Подвижные игры для детей дошкольного возраста


Есть несколько классификаций видов подвижных игр в зависимости от признаков, положенных в основу той или иной классификации. Прежде всего, это подвижные игры с простыми и сложными правилами.

Игры с простыми правилами

В играх с простыми правилами именно правило подсказывает ребенку его действия в игре: "Поезд", "Лошадки". В этих играх все дети выполняют одинаковые двигательные действия и использовать их стоит в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сюжетные и несюжетные подвижные игры

В следующей классификации все подвижные игры, в зависимости от характера двигательных действий, разделены на следующие виды: сюжетные и несюжетные игры, игровые упражнения, игры-эстафеты и игры с элементами спорта, игры-аттракционы.

Сюжетные игры

В основу сюжетных игр положен определенный сюжет, например: "Солнышко и дождик", "Гуси-лебеди", "Волк во рву" и другие. Сюжет и правила игры обуславливают характер движений детей.

Такие игры преимущественно коллективные (от 5 до 25 участников). Сюжетные игры используются во всех возрастных группах ДОУ.

Несюжетные игры

Несюжетные игры - это игры типа ловилок, например "Пятнашки", "Жмурки". Они не имеют сюжета, в их основу положены лишь двигательные действия.

К несюжетным относятся игры с использованием различных предметов: "Школа мяча" и тому подобное. В этих играх выполняются конкретные двигательные задачи: набросить кольцо на палку, попасть шаром в кегли.

Подвижные игры с кеглями

Надо отметить, что такие игры требуют самостоятельности от детей, быстроты, ориентации в пространстве. Несюжетные игры целесообразно использовать в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Игровые упражнения

Игровые упражнения тоже делятся на упражнения сюжетного и несюжетного характера.
Упражнения сюжетного характера - "Мишка на свергнутому дереве" (ползание по скамейке); "Попугай на шесте" (ходьба в равновесии по гимнастической палки) и тому подобное.

Игровые упражнения несюжетного характера - это упражнения, в основу которых положены действия с предметами: "Добеги до флажка", "Пролезь в обруч".

Игровые упражнения имеют ряд преимуществ: они выполняются каждым ребенком и выполнения двигательного задания не связано с действиями других детей; воспитатель добивается усвоения того или иного движения всеми детьми; в ней более четко выступают задачи прямого обучения.

Подвижные игры спортивного характера

К играм спортивного характера относятся городки, волейбол, баскетбол, футбол, большинство из них вводятся со старшей группы. Также игры-эстафеты, которые применяются в работе с детьми среднего и преимущественно в старшем дошкольном возрасте.

К играм-аттракционам относятся игры эстафетного характера с элементами соревнований (прыжки на одной ноге - вторую держит товарищ; забрасывание мяча в движущуюся цель; перетягивание каната, ходьба на низких ходулях) - "Бой петухов", "Пес". Их уместно использовать на занятиях физической культуры и спортивных праздниках в старшем дошкольном возрасте.

Игры-эстафеты

Игры-эстафеты - это бессюжетные подвижные игры с правилами, эмоционального характера, которые построены на элементах соревнований в разных основных движениях, часто в сложных условиях. Проводятся только в старшем дошкольном возрасте. Лучше всего их проводить во вторую половину дня, потому что это большая нагрузка на психику детей, которые понимают, что надо выполнять движения соревнуясь.

Если дети справляются с заданием в процессе соревнования, то, значит, они не просто закрепили основное движение, а это движение у них превратился в навык.

По степени физической нагрузки игры бывают большой, средней и малой подвижности.
К играм большой подвижности относятся те, в которых активное участие принимает вся группа и содержание которых составляют интенсивные движения - бег, прыжки в сочетании с другими основными движениями ("Снегири и кот", "Лягушки и цапля", "Рыбаки и рыбки").

В играх средней подвижности принимают участие все дети, здесь преимущественно спокойный характер движений: метание, ходьба, переступания через предметы ("Кукушка", "Море волнуется"). К этим играм относятся все хороводные игры.

Игры малой подвижности предусматривает участие части детей или одного ребенка - другие наблюдают, движения выполняются в медленном темпе ("Найди и промолчи", "Чей голос ты услышал?", "Кого не стало?").

Приведем пример подвижных игр, которые можно проводить в любой группе детского сада.

В лесу

Цель: совершенствовать навыки ходьбы и бега; развивать внимание и ловкость.

Ход игры: дети сидят на стульчиках (скамье), поставленных с одной стороны площадки (спортивного зала).

Воспитатель:
Мы сегодня в лес пойдем,
Там грибочков наберем,
В корзину их сложим,
Домой принесем!

Дети расходятся по площадке (спортивном зале) и делают соответствующие имитируемые движения.

На слова воспитателя:
Быстро корзинки берите ,
На свои места бегите!
Дети бегут к своим стульям (лавкам) и садятся.

Рекомендации по проведению игры: воспитателю следует отметить детей, которые ни разу не ошиблись и быстро нашли свои места. В зависимости от времени года, можно давать разные задания: «Цветочки мы соберем» или «Ягод там мы наберем» и тому подобное.

На огороде

Цель: упражнять детей в ходьбе в разных направлениях, подлезание под веревку; развивать внимание, выдержку.

Оборудование:
корзина; игрушечные овощи; веревка, закрепленная на штативах.

Ход игры: дети ходят по залу, рассматривают овощи, которые заранее разложены на полу, и произносят:

По огороду мы гуляем,
Различные овощи собираем.
Их внимательно рассматриваем,
Только спелые выбираем.

Воспитатель:
Скорее овощи выбирайте,
И в корзинки собирайте.

После этих слов дети собирают разложенные овощи, проползают под веревкой («оградой»), закрепленной на штативах, и кладут их в корзину.

В саду

Цель: развивать у детей глазомер, уверенность, ловкость; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование:
веревка, закрепленная на штативах; игрушечные фрукты, например, яблоки и груши (одинаковое количество); две корзины.

Ход игры: между двумя штативами (деревьями) натягивают веревку так, чтобы она была на 10-15 см выше от детей с поднятыми вверх руками. К веревке прикрепляют, например, игрушечные фрукты. Детей распределяют на две команды.

Воспитатель:

В садик мы пойдем, мы пойдем,
Груш и яблок наберем, наберем.

После последних слов воспитателя первая команда срывает, например, яблоки и складывает их в корзину, а вторая — груши. Побеждает та команда, которая быстрее соберет предложенные ей фрукты.

Лягушки

Цель: совершенствовать умение прыгать на обеих ногах, продвигаясь вперед; развивать ловкость.

Ход игры: из числа участников воспитатель выбирает «лягушку» и двух «лягушат». Дети становятся кружком, а «лягушка» и «лягушата» — в середину круга.

Дети идут по кругу, проговаривая вместе с воспитателем:
Скачет лягушка по дорожке,
Вытянув длинные ножки.
Увидела комара,
Проквакала...

А за лягушкой лягушки,
Стали весело прыгать,
Тоже увидели комара
Проквакали...

Ребенок, который играет роль лягушки, прыгают по кругу на обеих ногах, на слова «Увидела комара, проквакала...» останавливается и говорит: «Ква-ква-ква!»

Дети, которые играют роли лягушат, прыгают за лягушкой по кругу на обеих ногах.

На слова воспитателя «Тоже увидели комара, проквакали... » останавливаются и говорят: «Ква-ква-ква!».

Воспитатель выбирает новых «лягушку» и «лягушат», игру повторяют.

Ссылка на основную публикацию