Гимнастика для пальцев


Перестроечные процессы, происходящие в системе народного образования нашей страны, предполагаюют переход на систематическое обучение в условиях школе детей шестилетнего возраста.

Эффективность их обучения невозможна без всестороннего учета возрастных особенностей развития детей, их способности к усвоению знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами.

Среди многих проблем новой четырехлетней начальной школы одной из наиболее сложных и актуальных является формирование у самых маленьких ( шестилетних) первоклассников навыков письма.

Обучение письму — составная часть общей программы по родному языку, ее нельзя рассматривать изолированно. Она находится в тесной взаимосвязи с обучением читать, с развитием устной и письменной речи, от него зависит грамотность и в конечном итоге культура письменной речи человека.

Письмо — комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми — сложный, длительный и нелегкий процесс не только для шестилетних, а вообще для учеников начальных классов.

Группы навыков для письма

Ребенок, учась писать, по сути должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

  • техническими — правильно пользоваться письменным орудием, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил;
  • графическими — правильно изображать отдельные буквы, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, размещать их равномерно в слове и в строке, правильно соединять, придерживаться определенного расстояния между словами;
  • орфографическими—правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их написания, самостоятельно подбирать слова.

Учет возрастных особенностей

Обучение писать шестилетних не будет успешным, если учитель не будет знать возрастных, физиологических возможностей детей, их психологических особенностей, в частности:

  • слабое развитие мелких мышц руки,
  • недостаточная координация движений во время письма,
  • низкая сопротивляемость при длительном напряжении,
  • медленный темп,
  • недостаточная сформированность оптического восприятия графического образа,
  • несовершенство механизмов внутреннего планирования движений и действий.

Учитель должен учитывать специфику самого процесса письма, как сложного комплекса действий для того, кто будет им овладевать, особенностей системы знаков, которые имеет ребенок усвоить и приобрести навыки самостоятельного их использования.

В овладении навыком письма, как и любым другим двигательным навыком, важное значение приобретают подготовительные упражнения. Основная цель таких упражнений ─ подготовить руку ребенка к письму, сформировать двигательный стереотип, помочь ребенку избавиться от тех трудностей, которые возникают на начальных этапах овладения навыками письма.

Подготовка руки к письму

Подготовка руки ребенка к письму предусматривает развитие кисти руки и мелких мышц пальцев:

  • координация движений руки, пальцев, глаз, предплечья;
  • глазомера (умение определять центр, середину, подчинить движения руки, глаз, контроля сознания);
  • пространственных представлений (слева, справа, внизу, над и под линией, между линиями);
  • плавности, точности и ритма движений;
  • умение проводить в течение 0,5 мин. безотрывные линии карандашом на бумаге, в тетради.

На момент поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти. В самом запястье ребенка только пять слаборазвитых косточек (потом появляется шестая), которые не прижимаются друг к другу.

Поэтому часто у шестилеток изображение прямой черты, овала сопровождается заметным дрожанием пальцев кисти, в результате чего прямые линии получаются изогнутыми, овал ─зигзагообразным и не всегда замкнутым.

Пальчиковая гимнастика перед письмом

Вот почему перед выполнением графических упражнений мы предлагаем проводить пальчиковую гимнастику, которая также связана с речевым развитием первоклассников. Изображение руками мышек, зайчиков, птичек и др. сопровождается разучиванием и хоровым декламированием небольших стишков о них.

Когда дети научатся изображать достаточное количество фигур, можно предложить детям разыгрывание с помощью пальцев небольших сценок и сказок.

Каждое упражнение пальчиковой гимнастики рекомендуется выполнять несколько раз поочередно обеими руками.

Желательно сочетать в небольшой комплекс два-три упражнения (вспоминать предыдущие, или те, которые больше всего понравились). Выполнять их можно как перед началом, так и посередине или в конце занятия.

Упражнения пальчиковой гимнастики, художественно-зрительные образы букв, стихотворный дидактический материал сделают занятия обучения письму интересными и эффективными.

Пальчиковая гимнастика для детей не только поможет подготовить руку ребенка к письму, но и развить пространственное воображение, научить ребенка ловко пользоваться ручкой и карандашом и достичь точности в движениях руки,что дает возможность заложить правильную основу в формировании каллиграфического правильного письма.

Пальчиковая гимнастика детей очень интересна для малышей, дает возможность в увлекательной игровой форме подготовить ребенка к написанию букв.

Пальчиковая гимнастика детей помогает разнообразить учебно-воспитательный процесс интересными и очень полезными заданиями, которые способствуют всестороннему развитию детской личности.

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Развивая мелкую моторику мы успешно подготавливаем руку к письму. Ведь держат ручку всего три пальца (большой, указательный и средний), а в упражнениях развиваются все пальцы, каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и качественно ускоряя влияние на речь.

Происходит чередование движений: сжатие, расслабление, растяжение, прослеживается наличие тонуса в кисти и пальцах.

В работу поочередно включаются обе руки, независимо от доминантной руки ребенка. В начале игры с детьми рассматривается иллюстрация, обсуждается содержание, при этом отрабатываются необходимые жесты, различные комбинации пальцев, движения.

Это создаст необходимый эмоциональный настрой и позволит подготовить дошкольников к правильному выполнению упражнений.

Выполнение упражнений для пальцев

В начале дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, а затем приступают к выполнению упражнений.

Упражнения выполняются ежедневно в медленном темпе, 3- 5 раз, поочередно каждой рукой, а потом двумя руками вместе.

Дети рассказывают руками короткие стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5),затем другой рукой, а в последствии обеими руками параллельно.

Стоит обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удерживать нужное положение при выполнении задания.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Пальчиковые игры

Баран

Шел баран по крутым горам.
(указательный и средний пальцы обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням)
Вырвал травку,
(пальцы обеих рук напряжены, из положения «разведены в стороны» собираются в пучок, соприкасаясь подушечками, рвут травку, 2 раза)
Положил на лавку
(кисти рук опустить на крышку стола)

Белка

Сидит белка на тележке.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому...
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.
Большие и маленькие.
Были маленькие мы,
Стали вдруг большие.
Шалунишки, шалуны,
А дружные какие!
Пальцы сомкнуты, прижаты к ладони. Растопырить пальцы. Движение — «фонарики». Сцепляют пальцы рук в замок, ладони сжаты.

Большой братец

Покажи уменье другу,
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет

Быстро лопасти крути!
Вертолет лети, лети!
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзины. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это-хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Веселые маляры

Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Веселый оркестр

Кот играет на баяне,
Зайчик наш — на барабане.
Ну а мишка на трубе
Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

Вилка

Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать до счета 5-10.

Воздушные щелчки

Во дворе у брата
Бегали котята
Испугавшись, щелка,
Разбежались кто куда

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх. Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух 3 раза. По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Ворота

Ворота мы запрем -
Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог!
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу — «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.
Ворота открыты всегда для друзей
Мы рады вам, гости! Входите скорей!
Развернуть ладони параллельно друг другу, пальцы направлены от себя.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики — Ура
В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Гусь

Гусь гогочет и гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет!

или

У гусенка босы лапки,
Он носить не любит тапки.
Любит он в воде плескаться
И нырять и кувыркаться.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуты вперед и прижаты друг к другу. Указательный палец согнут и опирается о большой.

Деревья

Здравствуй. Лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

Дождик

Дождик-дождик, Полно лить,
Малых детушек Мочить!
Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Дождик песенку поет

Дождик песенку поет,
Только кто его поймет?
Не пойму ни я, ни ты,
Но зато поймут цветы,

И зеленая трава,
И весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно.

Кончится дождь!

Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее. Пальцы барабанят быстро-быстро — ливень. Пальцы стучат все медленнее и медленнее, останавливаются.

Доброе утро

Пальцы сомкнуты, чуть растопырены, ладони соединены.

Доброе утро, здравствуй, Иван.
Перекрещивают справа налево большие пальцы.
Доброе утро, здравствуй, Степан.
Перекрещивают указательные пальцы.
Доброе утро, здравствуй, Сергей.
Указательные пальцы и т.д.

Дружные пальчики

Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький
Поглаживание с обхватом, ритмичные нажимания по всем фалангам.
Безымянный кольцо носит.
Никогда его не сбросит.
«Одевание кольца». Покручивающее движение у основания пальца.
Ну а средний - длинный,
Он как раз посередине.
Поглаживание снизу вверх. Соединить два средних пальца, надавить друг на друга.
Это - указательный
Пальчик замечательный.
Висящая рука поворачивается как флюгер.
Большой палец, хоть не длинный
Среди пальцев самый сильный.
Поглаживание с обхватом. Палец левой руки, зацепившись, повисает на большом пальце правой руки.

Домик

Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша!

Создать угол - «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окошком». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом.

Ёлка

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляют вперед. Локти к корпусу не прижимаются.

Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Жук

Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу...
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
За работу.
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова. Песни петь да плясать — энергично шевелить ими.

Зайка прячется под сосной

Сверху вторая выпрямленная ладонь накрывает зайку. Менять положение рук 3-4 раза.
Этот зайчик — под сосной.
Этот зайчик — под другой.

Зайчик и барабан

Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.
Дали зайцу барабан,
Он ударил: там-там-там!

Зайцы

Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть и развести в стороны, остальные сжать в кулачок. На вторую строчку ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить. Затем положение рук меняется.

Зайчик серый

Зайка серый скачет ловко.
В лапе у него морковка.
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Зайчик — кольцо

Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Замок

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили
И открыли!

На первую строчку — пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Потом — круговые движения «замочком» и показали ладошки.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю

-Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево— мягко соединять подушечки пальцев.

Коготочки

У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произнести громко: «Мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключении провести занятия двумя руками.

Коза рогатая

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
- Кто кашу не ест,
Молочка не пьет,
Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Коза и козленок

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За ней козленочек бежит,
Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчку - пальцы соединить в щепотку, опустить вниз (изображать позванивание колокольчиком).

Колечко

Соединить большой и указательный пальцы вместе. В колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5-10.

На узенькое крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,
Но колечко не найдут.

Кольцо

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его, вместо игрушки,
Подарить хочу Валюшке.

Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

Комарик

Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается укусить ребенка). Мизинец и большой пальцы расслабить, опустив вниз (это «лапки»).

Корзинка

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локти разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры.

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).

Курочка пьет воду

Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из копытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

Лошадь

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.

Конь ретивый

С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!

Лыжник

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, остальные прижать к ладони. Поставить пальцы на 2 плоские счетные палочки. Это «лыжник на лыжах». Не отрывая указательный и средний пальцы от «лыж», ребенок «едет» скользящими движениями по столу.

Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду — весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.

Лягушка

Указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми. Средний и безымянный — прижать к ладони большим пальцем.

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала: ква-ква-ква.

Мостик

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек
Строим мостик золотой.
Через мостик человечек
Гонит козочку домой.

или

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила —
Прямо речку угодила.

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся моя семья!

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Мышка

Мизинец и указательный палец согнуты — это «щепки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты.

Перед тем как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадется по дорожке.

На лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно.

Наш малыш

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Ножницы

Большой, безымянный пальцы и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Разводить их в стороны, имитируя ножницы сначала медленно, затем быстрее, не сгибая пальцы.

Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу

Облака

Облака, облака,
Кучерявые бока.
Облака кудрявые:
Целые, дырявые.

Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой (со). Руки вытянуть, крупное круговое движение.

«Кудрявые» - мелкие круговые движения, «целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке.

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)
Очки

Сделать двумя руками колечки, поднести к глазам, имитируя очки.

Вот колечки - посмотри!
Превращаются в очки!

Очки

- Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали
Очевидно, их украли!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

Оладушки

Бабушка, бабушка
Испекла оладушки.
Один — Машеньке,
Один - Коленьке...

(и так далее, перечисляя всех детей)

Загибать поочередно пальчики на обеих руках.

Оса

Оса села на цветок.
Пьет она душистый сок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое — пальцем левой руки.

Пальцы вытяни пошире.

Пальцы вытяни пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.

Сжать их вместе, три, четыре -
И на месте поплясать:
На носок, потом на пятку,
Дружно делаем зарядку.

Пальцы растопырить, затем убирать в кулак по одному, потом раскрыть пальцы «фонариком».

Подушечки мизинцев сомкнуть, остальные прижать к ладоням, кроме больших, затем подушечки больших пальцев сомкнуть, после - соприкосновение подушечек мизинцев, а следом больших.

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем -
Щи варил.
С этим братцем -
Кашу ел.
С этим братцем -
Песни пел!

Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять —
В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Пенек

Соединить ладони обеих рук. Делаем скользящее движение кистью правой руки вниз по кисти левой.

Идет медведь по лесу, устал, говорит:

Пальцы правой руки остановились на уровне ладони левой руки.

«Сяду на пенек, съем пирожок!»

На слово «сяду» пальцы правой руки давят на ладонь левой, приводя ее в горизонтальной положение, а пальцы левой руки — в вертикальном положении. То же другой рукой.

Петух

Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой — это «клюв». Остальные пальцы растопырить в стороны и поднять вверх — это «гребешок».

Петя, Петя-петушок,
Красный чудо гребешок.

Повстречались

Повстречались два котенка:
«Мяу-мяу!».

Повстречались два щенка:
«Гав-гав!».

Повстречались два жеребенка:
«Иго-го, иго-то!».

Повстречались два тигренка:
«Р-р-р!».

Повстречались два быка:
«Му-у-у!».

Смотри, какие рога!

На каждую строчку соединять поочередно пальцы и левой руки, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать «рога», вытянув большие пальцы

Прятки

Покажите правую рук, левую руку. Выполните задание: В правом кулачке спрячется левый Степан. В левом кулачке спрячется правый Никитушка.

Проснись - потянись
Ладони крепко прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе не отрываются от стола.
Большой палец — Иван,
указательный — Степан,
средний — Сергей,
безымянный — Матвей,
мизинец — Никитушка.

Все пальчики-мальчики крепко спят.
Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи.
Иваны проснулись, потянулись!
Большие пальцы обеих рук поднимать как можно выше; опустить. Так же до Никитушки

Прятки

В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

Птенчики в гнезде

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы — это гнездо. Попеременно чередовать положение рук.

Вот птенцы, а вот гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

Птички

Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели

Руки расположить перед собой ладонями к себе. Большие пальцы переплести — это «голова» птицы. Остальные пальцы — «крылья». Помахать ими.

Птичка пьет воду

Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее — имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три...
Раз, два, три, четыре, пять

Хлопки в ладоши

Будем пальцы разминать.
Сжать в кулачки
Это Ваня, самый сильный
Показать большие пальцы
Самый толстый и большой.
Покачать из стороны в сторону
Степа нужен для того,
Большие остаются
Чтоб показывать его.
Указательные двигаются
А Сергей - он самый длинный
И стоит он в средине.
Вывести средние пальцы из кулачков
А Матвей, он безымянный,
Он избалованный самый.
Вывести безымянные пальцы из кулачков
А Никита, хоть и мал,
Вывести мизинцы.

Очень

Прижать к ладони большие пальцы

Ловок

Все пальцы прижать к ладони

И удал

Поцеловать мизинцы, вывернуть кисти через низ от себя.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
На счет поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Разминка

Ты, утенок не пищи!
Лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук, можно использовать резиновые игрушки.

Сеничкино семечко

Из кармана Сенечки
Похлопать по карманам.
Выпрыгнуло

Колечком из большого и указательного пальцев дотронуться до «кармана».

Семечко

Дотронуться до пола, присесть. Руки положить на пол.

В землю рыхлую упало -

Наклонить голову, постепенно обхватывая ее руками.

Там до темных дней проспало.

Темп замедлить, глаза закрываем.

Только семечко проснулось —

Голова поднимается, глаза открываются.

Сразу к солнцу потянулось.

Встаем, голову вытягиваем вверх.

Стебель над землей высок!

Хорошо выпрямить спинку.

Сверху вниз глядит цветок:

Посмотреть на пол. Поворачивать голову в разные стороны.

Здравствуй, Сеня-Сенечка!

Хочешь вкусных семечек?

Собака

Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть. Мизинец то опускать, то поднимать, имитируя собачий лай.

Ав-ав-ав - я не пугаю,
Я с ребятами играю!

Указательный палец и мизинец поднять вверх. Остальные пальцы выпрямить и собрать в щепоть.

Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.

Солнце

Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

Солнышко

Солнышко, солнышко!

Руки вверх

Погуляй у речки

Мах руками

Солнышко, солнышко!

Руки вверх

Раскидай колечки.

Выбрасываем пальчики

Мы колечки соберем,

Собираем в ладошки

Золотёночки возьмем

Катаем, хлопаем по коленкам.

Покатаем, поиграем,
И тебе назад вернем.

Руки вверх

Сорока

Сорока, сорока,
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты дров не рубил,
Ты воды не носил,
Ты печь не топил.
Ничего не получил!»

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец руки, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки.

Стульчик

«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе.

Туча и дождик

Туча по небу плыла

Правая рука описывает дважды большой круг.

Дождик за руку вела,

Правая рука берет левую руку за большой палец (кисть не провисает).

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошах.

Руки вытянуты вперед, двигаются влево и вправо.

Дождик всюду походил,

Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы.

На крылечке наследил,

Шлепки по коленям.

Топнул, шлепнул и умчался.

Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками.

Уж как шла лиса по тропке

Уж как шла лиса по тропке

Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед.

Нашла грамоту в охлопке.

То же по другой руке.

Она села на пенек

И читала весь денек.

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались.

Никто их не видит.

Вот они показались из улья.
Одна-две-три-четыре-пять!
З-з-з-з-з-з!

Пальцы сжать в кулаки, затем сгибать по одному. Затем энергично шевелить ими.

Улитка

Большой палец и мизинец расставить в стороны, остальные прижать к ладони. «Рожки» то вытягиваются, то прячутся. Можно изобразить, как улитка ползет по столу.

Улитка, улитка!
Высуни рога!
Дам тебе я хлеба
Или молока!

Улиточка

У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.

Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками».

Утята

Раз-два — шли утята.
Три-четыре - за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко-громко запищал!
- Пи-пи-пи - не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуком «Пи-пи-пи...» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Флажок

Горит на солнышке флажок,
Как будто я огонь зажег.

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно признать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Цветок

Набухай скорей, бутон,
Распустись цветок - пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

Цепочка

Поочередно соединять большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т.д.). через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.

Колечко с колечком мы соединяем.
Длинную цепочку мы получаем.

Цветки

Наши алые цветки,
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулачок, покачивание кулачком вперед-назад.

Человечек

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу. При «ходьбе» пальцы сильно не сгибать

Вот человечек идет по дорожке
И высоко поднимает он ножки.
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую ногу встал, покачался и упал.

Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги», затем стоит на одной «ноге», потом меняет положение ног.

Черепаха

Вот моя черепаха,
Она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
То высовывает головку.

Когда хочет спать,
То прячет ее обратно.

Руки сжать в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Четыре брата

Идут четыре брата на встречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька — указка,
Мишка - середка,
Гришка - сиротка
Да крошка Тимошка!

На вторую строку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы.

Шалун

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Шарик

Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!

Кончики пальцев обеих рук придать друг к другу, ладошками образовать маленькие, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.

Щупальца осьминога

Пальцы сжать в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!

Много ног у осьминога

Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы.

Все они ему нужны

Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак.

Заменяют ему руки

Поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы.

Очень ловкие

Пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак.

они

Кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть.

Капитан

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв.

Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе.

Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Барашки

Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков.

Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Домик

Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

А на нем - дубовый стол.

Рядом - стул с высокой спинкой

На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.

(соедините ладони шалашиком)

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

Гроза

Капли первые упали,
Пауков перепугали.

Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Моя семья

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой

Ссылка на основную публикацию