Эффективны ли игровые формы обучения дошкольника?


Сегодня можно наблюдать, что одна часть педагогов совсем отказывается от коллективных занятий, заменив их играми, индивидуальными беседами и другими формами работы.

А другая часть — отдает предпочтение коллективной форме, а индивидуальное и дифференцированное обучение используют как вспомогательное.

Модели дошкольного обучения

Особое место в дидактике занимают такие средства обучения-совокупность предметов и явлений, знаки (модели), действия и слово.

Различают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные).

Реализация принципа наглядности, репрезентация сложных абстрактных математических понятий в доступной форме, слово воспитателя, ребенка, художественное слово, разновидности дидактического материала способствуют формированию представлений и понятий.

Сочетание разнообразных игровых методов и способов прямого обучения помогает ввести детей в сферу логико-математических представлений. Развивающие игры, проблемные и поисковые задания активизируют детей, способствуют развитию самостоятельности, логического мышления.

Такие игры возбуждают умственные способности, требующие напряжения умственных сил, мыслительных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

Правильно организованная деятельность детей и воспитателя в процессе обучения обеспечивает достаточный уровень логико-математического развития дошкольников, то есть, формирование у дошкольников логического мышления, умения видеть и понимать взаимосвязи и зависимости между предметами и явлениями окружающего мира.

Развиваем интеллектуальную одаренность через раннее чтение

Почему возникает потребность в обучении чтению дошкольников?

Ведь этому можно научиться и в школе. Однако, как свидетельствует опыт, уже трехлетние малыши часто проявляют интерес к буквам, как к другим предметам и значкам.

Поэтому в этой ситуации важно поддерживать желание детей узнавать что-то новое. А значит, способствовать выявлению и развитию специальной одаренности, способностей и желаний.

Это не означает, что научиться читать — не самое главное задание для дошкольника.

Скорее — это возможность быстрого интеллектуального развития ребенка, активизации познавательных процессов.

Главное в этом деле не переусердствовать, ведь принуждение, неумелое управление этим процессом может вызывать отвращение и абсолютное нежелание учиться читать.

Когда можно начинать учить детей читать?

Этот вопрос был и остается дискуссионным. Для каждого ребенка этот возраст определяется индивидуально, в зависимости от общего развития, условий жизни, окружения, интересов семьи. Важно, чтобы этот процесс был неотрывен от игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте.

Сегодня на помощь мне, как воспитателю, пришли нетрадиционные методики раннего обучения чтению Глена Домана, Николая Зайцева, Людмилы Шелестовой, Евгения Чаплыгина.

Девочка изучает буквы

В дошкольной педагогике доказано: обучать детей нужно в игровой форме. В своей работе я использую методики, в основе которых игра, которая вызывает у детей радость, эмоциональный подъем, даже ощущение праздника, чтобы никто из детей не замечал, что их учат.

Сначала мы изучаем шесть букв, обозначающих гласные звуки (А, О, У, Э, И, Ы). Дидактический материал разработан на разноцветных геометрических фигурах, предметах. Дети усваивают названия цветов и геометрические фигуры, и буквы.

Обучение осуществляется на основе положений, методик:

1. Обучение чтению по слогам.

Известно, что состав — наименьшая фонетически законченная единица речи, то есть мы беседуем составами.

Поэтому целесообразно учить малыша называть сразу состав, а не отдельные буквы.

2. Проведение занятий в игровой форме.

Игровая деятельность — это естественная потребность дошкольника, поэтому я предлагаю детям такие задания:

  1. «Подари игрушкам букву» (собачке — А, крокодилу — В, и т.д.);
  2. «Вместе с любимой куклой поищи букву А, которая спряталась на таблицах» (развивающе-корректурные таблицы);
  3. «Закрась в зеленый цвет листочки, на которых есть склады с буквой О» и тому подобное.

Поскольку мышление у дошкольников наглядно-образное, дидактические материалы должны состоять не только из абстракции (графических изображений звуков, букв), но и из изображений конкретных предметов, на которых написаны буквы и слоги.

Использование наглядно-образного материала помогает детям лучше усвоить абстрактные понятия.

3. Применение дифференцированного подхода.

Процесс обучения чтению предполагает учет психологических особенностей типологических групп дошкольников (по признакам типа нервной деятельности, темперамента) и индивидуальных особенностей их физического и психологического состояния, предпочтений, интересов и желаний.

Такой подход обусловлен целью деятельности (общее развитие и положительные эмоции от деятельности, возбуждения интереса к чтению).

4. Соответствие содержания задач познавательным запросам дошкольников.

Содержание заданий подбирается на основе системного подхода: одновременно с буквами и слогами дети знакомятся с основными геометрическими фигурами, цветами, предметами и явлениями окружающей действительности; содержательный материал подбирается в соответствии с тем: «Животные», «Птицы», «Транспорт», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты, ягоды», «Лес» и тому подобное.

Таким образом, содержание чтения обеспечивает расширение кругозора дошкольников, развитие их речи формирование четкого представления об окружающей деятельности.

5. Техника чтения.

Если ребенок свободно ориентируется относительно громких звуков, переходят к изучению букв, обозначающих согласные звуки.

Следовательно, подчиняя обучение ребенка чтению цели общего развития и проводя занятия в игровой форме, можно легко сформировать у дошкольников положительную мотивацию деятельности и дать им прочные знания, умения и навыки, которые являются одновременно фундаментом для развития общей и специальной одаренности.

Ссылка на основную публикацию