Комплекс игр на развитие внимания у старших дошкольников


Внимание является очень важным процессом для ребенка старшего дошкольного возраста. Скоро ребенок пойдет в школу, и там ему без развитого внимания будет очень сложно сосредотачиваться на школьной программе.

Внимание ребенка необходимо развивать. Для этого следует использовать самые увлекательные формы, чтобы ребенку было интересно. Тогда малыш произвольно будет сосредотачиваться на выполнении заданий, и процесс развития внимания будет успешным.
[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Первоклассник»[/su_note]

Дополнительные материалы: для игры потребуется два портфеля, различные школьные принадлежности и другие предметы, которые не имеют отношения к школе.

ПервоклассницаИгровой процесс. На два стола выкладываются школьные принадлежности (в одинаковом количестве) вперемешку с различными игрушками и предметами, не имеющими отношения к учебе. На другом столе лежат два портфеля. В игре принимают участие две команды. Каждая команда отвечает за свой портфель. Необходимо, чтобы каждая команда выбрала только те предметы, которые имеют отношение к учебе в школе: тетради, ручки, резинки, учебники и т. п.

Их нужно аккуратно, но быстро сложить в свой портфель. Та команда, которая первая выполнила это задание без ошибок, побеждает.

Воспитатель внимательно наблюдает за игровым процессом: следит за тем, чтобы дети складывали вещи в портфель аккуратно. Также он должен объяснить или напомнить то, какую функцию выполняют школьные принадлежности и показать, почему очень важно будет в школу всегда приносить их с собой.
Как собрать портфель в школу? Смотрите

Чем полезна игра.Игра «Первоклассник» помогает ребятишкам научиться сосредотачиваться на выполнении поставленной задачи: нужно быть внимательным для того, чтобы случайно не положить в портфель лишнюю вещь.

Также игра развивает навык работы в коллективе, привычку прилежно готовиться к школе и быть аккуратным.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Разноцветные цепочки»[/su_note]

Дополнительные материалы. Во-первых, нам потребуются два набора флажков, каждый из которых выкрашен в свой цвет радуги. Всего флажков 7 (по количеству цветов) в одном наборе. Во-вторых, нужно заготовить таблички с нарисованными разноцветными кружочками, выкрашенными также каждый в свой цвет радуги. Каждая табличка отличается тем, в какой последовательности выстроены разноцветные круги.

Разноцветные флажкиИгровой процесс. Для участия в игре нужно пригласить 14 человек. Из них формируются две команды по 7 игроков.

Каждый игрок получает флажок. В одной команде не должно быть двух участников с одинаковым цветом флажка.

Затем воспитатель показывает одну из карточек с кружочками и просит команды выстроиться в том же цветовом порядке, что и кружочки на этой карточке.

Побеждает так команда, которая первая без ошибок выполнить эту задачу. Для разнообразия лучше использовать несколько карточек с разными комбинациями цветов.

Разноцветные кругиПольза игры. Игра «Разноцветные цепочки» развивает внимание старших дошкольников.

Также она учит коллективно решать поставленные задачи и содействует развитию дружеских отношений между детьми внутри каждой команды. А так как необходимо не только без ошибок выстроиться в цепочку, но и сделать это быстрее соперников, то развивается способность мозга активно работать в стрессовой ситуации и принимать правильные решения в короткий срок.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Девочки»[/su_note]

Дополнительные материалы. Карточки с изображением девочек.

Девочка с куклойИгровой процесс. Как видно на изображении карточки, девочки здесь нарисованы по-разному. Некоторые имеют черные волосы, другие - белые; у одних белые бантики, у других – черные; одни девочки улыбаются, а другие – нет.

Это позволяет сформировать для ребенка большое количество разнообразных заданий, используя всего лишь одну карточку. Например, можно попросить ребенка подчеркнуть каждую девочку, которая соответствует определенным условиям. Либо он должен посчитать этих девочек.

Приведем примеры подходящих заданий от самых простых к самым сложным:

  1. Подчеркни всех девочек, которые улыбаются.
  2. Подчеркни всех девочек, которые не улыбаются.
  3. Подчеркни всех девочек, у которых белый бантик.
  4. Подчеркни всех девочек, у которых черный бантик.
  5. Подчеркни всех девочек, у которых черные волосы.
  6. Подчеркни всех девочек, у которых белые волосы.

Лица девочекЭто были примеры самых простых заданий. Вы можете усложнить их, если попросите ребенка не подчеркивать, а считать девочек.

Далее следуют задания, которые включают в себя комбинации из двух признаков:

  1. Посчитай всех девочек, у которых черные волосы и бантики.
  2. Посчитай всех девочек, у которых белые волосы и бантики.
  3. Посчитай всех девочек, у которых черные бантики, но белые волосы.
  4. Посчитай всех девочек, у которых белые бантики, но черные волосы.
  5. Посчитай всех девочек, у которых белые бантики и они улыбаются…

Этот список можно перечислять до бесконечности, но становится понятно, что карточка позволяет формировать задания разной степени сложности в разных вариациях.

Еще интересней, если имеет место сочетание сразу трех условий. Но подобные задания стоит давать только тем детям, которые легко смогли выполнить более простые задания.

Польза игры «Девочки»

Игра обучает ребенка максимально концентрировать свое внимание на выполнение поставленной задачи. Постепенное усложнение заданий позволяет тренировать это качество и делать его еще сильнее.

Также игра поможет развить усидчивость ребенка и разовьет его навыки группировать предметы по общим признакам.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Расставь как было»[/su_note]

Игрушки в рядДополнительные материалы. Для игры потребуется стол и несколько (5-7) игрушек.

Процесс игры. Воспитатель расставляет на столе игрушки в любой последовательности. Затем он просит участника игры внимательно посмотреть на стол и запомнить то, в каком порядке распложены все игрушки. Затем игрок поворачивается спиной к столу, а воспитатель перемешивает игрушки и расставляет их в другом порядке.

Игрок должен снова повернуться к столу и расположить снова вернуть их на свои места. Для того, чтобы разнообразить и сделать игру более интересной, можно сформировать две небольшие команды по нескольку человек и устроить соревнование: кто быстрее правильно расставит игрушки в первоначальное положение.

Для этого потребуется еще два участника, которые будут выполнять функцию наблюдающих и будут следить за тем, действительно ли каждая игрушка заняла свое первоначальное положение.

Польза игры. Игра «Расставь как было» помогает развивать внимание детей, а также их память.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Расставь по-порядку»[/su_note]

Матрешки в рядДополнительный материал: матрешка. Если нет матрешки, можно использовать игрушки разного размера. Либо карточки с изображением чего-либо, чей размер отличается.

Игровой процесс.  Воспитатель достает матрешку и показывает ее всем участникам игры. Затем он разбирает ее и выставляет на стол все матрешки в порядке от самой большой, к самой маленькой. И говорит: «Вот видите, наши матрешки стоят в ряд от самой большой к самой маленькой. Сейчас я их перемешаю, а затем мы вместе постараемся снова расставить их как надо». Воспитатель перемешивает матрешки и спрашивает детей: «Итак, какая матрешка здесь самая большая?».

Когда дети находят самую большую матрешку, он ставит ее в начале ряда. Таким образом все матрешки вновь выставляются в нужном порядке, но уже под контролем детей.

Далее нужно пригласить к участию одного игрока и попросить его самостоятельно расставить игрушки в нужном порядке. Если он испытывает трудности, пусть другие дети ему помогают. После этого можно сформировать две команды по 3-5 человек и устроить соревнование.

Побеждает та команда, которая первая аккуратно и без ошибок выстроит матрешек в ряд в нужной последовательности.

Польза игры «Расставь по-порядку». Эта игра не только формирует внимание детей старшего дошкольного возраста, но и помогает им развить способность визуально различать предметы по их величине.

Еще один интересный вариант игры хорошо продемонстрирован в увлекательном мультипликационном ролике:

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Дорисуй»[/su_note]

Бумага и карандашиДополнительные материалы: недорисованные картинки и карандаши.

Процесс игры. Воспитатель раздает детям разные картинки с отсутствующими элементами. Например, домик без крыши, машина без колеса или половина морды животного.

Дети должны определить, чего не хватает на изображении и дорисовать  недостающий элемент. Важно подбирать такие картинки, с которыми будет несложно работать ребенку старшего дошкольного возраста.

Половина лиц зверей

Дорисовать картинкуПольза игры. Игра развивает внимание, моторику рук и помогает детям учиться концентрироваться на выполнении поставленной задачи.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Рассмотри картинку»[/su_note]

Дополнительные материалы: красочные картинки, а также раскраски.

Игровой процесс. Есть два варианта этой игры. Например, можно показать ребенку красочную картинку с большим количеством элементов, например такую:

Пусть он постарается максимально подробно запомнить, что на ней изображено. После этого картинку нужно убрать и попросить, чтобы ребенок рассказал о том, что на ней изображено в центре, слева или справа. Можно спросить, какого цвета этот предмет, есть ли круглые или квадратные предметы на рисунке. Постепенно можно усложнять задание, задавая вопросы о более мелких детальных элементах.

Девочка и кошкаВторой вариант этой же игры предполагает использования раскраски. Пусть ребенок посмотрит на чистую раскраску. Затем он должен отвернуться, и воспитатель закрасит цветными карандашами или красками несколько элементов рисунка. После того, как игрок вновь увидит картинку, нужно спросить его, что сейчас было раскрашено.

Естественно, что первый раз ребенку не составит труда определить это. Однако, по мере того, как раскраска будет постепенно закрашиваться полностью, найти нужные элементы будет все сложнее.

Польза игры «Рассмотри картинку». Игра полезна тем, что развивает визуальное внимание старшего дошкольника, помогает ему учиться видеть не только общую картину, но и всматриваться и запоминать детали.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Запомни и расставь точки»[/su_note]

Черные точкиДополнительные материалы: листок бумаги в клеточку, линейка и карандаш.

Игровой процесс. Расчертите на листке бумаге табличку с 4 строчками и 4 столбиками. Поставьте в 5 любых ячейках жирные точки. Лучше, чтобы они не находились рядом так, чтобы не было просто запомнить их расположение. Затем попросите игрока внимательно посмотреть на эту табличку и запомнить, где расположены жирные точки. Затем уберите эту таблицу и дайте ему такую же но без точек. Пусть он самостоятельно повторит расположение точек на новом листке.

Постепенно можно уменьшать или увеличивать количество точек в зависимости от того, насколько хорошо справляется с заданием ребенок.

Задание можно разнообразить. Например, пусть это будут не точки, а карточки с изображением разных животных или предметов. В таком случае ребенок может просто раскладывать эти карточки.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Слушай звуки!»[/su_note]

Мальчик слушаетДополнительные материалы: пианино.

Игровой процесс. С помощью пианино воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки. Дети, в зависимости от того, какой звук слышен, занимают определенную позу.

Есть поза «плакучей ивы»: ноги выставлены на ширине плеч, слегка разведенные в локтях руки и наклоненная к левому плечу голова. Есть поза «тополя»: ноги прямые, руки подняты вверх, глазами ребенок смотрит на кончики пальцев рук.

Воспитатель объясняет правила: «Давайте поиграем в интересную игру. Она называется «Слушай звуки!». Вообще существует два вида звуков: высокие (воспроизводит на пианино) и низкие (воспроизводит на пианино). Что мы будем делать? Если вы услышите высокий звук, то занимайте позу «тополя» (показывает позу). Покажите мне, как вы будете вставать в позу «тополя». Хорошо! А если звучит низкий звук, то вы должны встать в позу «плакучей ивы» (показывает). Покажите мне позу «плакучей ивы». Молодцы!». После этого начинается игра. Сначала воспитатель медленно чередует звуки. Но постепенно темп наращивается.

Польза игры: игра «Слушай звуки!» формирует звуковое внимание детей и позволяет им научиться быстро определять высокий и низкий звуки.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Узнай по голосу»[/su_note]

Микрофон в рукеДополнительные материалы: для игры понадобится повязка на глаза или платок, а также помещение с большой площадью.

Игровой процесс. В игре принимают участие дети всей группы. Все становятся в круг. Выбирается один водящий, которому завязывают глаза и ставят в центре круга.

Водящий делает несколько оборотов вокруг своей оси, а в это время ребята в круге водят хоровод. Спустя несколько секунд все останавливаются и водящий показывает указательным пальцем впереди себя. Тот игрок, на которого указал водящий, должен произнести любое слово громко и отчетлива. Водящий пытается угадать, кто это сказал. Если угадал, то они меняются местами и игра продолжается.

Польза игры «Узнай по голосу». Игра позволяет развить слуховое внимание и память на голоса людей.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Будь внимателен!»[/su_note]

СлайдДополнительные материалы: музыкальная композиция «Детский марш» С. Прокофьева (вставить здесь в виде аудио-проигрывателя, файл выслал вместе с документом)

Игровой процесс.  В игре принимают участия все дети из группы. Дети становятся в круг, а воспитатель по центру. Начинает играть музыка «Детский марш» С. Прокофьева (файл приложен к документу).

Воспитатель называет кодовое слово, а дети выполняют действия, соответствующие этому кодовому слову. Условия оговариваются заранее.

Например, на слово «зайчик» дети должны попрыгать вокруг своей оси. На слово «кенгуру» они должны сделать пару прыжков вперед. На слово «воробушек» сесть на корточки и походить по полу. На слово «волна» - покачаться на месте.

Польза игры. Игра помогает развивать звуковое внимание у детей дошкольного возраста.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Прятки с игрушками»[/su_note]

Лес мальчикДополнительные материалы: для игры понадобится стол и несколько новых игрушек.

Игровой процесс. Воспитатель расставляет на столе игрушки, приглашает детей посмотреть на них и выбрать ту, которая больше всего понравится. Затем каждый, кто выбрал игрушку, должен стать лицом к стене и закрыть глаза. Воспитатель прячет игрушки по разным местам, но ставит их на виду среди других знакомых детям подобных предметов.

Например, куклу лучше поставить среди других кукол. А деталь конструктора среди других деталей. Наблюдатели не должны подсказывать, где спрятаны игрушки. Каждый игрок должен самостоятельно отыскать, где прячется его игрушка. Когда все закончили поиски, воспитатель спрашивает у наблюдающих детей: «Кто нашел свою игрушку первым?».

Победитель награждается каким-нибудь призом. В следующий раз игрушки пусть прячут сами дети.

Польза игры «Прятки с игрушками». Игра развивает у детей устойчивость зрительного внимания.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Отзовись, не зевай!»[/su_note]

Девочка зеваетДополнительные материалы: картинки, на которых изображены животные, птицы, дети. Каждая картинка должна иметь точную копию.

Игровой процесс. Дети садятся в два ряда напротив друга. Каждый получает по одной картинке. Причем карточки нужно раздать так, чтобы для каждой картинки в одном ряду имелась копия в ряду напротив. Взрослый объясняет, что у каждого персонажа имеется дружок, который прячется в ряду напротив. Для того, чтобы найти своего друга, нужно позвать его голосом, принадлежащим тому, кто изображен на картинке. Например, если у ребенка нарисована свинья, то нужно похрюкать, а если собака – погавкать.

Если изображен человек, то придумать ему имя и позвать по имени (в таком случае, достаточно иметь всего двух персонажей-людей: мальчика и девочку). Взрослый называет игрока, тот издает соответствующий звук, а его «дружок» напротив должен быстро отозваться. Запрещается показывать другим игрокам свою картинку.

Польза игры «Отзовись, не зевай!». Игра развивает устойчивое сосредоточенное слуховое внимание у детей дошкольного возраста.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Зачеркни кружок с точкой»[/su_note]

Точка большаяДополнительные материалы: бумага, карандаш.

Игровой процесс: Взрослый рисует на бумаге 25 кружочков, и в некоторых из них ставит точки. Ребенку дается задание – зачеркнуть все кружочки с точками, но при этом не зачеркнуть ни одного, в котором точки нету.

Сложность игры в том, что на стол ставятся песочные часы. И игрок должен успеть завершить задание до того, как перестанет сыпаться песочек.

Польза игры: игра помогает развить способность сосредотачивать свое внимание целиком на выполнении поставленной задачи.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Слушаем и хлопаем»[/su_note]

Дети хлопаютДополнительные материалы: для игры не потребуются

Игровой процесс: дети рассаживаются на полу перед воспитателем. Он озвучивает условия: нужно будет внимательно слушать и хлопать в ладоши каждый раз, как только он произнесет название животного.

Далее следует длинный ряд из слов. Например, лягушка, карандаш, компьютер, машина, белка, велосипед, мальчик, хомяк, медведь, елка, шишка, кошка, река, самолет, лыжи, собака, виноград, апельсин, окошко, воробей, червячок, зубы, полотенце, пряник, конфета, акробат, ласточка, стол, кукла, волк, ваза, гитара, принтер, блоха, слон, мошка, ромашка, картошка, ключ, дорога, дерево, землеройка, звездоход, космонавт, телевизор,  смайлик, курица…

Польза игры: игра развивает избирательность внимание старших дошкольников.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Снежный ком»[/su_note]

Большой ком снегаДополнительные материалы: для этой игры не потребуются никакие материалы.

Игровой процесс. Дети рассаживаются в рядок или два рядка (в зависимости от количества участников – много участников очень усложняет задачу, поэтому лучше выбрать до десяти человек). Воспитатель называет тему: животные, транспорт, школа и т.п. Первый участник называет любое слово на эту тему. Второй участник повторяет его слово и называет свое. Третий участник называет первое слово, затем второе и затем уже свое. Таким образом, количество слов нарастает словно снежный ком.

Польза игры «Снежный ком». Развивает концентрацию и устойчивость внимания старших дошкольников, а также стимулирует развитие краткосрочной памяти.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Хамелеон»[/su_note]

Цветной хамелеонДополнительные материалы: различные аксессуары и одежда, бросающая в глаза (цветные платочки, шапочки, бантики, сувениры небольшого размера).

Игровой процесс. В игре принимает участие как можно больше человек. Назначается один ведущий, задачей которого является поиск отличий.

Дети держат в руках, надевают на себя различные атрибуты одежды или аксессуары, которые можно легко снять и передать другому. Ведущий рассматривает каждого участника и уходит в другую комнату. Пока его нет, дети меняются вещами, застегивают или расстегивают одежду, снимают или одевают шляпы: все, что позволит детская фантазия, но находится в пределах разумного. Потом ведущий возвращается в комнату и начинает отмечать, что именно изменилось во внешнем виде каждого игрока. Задание можно разнообразить. Например, попросить ведущего найти единственного участника, который ничего не поменял. Либо, наоборот, найти такого участника, который единственный поменял что-то в своем внешнем виде.

Польза игры «Хамелеон». Отлично развивает зрительное внимание и кратковременную память старших дошкольников.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Ладошки»[/su_note]

Красочные ладошкиДополнительные материалы: для игры потребуются только стулья для каждого участника.

Игровой процесс. Дети садятся в рудо или в кружок и кладут ладони на колени ближайших соседей. Левая рука кладется на правое колено соседа слева. Правая рука кладется на левое колено соседа справа.

Нужно по порядку быстро поднимать и опускать руки так, чтобы получилась образная волна из ладошек. Придется потренироваться для того, чтобы довести до идеала весь процесс. Но эта игра развеселит ребятишек и позволит им развивать концентрацию и устойчивое внимание. Для того, чтобы было еще интересней, можно сформировать две команды, назначить каждой команде ведущего, который будет следить за качественным выполнением задания.

Та команда, которая первая без ошибок выполнит задание, побеждает.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Чудесный мешочек»[/su_note]

Фигурки и мешочекДополнительные материалы: мешочек со спрятанными в нем фигурками (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники, ромбики и т.п.)

Игровой процесс: Игрок левую руку кладет в мешочек и нащупывает там любую фигурку. Не доставая ее из мешочка он должен понять, какая у нее форма и размеры и правой рукой нарисовать ее на бумаге. Затем фигурка достается из мешка и сравнивается с тем, что получилось.

Если фигурка нарисована правильно, то ее можно раскрасить до полного сходства. Для того, чтобы дети запоминали названия фигур, можно добавить в эту игру условие, что ребенок должен не только нарисовать фигурку, но и четко произнести ее название.

Также можно разнообразить игру и изменить ее условия. Пусть ведущий покажет игроку одну из фигурок, а тот должен найти похожую в мешочке на ощупь.

Польза игры «Чудесный мешочек». Игра развивает тактильное внимание и помогает запомнить названия геометрических фигур.

[su_note note_color="#d9d3e7" radius="10"]Игра «Найди 10 отличий»[/su_note]

Дополнительные материалы: картинки с отличиями

Игровой процесс. Всем известная игра, с советских времен так полюбившаяся миллионам малышам, по-прежнему играет огромную роль в развитии внимания старших дошкольников. Предлагаем вам готовые карточки, которые можно распечатать на принтере и использовать для занятий в детском садике или в кругу своей семьи. Для того, чтобы сделать игровой процесс более увлекательным, можно в конце попросить ребенка придумать интересный рассказ о том, что он увидел на картинке. Естественно, взрослые должны ему в этом помогать.

Стимульный материал к игре

Две улитки

Мультяшные герои

Заяц на пеньке

Пастух и две свиньи

Мухомор и ежик

Волк и козлята

Зверьки

Заяц и солнце

Медведь и пенек

Заяц белка еж

Бабочки и цветы

Медведь и цапля дерево

Ссылка на основную публикацию