Как обучать дошкольников иноязычной речи?


Стало модно преподавать иностранный язык детям уже в раннем возрасте, и современных родителей не нужно уговаривать, чтобы их дети ходили в кружок английского языка.

Некоторым даже приходится отказывать в этом, если, например, ребенок имеет речевые проблемы и занимается с учителем-дефектологом.

Объясняем в таких случаях, что сначала необходимо поставить произношение на родном языке, а после начинать осваивать иностранный.

Языковое развитие ребенка

С 4 лет наиболее активно развивается речь малышей, обогащается их словарный запас, ребенок быстрыми темпами овладевает грамматическими правилами языка, развивается фонематический слух малыша, ребенок осознает богатый словарный состав языка.

Установлено, что в младенчестве ребенок способен правильно произносить звуки любого языка. Иностранный язык детям раннего возраста дается значительно легче, чем в более старшем возрасте.

Если он слышит речь только на одном языке, то его речевой аппарат настраивается именно на этот язык.

Мало тех, кто приступает к изучению иностранного языка после 12 лет, может говорить без акцента. На начальном этапе обучение иностранному языку требуется большое количество мелких, но важных действий, которые легко и с интересом выполняют дошкольники в игровых ситуациях и на которые трудно настроить ребенка 11-12 лет.

Языковая база в детском саду

Языковая база, приобретенная в детском саду, помогает преодолеть страх перед иностранным языком, который присутствует у некоторых школьников.

Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать иностранный язык. Цели, которые перед ним ставят взрослые, для него слишком абстрактны.

Иностранный язык детям

Мотивация дошкольника подчиняется принципу «здесь и сейчас», поэтому весь процесс постижения языка необходимо выстраивать как процесс удовлетворения потребностей ребенка в игре, в познании нового, в интересном общении с взрослыми и другими воспитанниками.

Иностранный язык детям - формирование интереса

Самое главное — учить без принуждения и максимально заинтересовать ребенка обучением, в первую очередь с помощью игрового метода. Педагог предлагает игры, которые содействуют закреплению нового лексического материала.

Например, игра Snowball (“Снежный ком”).

Первый игрок называет одно слово согласно с темой.

Второй повторяет слово первого игрока и добавляет свое. Игра продолжается до тех пор, пока цепочка со слов не прервется.

Еще пример игры — What is missing? (“Что пропало?”).

На столе раскладываются карточки с изображениями предметов по определенной теме.

Ведущий предлагает рассмотреть карточки, называет при этом изображенные предметы и дает команду: “Close your eyes!”, скрывая одну карточку.

Затем приглашает открыть глаза: “Open your eyes!” — и задает вопрос: “What is missing?”

Эта игра развивает память, внимание и позволяет закрепить новые слова.

Игра I like it too

Ведущий бросает мяч и называет то, что он любит. Например: “I like apples”.

Второй игрок, поймав мяч, говорит, что ему это тоже нравится. Возвращая мяч, говорит: “I like apples too”.

Легко помогают запомнить слова — небольшие стихи на русском языке с английскими ключевыми словами.

Например, по теме “Цвета”:

“Рыбы в море наловлю

В море синем, синем blue”;

“Лягушонок, посмотри,

Весь такой зеленый green”;

“Я бы съел кило конфет

В красной упаковке red”.

По теме “Животные”:

“Умываться не привык

Поросенок грязный pig”;

“Трудный вам задам вопрос:

“Назовите лошадь horse”;

“Кот мой съел вчера омлет,

Ох, этот воришка cat”.

Проектный метод при обучении детей иностранному языку

Очень эффективный проектный метод, адаптированный именно к дошкольников.

Разработке проекта по определенной теме посвящается целая серия занятий. Детям согласно с темой даются самостоятельные творческие задания, выполнять которые могут помогать и родители.

Как строятся занятия?

В самом начале мы здороваемся по-английски.

Затем, как правило, идет сюрпризный момент, когда к нам “приходят гости” кукла Маша из русской сказки, Алиса из Страны чудес, Винни-Пух и даже Язычок, который разговаривает с малышами по-английски, сообщает о стране, из которой пришел.

При этом идет активный процесс введения новых слов и фраз, а после — их закрепление.

После физкультминутки дети рисуют в специальных прописях, рекомендованных Министерством образования.

Рефлексия

Следующий этап — рефлексия, подведение итогов и прощание.

Чем глубже воспитанники постигают иностранный язык, тем меньше слов на русском я использую на занятиях, потому что многие фразы повторяются изо дня в день и быстро запоминаются.

На наших занятиях дети усваивают английский язык через повторение рифмовок, простых песенок, стихов, фраз в играх.

По всем темам курса я разработала презентации, в которые включила видеофрагменты, отрывки из мультфильмов, музыкальные вставки.

Любимые темы у детей — про животных, про свою семью и все, что касается изучения цветов.

Мы разбираем переводы сказок “Теремок”, “Колобок” и других — тех, которые дети хорошо знают.

Воспитанники учатся пересказывать их на английском языке, участвуют в драматизациях с костюмами и масками.

Главная цель преподавания иностранного языка в дошкольном учреждении — развитие и поддержка интереса к нему. Нормально, если сначала ребенок отвечает на вопросы педагога жестами или отдельными словами. В это время он все равно незаметно впитывает информацию, которую слышит.

Именно так происходит и с родным языком. Сначала ребенок только слушает взрослых, потом начинает жестикулировать в ответ и, наконец, дает ответ отдельными словами и фразами.

Правильное произношение

У многих малышей в начале изучения английского языка могут возникать проблемы с произношением.

Иностранный язык детям дается на первых порах через постановку правильного произношения — это долгий процесс, который требует большого количества упражнений на развитие слуха, умения различать звуки иностранного языка от родного и правильно произносить их.

Слушая педагога и диск с записями диалогов, историй, песен, рифмовок и повторяя прослушиваемое, ребенок постепенно овладевает должным произношением.

Воспитанникам не обязательно запоминать все слова, услышанные на занятиях. Они получают карточки-задания с перечнем слов и фраз, которые должны изучить до конца года.

Предполагается, что о значении слов из песен, стихов, которые не включены в этот перечень, ребенок догадается.

Понятно, что для дошкольников не объясняются правила грамматики. Дети усваивают их, прежде всего, через непосредственное общение, через образцы разговоров, которые они постоянно слышат.

Лексический запас

Лексический запас, который воспитанники должны получить за год по программе, составляет 150 слов и фраз. В конце года проводятся итоговые комплексные занятия, на которых дети демонстрируют родителям свои знания.

Желательно, чтобы иностранный язык детям давался без принуждения, а дома у ребенка был англо-русский словарь с картинками, и родители вместе с ребенком просматривали его. А также на улице или дома указывали на предметы и задавали малышу вопрос: “А как звучит название по-английски?”.

Родители могут сделать карточки по темам “Цвета”, “Животные”, “Цифры”, “Игрушки”, “Моя семья”, “Времена года” и т.д., на одной стороне которых картинка — на второй — перевод.

Можно брать карточки с собой на прогулку, на дачу. Карточки с прошедшими словами можно разместить в отдельный ящик — копилку слов.

Желательно вести тетрадь или альбом, куда вклеивать задания и картинки. Родители могут предложить ребенку учить английским словам кого-либо из членов семьи.

И делать это в форме игры. Некоторые дети рассказывают дома о правилах игр, которые использует педагог, таких как “Умный попугай”, “Что пропало?” и других.

И, разумеется, родители могут смотреть вместе с детьми учебные мультфильмы, специальные детские сайты по изучению английского языка, осваивать компьютерные программы.

При любом удобном случае нужно демонстрировать ребенку возможности использования английского языка как средства коммуникации и получения необходимой информации.

Ссылка на основную публикацию