Природа нам как дом родной


Программное содержание:

Ознакомление с окружающим: формировать начальные, реалистичные представления о явлениях природы, взаимосвязь живой и неживой природы; знакомить детей с понятиями „природное мусора” и „мусора, принесенное человеком”, подвести детей к пониманию необходимости охраны окружающей среды.

Художественная литература: развивать связную речь, логическое мышление. Побуждать детей давать правильную оценку действиям девочки по произведению В. Сухомлинского „Помойку”.

Конструирование из подручного материала: развивать умение работать с различными материалами, формировать творческое воображение; закреплять умение аккуратно работать с клеем.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: мяч, сухие веточки, листья и трава; стеклянная бутылочка, бумажки, одноразовая стакан, огрызок яблока, ящик со всходами зерна, сосуд с водой, спичечные коробки, цветная бумага, клей, кисти, поделки из спичечных коробок.

Ход занятия:

Дзинь – дзелень, дзинь – дзелень
Начинаем новый день.
Сядьте ровно, улыбнитесь,
На соседа посмотрите.
Спинку ровно сравним
И начинаем занятия.

Воспитатель: Дети, мы часто с вами на прогулке собираем мусор. Вспомните, что мы собирали. Откуда оно берется? Вот и сегодня я принесла с детского сада мусор, нашла на площадке. Посмотрите, что это? (Ветки с деревьев, листья, трава.)

— Откуда оно взялось? Да, это мусор с деревьев, цветов, травы. Оно природного происхождения. А как вы думаете, это мусор полезное или вредное? Почему вы так решили? Кому оно нужно? (Листья, ветви, кора нужны для насекомых. Они прячутся туда от морозов зимой, с веток птицы мастерят свои гнезда.)

— А кому нужны семена растений? (Ответы детей.)

— Как видите, дети, естественное мусора полезное, поэтому осенью его нельзя сжигать, потому что дым очень вредит здоровью людей. Естественное мусора с площадок лучше вывезти в специальное место, или закопать в землю.

— Но у меня в пакете еще осталось мусора, которое было на площадке. (Остатки стекла, бумажки с конфет, одноразовая посуда, спичечные коробки.)

— Откуда оно взялось на площадке? Оно вредное или полезное? Как оно может навредить людям, природе? (Этот мусор может стать причиной травмирования людей, гибели птиц, деревьев, насекомых, рыб.)

— Дети, надо помнить о том, что в природе все взаимосвязано. А вот как, мы сейчас узнаем, если поиграем в игру.

Дидактическая игра „Паутинка”. Дети по кругу передают мяч и рассказывают, что случится, если исчезнут цветы, то исчезнут насекомые, исчезнут насекомые – исчезнут птицы, исчезнут птицы – погибнут деревья и т. д.

— Вот видите, дети, как все в природе взаимосвязано.

— А сейчас мы проведем оздоровительную минутку „Я – цветок”.

— Представьте себе, что каждый из вас маленькое семечко, которое попало в ямку. (Дети приседают.)

— Вас согревает солнышко, поливает дождик и вы начинаете прорастать. (Дети медленно поднимаются.)

— Из маленькой семечки вырос цветок и расцвела. (Дети поднимают руки вверх, показывая, как распускается бутон.)

— Ее согревает солнышко, ветерок качает. (Дети слегка водят в воздухе руками.)

— К цветку прилетают бабочки, пчелки. Какая полезная цветок! Почувствуйте в сердце радость от ее пользы. (Дети прикладывают руки к сердцу.)

— Вдруг прибежали дети и хотят сорвать цветок. Почувствуйте страх. (Дети показывают мимикой или жестами).

— Но цветок не может убежать и сказать: „Я хочу жить”. Однако дети ее не сорвали, почувствовали страх цветки.
Обрадовалась она: „Я живая!” Улыбнитесь цветке. (Дети улыбаются.)

Воспитатель: Помните! Деревья, цветы, насекомые, трава не могут защитить себя. Спасти их можете только вы. Я знаю одну девочку, которая оскорбила цветы. Хотите знать как? Тогда садитесь удобно и послушайте рассказ Василия Сухомлинского „Помойку”.

Воспитатель читает рассказ:

— Утром вся семья собралась за столом. Марийка взялась помогать убирать после завтрака, но увидела, что опаздывает в школу.

Схватив ведерко с мусором, она потихоньку выбросила его в цветник, который был разбит позади дома. Девочка часто начала выбрасывать туда мусор, когда опаздывала в школу. Как-то дедушка попросил ее полить цветы в цветнике. Марийка пошла за дом и увидела, что вместо цветов там лежит куча мусора. „Откуда же взялся этот мусор?” – удивленно спросил дедушка.

— Я не знаю, — сказала Маша и покраснела. Ей было стыдно за испорченные цветы.

Воспитатель: Как называется рассказ? Кто его написал?

Повторное чтение рассказа.

Вопросы к тексту.

— Кому помогала Маша дома?

— Куда она выбросила мусор?

— Почему она так поступила?

— Кто попросил девочку полить цветы?

— Что увидела Маша вместо цветов?

— Что спросил дедушка?

— Почему Маша покраснела?

— Дайте оценку поведению девочки: как бы поступили вы?

— Чтобы вы посоветовали Маше?

— Вот видите, дети, как пострадали цветы от поступка Маши.

— А как это случилось, я покажу вам на примере зерна, которое мы высеяли. Вот посмотрите, пожалуйста, как проросло зерно. А вот под камушком зерно не растет. Почему? (Ответы детей.)

— Мне еще вспомнилась одна встреча. Послушайте, пожалуйста. Это было летом. К реке пришли отдыхать дети, их было четверо. Они принесли с собой конфеты, мороженое, печенье, сок, яблоки. Дети сидели у реки, грелись на солнышке, ели сладости. Отдохнув, они решили вернуться домой. Бумажки, огрызки они собрали и бросили в реку. Так они думали, что убрали за собой.

— Дети, как вы считаете, правильно поступили отдыхающие?
(Ответы детей.)

— Вот давайте проверим, что случилось с водой в реке. А это мы сделаем в исследовательской лаборатории. (Дети и воспитатель проводят опыт: бросают бумажки из конфет в банку с чистой водой.)
Воспитатель: Что произошло с водой? Так, он загрязнился. Но в реке живет рыба. Может ли она жить в грязной воде? (Ответы детей.)

— Итак дети вода, земля, воздух должны быть чистыми. А из мусора можно сделать полезные вещи. Вот посмотрите, что можно изготовить из спичечных коробков. (Воспитатель показывает изделия из спичечных коробков.)

— Мы сейчас попробуем сделать простейший изделие – столик. Приглашаю вас в нашу мастерскую. (Воспитатель показывает, как из готовых деталей можно сделать игрушечный столик.)

— Сначала разберемся из каких деталей состоит стол: коробка, крышка, ножки. (Воспитатель объясняет последовательность выполнения изделия.)

— Еще раз вспомним, в какой последовательности будем делать стол. (Ответы детей.)

Дети изготавливают столик из спичечных коробков.

Воспитатель: Дети, помните, что полезные вещи вы можете сделать с родителями дома. Любите и берегите природу, и она вам отблагодарит.

Ссылка на основную публикацию