Развивающее занятие по экологии


Сферы развития

Познавательное развитие.

Обобщить и дополнить знания детей о лесе, его обитателях. Дать понятие об условиях, необходимых для жизни растений (свет, тепло, почва, воздух, вода) . Развивать внимание, аналитические способности, элементы логического мышления.

Социально-нравственное развитие

Заложить основы экологически целесообразного поведения, любовь к природе; продолжать учить детей ориентироваться в правилах общения с дарами природы, научить беречь растения и животных.

Эмоционально-ценностное развитие

Вызвать радость и удовольствие от знакомства с природой ближайшего окружения, эмоциональный отклик на красоту окружающей среды. Учить детей эмоционально реагировать на мощь деревьев, красоту кустов и тому подобное, радоваться общению с природой, замечать в ней странное и необычное, восхищаться и любоваться ею.

Речевое развитие

Обогащать словарный запас названиями частей растения и их признаков; упражнять детей в построении разных типов предложений.

Креативное развитие

Вызвать желание исследовать элементы окружающей среды, наблюдать за ними, развивать интерес к новому и неизвестному в природе, стремление исследовать его.

Художественно-эстетическое развитие.

Воспитывать умение замечать красоту в природном окружении. Вызвать желание своими руками украшать окружающую среду.

Физическое развитие.

Учить детей сознательно соблюдать правила безопасного поведения в природе.
Ход образовательной деятельности
— Дети мы сегодня отправляемся в путешествие, а куда вы узнаете, когда отгадаете эту загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех малышей он

И земляничкой, и клубничкой,

И орешком, и грибочком,

И малинкою, и прутиком.
Игра «Экологический светофор»

( воспитатель называет ситуацию или действие в окружающей среде – ребята показывают кружок соответствующего цвета)

— Папа и сын вешают скворечник;

— Мальчик уничтожает гнездо птицы;

— Девочка рвет на огороде сорняк;

— Мальчик рвет цветы;

— Мальчики отламывают ветки с деревьев;

— Рыбаки побросали мусор в реку;

— Дети сажают саженцы деревьев;

— Все животные важны, все животные нужны;

— Не отламывайте с деревьев ветки, даже травку без надобности не рвите;

— В лесу разрешено весело играть: можно бросать листья, наплести венки, сделать букет из цветов;

— Здесь можно даже шуметь, кричать, ведь здесь ты никому не помешаешь.

— Зеленую лягушку, ужа-пресмыкающееся, гадкую гусениц можно прогнать, а еще лучше, если бы их совсем не было.
— Ну что же перепрыгнешь через ров, пройдем по бревну – и вот мы на природе. Перед нами – лес.

— Что такое лес?

— Чем он полезен?

Лес – это легкие планеты, наш зеленый друг. Деревья очищают воздух, делают его пригодным для живых организмов. Лес смягчает климат, улучшает водный режим почв, защищает поля от ветров. А еще бескорыстно делится с людьми своим богатством.

Подышите воздухом. Почувствуйте, какой он? Кажется его можно пить.

Обратите внимание, одинаковой ли высоты растения в лесу? – Нет – Есть высокие растения, низшие и совсем низенькие. Это ярусы леса.

— Какие растения самые высокие в лесу?

— Одинаковы ли все деревья?

— Как их можно различить по виду коры, листьев?

— Какие лиственные деревья вы знаете? Какие хвойные?

— А как можно назвать наш лес? ( смешанный, поскольку в нем растут и лиственные и хвойные деревья)

Сравнение сосны и ели.

(подобные листочками-иголочками, но у сосны – длинные и мягкие, у елки – короткие и твердые; шишки у елки большие и мягкие, у сосны – меньше и жестче; сосна любит солнце, ель – тень; ветви у сосны – сверху, у ели – по всему стволу)
— Какие еще деревья есть на картине? (береза, дуб)
Рассказ о вербе.

Есть много видов ивы. Пушистые котики, которые радуют глаза ранней весной, тоже один из видов ивы – ивняк. Есть ива у которой веточки красноватого цвета – это краснотал.

Ива, у которой ветки свисают вниз, как косы у девушек – плакучая ива. Она может предсказывать дождь – на ветвях появляется жидкость, как будто слеза. Растет ива в лесах, возле рек, прудов. Люди издавна сажали иву возле колодцев, потому что считали, что она очищает воду. О вербе есть много песен, стихов.

Плачет красавица над рекой:

— Связала бы косы лентой,

И ветер все время налетает,

И косы мои расплетает.

Схема „Строение дерева ”

— Как называются части дерева? (корень, ствол, ветви)

— Дерево живет. Что для него нужно? ( почва, воздух, вода, солнце).

— Деревья, как и люди, имеют дни рождения. Рассмотрите срез дерева. На нем четко видно кольца: сколько их — столько лет дереву. Значит, дерево живое и мы должны относиться к ним с уважением и любовью.

Упражнение-эмпатия «Я – дерево»
Закройте глаза. Присядьте и представьте себя маленьким семенем, которое упало из могучего дерева в землю. Выглянуло солнышко, прошел теплый весенний дождик, семечко проросло. Росток тянется все выше к солнышку, растет и превращается в большое дерево. Представим, что мы деревья. Наши ноги – это крепкие корни, тело – мощный ствол, руки –
гибкие веточки, пальцы хрупкие листочки. Люди дышат носиками, а деревья – листьями. Давайте подуем на свои пальчики-листочки. Налетел ветерок, качающий ветви, шелестят листочки, разлетается семена.( дети присели)

Так в природе продолжается жизнь.
Игра «Листочки, бегите к дереву!»
У каждого ребенка в руках листок с дерева. Воспитатель читает описание дерева.

-Я – могучее дерево, у меня крепкий ствол, моими плодами любят лакомиться дикие свиньи. Мои листочки, идите ко мне. (Дуб)

— Цвету я в июле желтым цветом и дарю людям мед ( Липа)

— У меня листочки весной и летом зеленые, крупные, а осенью красные, красочные. ( Клен)

Вот тут на пенечке что-то есть, подойдем посмотрим. (Дети открывают, находят корзину)

Как вы думаете, из чьих веточек сплетена корзина? Да, их подарила нам ива. Мастер осторожно срезал ветки, выработал их и сплел такую замечательную корзину. А что в ней? Еловые шишки.

Шишковий массаж.

Дети, посмотрите, под каким растением мы сели?

Оно такое же высокое, как дерево?

Чем кустарники отличаются от деревьев? (имеют несколько тонких стволов). Что между ними общее? (имеют корни, ветви, листья).

Какие кустарники встречаются в лесу?

Какие плоды растут на орешнике?
Дети, как вы думаете, что случилось с этим кустом (куст калины, листья скрутились, ветви засохли)? Его повредили насекомые-вредители. Назовите их.

Как помочь такой беде? Кто нам поможет?

Звучит пение птиц. Воспитатель загадывает загадки.

Первый он несет весну

Пробуждает все ото сна

Он поет за садом

А зовут его…. (скворец)

Быстро везде эта птица летает

Всех букашек поедает…(ласточка)

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов?

(кукушка)

Прилетели гости

Сели на помосте,

Без топора, без лопаты

Построили себе дом.

(перелетные птицы)

Каких еще перелетных птиц вы знаете? (аист, соловей, журавль)

Почему они улетают в теплые края? (нечего кушать)

А как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (зимующие – сорока, синица, воробей, дятел).

Игра « Птицы перелетные и зимующие»

Мы говорим, что все в природе имеет право на жизнь и жучки, и червячки, но они уничтожают растения. Как же быть в такой ситуации, возможно, они не нужны в природе? Так, насекомые нужны, потому что они опыляют растения, уничтожают погибших птиц, животных. А птицы едят насекомых, потому что это их еда.

Где много птиц, там нет гусениц.

Где много пташек, там нет букашек.

Вот эти пернатые друзья спасли наш куст. Какой?

В венке зеленолистом,

В красном ожерелье

Заглядывается в воду

На свою хорошую красоту

Что вы знаете о калине? Ее очень уважают в России. Растет она у воды. А в древности был хороший обычай – когда в семье рождалась девочка, хозяин сажал возле дома калину, чтобы девочка росла здоровой и красивой.

Дети, послушайте, что за звук доносится? Кто бы это мог быть?

Выглядит лось.

Так это самое крупное животное наших лесов – лось.

Как называют животных, которые живут в лесу? Лес для них настоящий дом, который и накормит, и укроет от непогоды.

Каких диких животных вы знаете?

Дидактическая упражнение «Какую ошибку сделал художник»

Дети, посмотрите, какие растения растут на нашей поляне. Они самые низкие в лесу. Как они называются? Так, травянистые растения.

Как называются эти фиолетовые цветы? Что вы знаете о них? Люди говорят, что если весной походить по ним, целый год будешь здоровым. Давайте и мы так сделаем.

Хожу по земле, хожу по земле топ, топ.

Бог здоровья даст, даст.

А кто это там тихонько стонет под кустиком? Что случилось, Зайчик? (поранил ножку). Дети, что же нам делать, ведь мы в лесу, лекарств у нас нет. Как помочь Зайке?

Можно использовать лекарственные растения. Какие? (подорожник)

Упражнение «Полечим зайцу лапу»

— Вот так, милый Зайчик, будь осторожен и не болей, а когда такое случится, знай, чем лечиться в лесу и друзей своих научи. А сейчас поиграй с нами.

Игра «Что лишнее?»

Логический ряд «Из какой сказки »

— В лесу происходит действие многих сказок. Я назову ряд слов, а вы отгадайте, какая это сказка.

Испекла – положила – убежал – встретил – съела.

Шел – потерял – нашел – жили – вернулся – забрал.

Жила – ушла – встретила – съел – спасли.

Исследовательская деятельность.

— Дети, подойдите к столику, рассмотрим, что здесь есть.

Рассмотрим древесину. Какая она на ощупь? (теплая, легкая, жесткая)

Сравним с металлом, пластмассой, камешком, почвой.

Проверим, как эти материалы ведут себя в воде. Металл тонет, потому что тяжелый, грунт размокает, пластик плавает, дерево тоже.

Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали. Но она легко горит.
Поэтому в лесу нельзя жечь костры.

Рассмотрите схему «Как люди используют древесину»

Упражнение «Какие деревья нам это дают»

Карандаш – орешник, сосна.

Кухонная доска – липа, ива.

Тетрадь – ель, ольха.

Мебель – дуб, береза, осина.

— Дети, мы говорим о бережном отношении к природе и в то же время говорим, что из дерева много чего можно сделать. Как это можно совместить? Деревья стареют, их надо вырубать, чтобы не захламляли леса. Их срезают, перерабатывают, а на том месте сажают новые.

— Сегодня мы с вами много узнали о природе. Если с ней бережно обращается, то она отблагодарит тебя сторицей. Есть много мудрых народных пословиц об охране природы:

— Природе не принеси вреда.

— Землю обманешь раз – она тебя сто раз

— Где природа, а человек отец – там добра навалом.

Возвращаемся в детский сад.

— Посмотрите, какая большая наша планета Земля. Есть на ней леса, горы, моря и океаны. И от нас зависит, будет ли она цветущей и красочной, будет раздаваться пение птиц и зеленеть леса, или станет похожей на пустыню, где ничего не живет.

Изобразительная деятельность «Украсим нашу родную планету»

( аппликация из цветных ниток)

Ссылка на основную публикацию