Методика Зайцева - обучаем чтению


Прежде, чем начать учить детей читать по методике Зайцева Н.А., педагогам нужно ознакомиться со специализированной литературой, необходимым дидактическим материалом (кубиками, таблицами, слоговыми карточками), просмотреть перспективные педагогические опыты по данной проблеме.

Как начинать обучение по методике Зайцева?

Начинать обучать детей чтению по методике Николая Зайцева нужно со средней группы. На этих занятиях все должно происходить совсем иначе. Это игра. А игра для детей - дело жизни, труд для ребенка, в игре он способен воспринимать самые серьезные идеи, и если ему интересно - он не устает.

Игра на занятиях по методике Зайцева мобилизует возможности, инициативу, учит общаться.

Без выбора, поиска, борьбы - игры не существует. Если игра интересная, подвижная, меняется - энергия ребенка неиссякаема.

Главный принцип игры на этих игровых занятиях отыскать условно слабых детей и подтянуть их до уровня сильных, научить их читать с помощью письма.

Этот термин нужно понимать не только как написание знаков рукой, а идти по определению профессора Майера „преобразования звуковых символов в символы, которые человек видит - это писание, а преобразования символов, которые человек видит в звуковые - это чтение. В своей работе педагоги должны придерживаться „золотых правил Зайцева".

Никакой терминологии, пока дети не усвоят весь материал. Поскольку срок нарушает закон дидактики: от конкретного к обобщающему.

Советы по обучению чтению

  1. Не использовать схему слова, потому что для обучения чтению она не дает положительных результатов.
  2. Слова произносятся четко, так как мы пишем, но не слышим.
  3. При работе с детьми учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.
  4. Ежедневная „порция обучения" не должна превышать 10-15 минут.
  5. Помогать детям активно общаться, дискутировать, прививать необходимые для успешного обучения навыки.
  6. Взрослым нужно во время игр создавать и поддерживать атмосферу доброжелательности, искренности, уважения к личности ребенка.

Этапы обучения

Учитывая характерные особенности каждого периода детства, разделяем обучение детей на три этапа:

  1. этап: знакомство с кубиками и таблицами.
  2. этап: ознакомление с составными картами, чтение слов.
  3. этап: чтение предложений, небольших текстов.

Метод кубиков

Начинать нужно работу с ознакомления дошкольников с кубиками. Метод „кубиков" (комплекс организованных методических приемов) - это сенсорный поток, который четко делится на своеобразные „кванты информации", операции с ними сопровождаются ритмическими движениями с периодическими моторно-эмоциональными акцентами.

Чтение по методу кубиков

Впервые детям показывают кубики начиная со II полугодия средней группы. Дети знакомятся со звучанием кубиков, манипулируют ими, рассматривают их грани. Нужно дать детям возможность самостоятельно выбирать слоги, которые им по вкусу, выложить вместе с педагогом слово.

С первых же занятий параллельно с кубиками вводим и таблицы, на которых изображены те самые кубики, но в развернутом виде.

Педагог находит по таблице слоги, а дети их сравнивают с теми, которые уже выложены на кубиках. Очень целесообразно, знакомя малышей с таблицами, пропевать строчки по ней.

Пропевание следует сочетать с мимикой, жестами, аплодисментами, прыжками, притопом. Это прекрасная „гимнастика ума".

Тренируя внимание детей, использовать паузы пропевания тихо и громко, медленно и быстро. При каждом пропевании обращать внимание на артикуляцию.

Ознакомившись частично с кубиками и таблицами, нужно начинать работу над написанием детских имен на таблицах и кубиках. Кроме своих имен предложить детям „написать" и выложить свои фамилии, отчества, клички домашних животных.

Игровые методы обучения чтению

Занятия, которые проводятся по методике Зайцева по обучению детей чтению, должны быть построены на игре, сказках, приключениях.

Дать детям возможность свободно двигаться по комнате, хлопать в ладоши, если есть возможность -висеть на канате, ползать по шведской стенке, то есть, иметь свободу во всем.

Воспитатели должны стараться, чтобы каждое занятие заканчивалось на положительных эмоциях, использовать различные сюрпризные моменты, призы. При ознакомлении дошкольников с кубиками, таблицами педагогам следует использовать различные игры и интересные занятия.

На первых же занятиях используем игры, которые вызывают у детей желание „писать" побольше слов: по таблице, кубиками, карандашами, фломастерами на бумаге.

Словарные карточки

Следующий этап в обучении детей чтению - введение „словарных карточек". На этом этапе усложняются и игры. Они уже требуют не только заинтересованности детей, но и самоорганизации. Чтение слов с карточек сопровождается специальными заданиями, направленными на развитие речи, памяти и сообразительности.

При проведении занятий воспитателям целесообразно использовать загадки, отгадки которых дети выкладывают сначала на кубиках, а потом „пишут" на таблицах.

Для закрепления навыков и повышения скорости чтения в своей работе педагоги должны использовать небольшие скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, считалки, дразнилки, небылицы - это третий этап - чтение предложений, небольших текстов, знакомство малышей с книгой.

Наряду с проведением занятий каждый день, педагог должен заниматься с детьми индивидуально.

Приемы обучения чтению

Обучая детей читать по методике Н.А. Зайцева, педагог должен в своей работе использовать разные приемы:

Ребенок выбрал кубик. Помогите ее произнести те слова, которые на нем написаны, поворачивая каждую грань желто-голубой полосой вниз и кладя на нее руку ребенка.

Кубики лежат на столе. Ребенок касается верхней грани, а вы ее „озвучиваете", обращая внимание на то, что желто-голубая полоска должна быть внизу, иначе - не возможно читать.

Каждый блок символов в таблице надо пропевать сверху вниз. Руку ребенка с указкой нужно держать в своей , „петь" и показывать слово.

Ссылка на основную публикацию