Как приобщить ребенка к чтению?


Через хорошие книги дети знакомятся с нравственными нормами: они начинают видеть добро, замечают красоту, чувствуют гармонию. Все это позволяет формироваться гармонично развитой личности.

Детей нужно приобщать к искусству и к миру книг как можно раньше. многочисленные исследования таких ученых, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. это подтверждают.

Как приобретается литературный опыт ребенка?

Многие авторы пишут, что именно литературный опыт, которые люди приобретают в детстве, оказывает влияние на развитие ценностей человека и формируют его эстетическую культуру, развитие читательских навыков. Открывая перед дошкольником мир художественного словесного искусства, мы закладываем основы для дальнейшего литературного образования.

Уже в первом классе становится очевидно, насколько это важно. Дети способны интересоваться художественной литературой и испытывают потребность в том, чтобы им читали книги.

Для достижения этой задачи нужно прежде всего развить первоначальные навыки читателя, который может испытать эстетическое удовольствие от восприятия художественного произведения. Обычно таких читателей называют развитыми и творческими. С.Я. Маршак считает их талантливыми.

Учитывая существующую условность у понятия «читатель» в отношении к детям дошкольного возраста, мы сразу отметим, что этим термином обозначаем будущего читателя. Также к этим детям вполне можно отнести термин «читательские навыки», так как именно в этом возрасте закладываются первые основы для дальнейшего формирования читателя в дошкольнике.

Далее, рассмотрев элементы структуры литературного развития детей дошкольного возраста, обсудим важность развития у них художественных речевых навыков (которые являются основой будущих читательских навыков). Также мы обоснуем необходимость использования комплексного подхода к решению этого вопроса.

Элементы читательской деятельности

Н.Н. Светловской (известный исследователь и разработчик методик по развитию навыков чтения» предлагает концепцию, согласно которой у читателя сначала нужно формировать правильную читательскую деятельность, которая состоит из трех элементов:

  • читатель должен обладать мотивацией для чтения книг и иметь для этого конкретные цели;
  • читатель должен быть знаком с мирок книг;
  •  читатель должен обладать достаточно высоким уровнем восприятия сюжета прочитанной книги.

Книга представляет собой закодированную чужую речь, обращенную от писателя к читателю. Речь эта оформлена различными художественными языковыми средствами для более глубокой передачи впечатлений, мыслей и эмоций.

Согласно работам Т.А. Полозовой существуют следующие элементы, составляющие навык правильного чтения: человек должен получать эстетическое наслаждение от чтения, он должен любить читать книги, получать от чтения радость, воспринимать эстетический вкус художественных произведений.

Сам литературный процесс также должен доставлять читателю радость, он должен разбираться в жизни книг, уметь обсуждать эти темы среди друзей, осознанно интересоваться книгами, знать их историю и понимать их как продукт деятельности писателя. Через книгу читатель должен уметь узнавать мир природы, человека и жизни.

Какие задачи ставятся при формировании ребенка-читателя?

Воспитывая дошкольников, педагоги ставят перед собой задачу формировать личность детей. Эта цель достигается благодаря приобщению детей к сокровищам человеческой культуры.

Через литературные произведения люди получают опыт, накопленный многими предыдущими поколениями. Развитие читательских умений – это важная составляющая для формирования гармоничной полноценно развитой личности.

Детство в дошкольном возрасте – это одно из самых благоприятных времен для приобщения детей к литературному искусству. Именно в этом возрасте должна закладываться любовь к книгам. Но без помощи взрослых дети не смогут перенять опыт художественной деятельности.

Способность воспринимать литературное творчество, формирование личности на основании получения культурного опыта – все это полностью зависит от уровня культурного развития самого педагога.

Особенно важно для формирования детей дошкольного возраста рационально организовать приобщение их к чтению. В дошкольном возрасте дети познают мир двумя способами: с помощью чувственного восприятия и через чтение книг.

Для того чтобы чтение стало мощным инструментом для обогащения личностного развития ребенка, чтобы через чтение ребенок мог приобрести потребность в книгах, необходимо обеспечить его всеми условиями, которые бы позволяли развивать основы читательской культуры.

Развитие читательских навыков - в чем проблема?

Сегодня проблема приучения детей к чтению очень актуальна. Все реже дети испытывают потребность в том, чтобы им читали художественную литературу. Сегодня технологии стремительно развиваются. Дети получают огромный поток информации в самых разнообразных формах. Родители часто забывают о том, насколько важную роль играют книги для всестороннего развития личности детей.

Очень важно научить детей находить нужную им информацию с помощью книг. Также важно вырастить из современных детей благодарных читателей.

Благодаря чтению правильных книг сердца детей облагораживаются. Их умственные способности совершенствуются. Книги дают возможность детям лучше усвоить речь. Все это позволяет им лучше узнавать окружающий мир, знакомиться с природой и отношениями между людьми.

Если читать книги с дошкольником часто, также проводить с ним жизненные наблюдения и знакомиться с разными типами человеческой деятельности, то ребенок будет постепенно постигать окружающий мир, он научится понимать прекрасное, это поможет ему развивать нравственность.

Каков он - будущий читатель?

Итак, каждый ребенок является читателем. И для этого он совсем не обязан уметь читать. Ведь он слушает, как книжки ему читают взрослые. Он сам выбирает, какую историю хочет послушать. Он воспринимает то, что находится в книге, дает этому собственную оценку, а значит является читателем.

Если не заниматься читательскими способностями ребенка, то чтение и развитие читательских навыков может быть для него вредным, так как в его сознании могут закрепиться неправильные стереотипы.

Будущий читатель должен не просто понимать содержание литературного произведения. Он должен чувствовать используемую автором художественную форму, понимать образный язык. Все современные программы отражают эти навыки. Но для того, чтобы ребенок в достаточной степени овладел читательскими навыками, нужно чтобы его развитие как чтеца началось в ранний дошкольный период.

Именно в этом возрасте дети начинают получать первые литературные впечатления, они формируют в своем сознании художественные впечатления, начинает развиваться их эмоциональная культура, развиваются личные интересы и потребности.

Методы формирования художественной активности

Многие отечественные авторы посвятили свои работы приобщению детей дошкольного возраста к чтению. Особое внимание они уделяют тому, как дети разного возраста воспринимают художественные произведения, какую они проявляют художественную активность, как обучение с вязано с творчеством детей. Также это влияет на развитие способности к художественной речевой деятельности.

Дети должны учиться ценить художественные произведения. Это поможет им преодолевать такое отношение к произведениям литературы, как будто бы в них лишь отражена действительность и можно расширить кругозор.

Педагогическая литература изобилует множеством программ и методик, которые объединены общей целью – формирование читательского интереса, развитие читательских навыков.

Например О.С. Ушакова пишет о том, что перед педагогом в детском саду лежит важная задача – развить у дошкольников любовь к художественному произведению, уважение к литературным произведениям, развитие читательских навыков. Они предлагают систему, с помощью которой дети могут ознакомиться с разными видами художественной литературы.

При этом авторы считают, что основной целью читательских занятий является развитие эмоционально-образного восприятия книг, формирование внимания к изобразительным средствам речи, навыка применения языковых средств для выразительности.

Сегодня поменялись задачи ознакомления детей с различными произведениями литературы. Это отражается и в правовых документах. Но хотя согласно тексту разных программ нужно изучать литературные произведения, как объединение формы и содержания через развитие читательских навыков, в реальной жизни обычно это не выполняется.

Часто педагоги используют время для чтения книг лишь для того, чтобы заполнить паузы между двумя занятиями. В итоге дошкольники не способны должным образом понять образность литературной речи, они воспринимают текст, как отражение действительности, они находят в художественных произведениях лишь конкретную информацию.

Типовая характеристика читателя

Согласно некоторым исследователям, в старшем дошкольном возрасте становится заметно разделение читательских типов. Можно выделить тип «грамотные читатели». Эти дети способны воспринимать текст в единстве формы и содержания. Им доставляет наслаждение сам процесс чтения книги и понимания прочитанного. Также есть тип «читатели потребители». Они интересуются книгой только в том случае, если получают за это награду. Им не интересно то, что в книге написано.

Дети, относящиеся к типу «деловые читатели», проявляют больший интерес к литературе энциклопедической направленности, а не к художественным произведениям. Есть также дети, которые относятся к типу «досуговые читатели». Им не интересно содержание книги, и они легко могут переключиться на что-то другое. А дети из группы «неграмотные читатели» не воспринимают прочитанное.

Хорошие читатели могут вырасти только в результате должным образом организованной работы с книгами. Согласно З.А. Гриценко, каждый читатель проходит через два этапа формирования читательских способностей: первый этап пассивный – ребенок слушает те произведения, которые предлагает ему взрослый; второй этап активный – ребенок уже имеет несколько любимых произведений, которые он хорошо запоминает и пересказывает, а сюжеты этих книг применяет во время игр.

Умения начинающего читателя

Развивая любовь к чтению, нужно помнить о том, что этот процесс должен ориентироваться на последующее обучение детей в школе. Л.М. Гурович определил умения, которыми должен обладать начинающий читатель. Они опираются на восприятия эстетической действительности и на понимание сюжета литературных произведений.

Сюда относится целый перечень умений. Ребенок должен уметь слушать чтение художественного произведения, соотносить то, что он слышит с нарисованными картинками. Он должен замечать связи в тексте, понимать главную мысль прочитанного произведения. Он должен видеть мотивы разных персонажей, давать оценку их поступкам.

Также ребенок должен уметь эмоционально воспринимать содержание и оформление художественного произведения. Он должен уметь сопереживать персонажам, переживать чувства и настроения героев сказок. В его воображении должны всплывать яркие картины описанных событий. Также дети должны уметь воспринимать переносное значение некоторых фраз, выбирать одно из наиболее подходящий значений разнозначных слов. Также ребенок должен употреблять в повседневной речи некоторые словесные выразительные средства из прочитанной литературы.

Таким образом, подготавливая будущего читателя, нужно не просто как можно раньше приучить ребенка к книге. Нужно развивать в ребенке соответствующие его возрасту навыки полноценного восприятия книги. Однако сегодня детям не очень интересны книги, как таковые. Это касается также и взрослых. Поэтому сегодня культура чтения в дошкольный период резко снижается.

Поэтому сотрудники детских садов проявляют озабоченность тем, как правильно формировать способность к восприятию книг, как развивать духовный и культурный мир дошкольников.

Воспитание будущего читателя – это очень сложный и длинный процесс. Он состоит из последовательных этапов, перед каждым из которых стоят определенные задачи.

Ссылка на основную публикацию