивить и порадовать их.

Задания в книге изложены в логической последовательности. Изучение каждой буквы предполагает определенный порядок действий: ознакомление с слогом, отыскивание определенных слогов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова, составление слов из уже известных слогов.

Такое многократное повторение слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.

Книга выполняет двойную функцию: рабочей тетради для детей с овладения процессом чтения и пособия для взрослых по вопросам организации и методики обучения.

Именно поэтому тот, кто работает с ребенком — педагоги, родители, дедушки или бабушки, гувернеры — может сэкономить время и уменьшить усилия для подготовки занятий с ребенком.

В то же время, взрослый имеет возможность проявить собственное творчество в способах подачи задач, в использовании дополнительных игровых приемов и проч.

Пособие адресовано одновременно воспитателям и родителям, благодаря чему обеспечивается согласованность их действий, избежания противоречий и ошибок в обучении чтению детей дошкольного возраста.

Предложенный учебно-методическое пособие учитывает требования Базового компонента дошкольного образования и базовой программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» относительно речевого развития и обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста.

Оно может быть использован в организации учебной деятельности детей в дошкольных учебных заведениях в форме занятий по обучению грамоте или индивидуальной работы, а также кружковых занятий для детей, которые проявляют ранний интерес и способности к чтению.

Кроме того, оно будет уместно в получении образования в практике семейного воспитания, гувернерства, в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, которые готовят детей к школе.

Как работать с книгой

Сначала ознакомьтесь с содержанием книги. Это поможет вам составить общее представление о сущности игровых заданий, вида деятельности, последовательность выполнения задач.

Ознакомьтесь с условными обозначениями, которые используются на каждой странице книги. Условные обозначения в виде символа обозначают тот вид деятельности, который используется в определенном игровом задании. Знание условных обозначений создает определенные удобства в работе с ребенком.

С каждым заданием ознакомьтесь заранее, чтобы у вас было время подготовить необходимое оборудование (бумага, ножницы, клей, карандаш, пластилин, природные материалы и тому подобное).

Если на занятие вы выберете несколько задач, то, конечно, подготовьте все необходимое для их выполнения. Во многих случаях после формулировки задачи мелким шрифтом подаются методические рекомендации и советы, которые помогут вам подготовиться к занятиям с ребенком.

Формулируйте ребенку задачу так, как она записана в книге. Однако, если вы и ваш ребенок (ваши дети, группа детей) любите пофантазировать, можете несколько изменить: расширить текст задачи, дополнить его именами сказочных героев, любимых игрушек вашего ребенка, кличками домашних животных. То есть, сделайте так, чтобы задание звучало именно для вашего ребенка (ваших детей, группы детей).

Например, в книге задание записано так: «Помоги белочке собрать орешки на зиму. Вырежи и положи в дупло орешки с буквой И».

Вы можете использовать такой вариант: «Сынок, ты, наверное, знаешь, что белочка готовит себе запасы на зиму, чтобы пережить лютые морозы? Ей надо насобирать и семян и орехов. Поможем ей подготовиться к зиме. Белочка будет тебе очень благодарна. Мы с тобой вырежем орешки только с буквой И, потому что они самые вкусные и самые сладкие. А потом положим их в дупло».

Если у малыша есть любимая игрушка, ее можно использовать как действующее лицо в игровых задачах. Известно, что для 4-летних дошкольников мотив «помочь» – один из самых стойких. Малыши охотно кому-то помогают, чувствуя свою полезность, значимость.

Поэтому некоторые задачи можно предлагать в виде вымышленной истории, скажем такой: «У куклы болит животик, но она не знает дороги к больнице. Выложи ей дорогу из квадратов, на которых есть слоги с буквой…», «Твой медвежонок хочет научиться читать и писать буквы. Покажи ему в слогах букву…» и тому подобное.

Такой подход усиливает мотивацию ребенка к выполнению заданий, способствует формированию у нее добрых чувств к другим.

Выполняя задания, обращайте внимание на рисунки и просите ребенка называть изображенные предметы. Если он испытывает трудности, помогите ему и объясните значение непонятных слов. Это закрепит ее представление об окружающем мире, расширит словарный запас.

Выполняйте задания в определенной последовательности, потому что они не являются случайным набором, а составляют четкую и логично выстроенную систему.

Переход от чтения слов к текстам

Переход от чтения слов к текстам осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в пределах задач из одной темы. В основе этого алгоритма заложено движение от простого к сложному:

Обучение ребенка чтению слов разделен на отдельные (простые) процессы:

  • узнавание и называние букв;
  • узнавание и называние слогов;
  • выделение слогов в структуре слова;
  • называние слогов в слове, т. е. чтение слов.

Исходя из содержания задач, давайте малышу необходимые пояснения, чтобы он правильно выполнил задание.

Например, задание: «Найди и вырежи квадраты с буквой А». Сначала обратите внимание ребенка на то, что на странице нарисовано несколько квадратов (их можно даже сосчитать, обратите внимание на цвет, размер и т.д).

Затем пусть ребенок найдет и покажет тот квадрат, который она будет вырезать. Если он показал неправильно, еще раз покажите ему букву, а затем снова предложите найти квадрат с такой буквой.

Формирование навыков чтения

Для формирования у ребенка устойчивых навыков чтения нужно обращать его внимание на буквы и слоги. В процессе выполнения задания и после окончания пусть он называет букву, которую выучил; слоги, изображенные на рисунке.

Не забывайте о том, что обычно ребенку младшего возраста легче запомнить материал, если он проговаривает его несколько раз вслух.

Не обязательно предлагать малышу выполнять за одно занятие 5 – 6 задач.

Помните: продолжительность занятий не должна превышать 10 — 20 минут для 4-летних детей и 20 – 30 минут – для 5 – 6-летних.

Если ребенок проявляет желание, такие занятия можно немного удлинять и проводить чаще: и каждый день, и дважды-трижды в неделю. Как правило, игровые задания нравятся малышам, и они охотно их выполняют.

Обучение ребенка чтению на занятиях

Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.

Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами. Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу.

Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.

Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.

Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.

Постановка задач при обучении чтения

На занятиях по чтению малыш должен чувствовать себя комфортно. Так, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, варьируется количество задач, место и темп их выполнения:

  • можно позволить ребенку выполнять задания не за столом, а сидя на коврике или в каком-то другом месте комнаты;
  • когда ребенок непоседлив, следует увеличить для него количество подвижных задач;
  • если малышу нравится красить, стоит позволить ему раскрасить все детали рисунка, а не только те, которые предусмотрены заданием;
  • ребенок медлительный — не следует форсировать выполнение заданий – это только повредит делу. Пусть продвигается присущим ему темпом;
  • не стоит упрекать малыша, если он чего-то не понял или выполнил задание неправильно. Пусть попробует еще раз или выполнит другую подобную упражнение.

Такой подход обусловлен целью деятельности: способствовать общему развитию детей, дать им положительные эмоции и привить интерес к чтению.

Ни в коем случае не надо заставлять ребенка читать, ибо принуждение вызывает сопротивление и возмущение. Не стоит говорить: «Надо учиться читать», «Андрюша не хочет читать, но нужно», «Сегодня будем учить буквы» и тому подобное.

Такие категорические указания отбивают у детей желание выполнять задание. Результативность занятий будет выше, если дети охотно будут принимать в них участие.

Вообще очень важно, чтобы процесс обучения чтению сопровождали положительные эмоции. Иначе ребенок быстро будет уставать, будет чувствовать дискомфорт, трудности и тому подобное.

Не забывайте хвалить маленьких учеников за их успехи, выражая радость, восторг, поддержку по этому поводу: «Ты молодец!», «Как хорошо ты справился с задачей!», «В следующий раз получится еще лучше!».

Техника обучения чтению

Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.

Напоследок дети учатся читать закрытые слоги.

По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.

Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.

Этапы обучения

Знакомить детей с буквами следует начинать с тех, что обозначают гласные звуки (раздел 1). Это надо делать последовательно, по очереди. Для изучения каждой буквы предлагается 5 – 6 задач: сначала – на ознакомление с буквой, затем – на ее нахождения в слогах и словах (ребенок показывает пальчиком, раскрашивает, подчеркивает, обводит, вырезает и т. п).

Выполняя задания раздела 1, не стоит заставлять ребенка сразу читать слоги. На этом этапе он только усваивает буквы, обозначающие гласные звуки и знакомится со слогом как наименьшей языковой единицей.

Для примера приведем задание на запоминание буквы В:

  • помоги ежику собрать груши с буквой В, соединив их карандашом;
  • своим телом изобрази букву В;
  • твоя любимая игрушка забила ножку, поплачь вместе с ней, произнося: «У-у-у…»;
  • составь из спичек букву В;
  • найди букву В, что спряталась в слогах, обведи ее карандашом;
  • раскрась в красный цвет клубнички, на которых есть слоги с буквой У.

Если ребенок свободно ориентируется относительно гласных звуков, переходите к изучению букв, обозначающих согласные, и чтение открытых слогов (раздел 2).

В основе чтения слов лежит умение читать открытые слоги, поэтому обучение ребенка чтению уместно начинать именно с чтения открытых слогов.

Чтение закрытых слогов можно усвоить на дальнейших этапах работы.

Заметим: для дошкольников важным является запоминание звуков, а не букв, поскольку малыш, увидев, скажем, изображения буквы Б, должен сказать [б], а не [бэ], и [в], а не [ве], [г], а не [е] и тому подобное.

А алфавитные названия букв ребенок без проблем выучит в школе, когда будет знакомиться с азбукой.

Одновременно нужно учить малышей замечать и образовывать с буквой, что изучается, открытые слоги (согласный + гласный) и находить эти слоги в словах.

Объясните ребенку, как надо читать две буквы, стоящие рядом, например: б + а = ба. Обратите внимание на артикуляцию, показывая ребенку, как читать все слоги с буквой Б.

Читайте их вместе с ребенком. Желательно это повторить несколько раз.

Так, изучая букву Б, предложите задачи:

  • раскрась барабан с незнакомой буквой, познакомься с буквой Бб;
  • выложи букву Б из природного материала;
  • напиши букву Б в каждом квадрате и узнай, что сказал барашек;
  • побарабань в барабан, произнося слоги ба, бо, бу, бэ, бы, би, маршируючи по комнате;
  • изготовь аппликацию, вырезав и приклеив шляпку каждой девочке;
  • найди и обведи в словах слоги с буквой б.

Во время выполнения задания необходимо следить, чтобы ребенок сразу читал вслух слоги, а не буквы, из которых они состоят).

В случае необходимости можно предложить малышам выполнить упражнение несколько раз – главное, чтобы они научились читать слоги правильно и быстро.

Следовательно, изучая каждую букву, желательно пройти такие этапы работы:

  1. Ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных.
  2. Ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы.
  3. Нахождения слога с новой буквой среди других слогов.
  4. Нахождения слога с новой буквой в словах. (Отметим, что не всегда открытый слог, который обводит ребенок в слове, совпадает с составом слова.
  5. Скорее мы просим ребенка обвести буквосочетание согласный + гласный, который для удобства называем составом. То есть, ребенок должен обвести определенную букву для обозначения согласного с последующей буквой в обозначении гласного звука.)
  6. Повторение ранее изученных слогов, составление из них слов; конструирование слов из новых слогов.

Если ребенок уже может свободно образовывать открытые слоги и уверенно их читать, стоит дать ему возможность читать одно — и двусложные слова.

Это усилит интерес к чтению, ведь иметь дело со словами гораздо интереснее, чем со слогами. Если возникают трудности, надо помочь ребенку прочитать слово. Вы, например, читаете первый слог, а малыш пусть прочитает второй.

Когда ребенок усвоит все согласные звуки, научится читать слоги, образующиеся с ними, овладеет одно — и двусложные слова, переходите к изучению слогов с йотированными буквами (раздел 3).

Обучение ребенка чтению этих слогов составляет для малышей определенные трудности, поскольку, в начале слова йотированные буквы обозначают два звука, которые нужно слитно произносить: я = [й] + [а], ю = [й] + [у] и тому подобное.

В середине или в конце состава после согласного йотированные буквы обозначают один звук и употребляются для смягчения предыдущего согласного звука.

Все это надо объяснить малышу, потренироваться вместе с ним в произношении новых звуков, сначала выполнить задания, которые предусматривают чтение слогов, в которых йотированные буквы обозначают два звука, а затем те, в которых они обозначают один звук. Далее предлагается закрепить знания о йотированных буквах, отыскав их в словах.

Ознакомление с мягким знаком и апострофом

После ознакомления с йотированными буквами ознакомьте воспитанников с мягким знаком, апострофом и особенностями чтения слогов с ними.

Уместно пояснить, что мягкий знак употребляется для смягчения предыдущего согласного, а апостроф — для раздельности произношения йотированного и предыдущего согласного. Сначала дети учатся читать слоги с мягким знаком и апострофом, а потом отыскивают их в словах.

Следующий этап – обучение ребенка чтению закрытых слогов (раздел 4).

Закрытые слоги (гласный + согласный) дети часто читают наоборот. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить следующие игровые задания:

  • дорисуй бабочкам крылышки, соединив точки. Прочитай слоги, написанные на крылышках;
  • соедини линией елки, на которых есть слоги с одинаковыми буквами;
  • выложи из палочек слоги: ша – аш, ну – ун, те – ит.

Выполняя эти задания, ребенок учится замечать различие между закрытыми и открытыми слогами, правильно их читать.

Затем следует перейти к изучению открытых слогов с несколькими согласными (согласный + согласный + гласный), чтение которых вызывает у детей определенные трудности, преодолеть которые помогут специальные задачи (раздел 5):

  • найди ключик к каждому замку (соедини их линией);
  • вырежи и разложи кирпича на грузовики;
  • вырежи слоги, которые бегут к книжке.

Объясните детям технику чтения таких слогов: сначала надо прочесть первый согласный, а дальше слитно читать открытый слог. Например: т⁞ра, к⁞ло и тому подобное.

Стоит обратить особое внимание на слитное прочтение буквосочетаний дж и дз, о чем подсказывает дужка, которая написана сверху над буквосочетаниями.

После того, как закончено обучение ребенка чтению разных типов слогов, переходите к чтению слов (раздел 6). Сделать этот переход плавным и интересным для ребенка опять же помогут игровые задания.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector