Музыкальное занятие для старших дошкольников «В гостях в нотном доме»


Цель занятия: Развитие креативности дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности.

Цель мероприятия:

учебная: ознакомить детей с понятием «ноты», их названиями и назначением;

совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах, учить получать удовольствие от совместных действий;

развивающая: развивать способность к импровизации, умение выполнять творческие задачи, желание импровизировать и фантазировать, умение эмоционально откликаться на музыку;

воспитательная: воспитывать у детей чувство удовлетворения от совместной деятельности, радости от пения, танцев, игры на музыкальных инструментах.

Оформление зала: на заднем плане панно украшено нотками, скрипичными ключами, паузами; сбоку стоит магнитная доска, на которой нарисован нотный стан и скрипичный ключ.

Оборудование:

  • детский оркестр «Музыка воды»: миски с водой, стаканы с водой, пластиковые трубочки, морские ракушки, водный свисток, бумажные коробки наполовину наполненные водой;
  • музыкально-дидактическая игра «Цапля и лягушата»: маска цапли и маски лягушат;
  • сказка «Росяночка»: детские металлофоны, маракасы, колокольчики, треугольники, свистульки, трещотка, ложки, детский барабан.

М.к. Детки, посмотрите, какой сегодня хороший день – к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети (поют): Добрый день!

М.к.: Это очень замечательно, когда день начинается с хорошего настроения. Наши ладошки хлопают, ножки топают, и мы поем под звуки великолепных музыкальных инструментов.

А как вы думаете, что могло бы произойти, если бы вдруг во всем мире исчезла музыка? (ответы детей)

М.к.: Давайте послушаем. В нашем зале тишина, а где-то кто-то скребется – это мышь (дети скребут по креслу).

Прислушайтесь каждый – еще и слышно: динь-динь. То муха песенку поет весь день.

Дети: Дз-дз-дз…

М.к.: На улице слышим шум машин.

Дети: Др-Др-др…

М.к.: Потому что звук у мотора есть .

Дети: Р-Р-р..

М.к.: Звук есть у шин.

Дети: Ш-ш-ш…

М.к.: Свой звук есть у реки, он есть у ручья –
У каждого песня существует своя.

А сейчас мы с вами послушаем настоящую тишину (слушают).
Ой, нет, она грустная. Давайте вместе пошумим, пусть печальная тишина исчезнет (шумят).

Итак, видите, дети, мы живем среди самых разных звуков. А все музыкальные звуки изображены в виде ноток.

Сегодня я хочу всех вас пригласить к нотному дома, в гости к ноткам. Хотите?

Дети: Хотим!

М.к.: Ну, пойдемте, поспешите, все на нотки посмотрите,
Чтобы нам весело петь надо нотки все изучать.
(на середину зала выходят нотки-девочки)

Нотка: А чтобы с нами подружиться, надо кое-чему научиться:
Танцевать и петь и еще и на музыкальных инструментах играть.

М.к..: Дети, тоже времени не теряют и таланты открывают.
(выходит нотка «До»)

Нотка «До»:

Я – нотка «До» – дорога от родного порога
В этот детский сад, в веселый нотный дом,
А как наступит вечер, и солнышко зайдет.
То всех эта дорога до дома поведет.

М.к.: А сейчас, дети, все вставайте, нотке песню спойте.
Песня «Азбука и ноты» (муз. В. Кукобы)
(выходит нотка «Ре»)

Нотка «Ре»:

Нотка «Ре», пусть знает каждый,
На водичке играть может.
Я для вас устрою праздник: мы в оркестре будем играть.
И в оркестре не простом. Вы с водичкой знакомы?
Мы с водой любим играть, утром хорошо умываться.
И, пожалуй, не каждый знает, что водичка тоже поет.

М.к.: Детки, попробуем с помощью водички создать музыку.
«Музыка воды» в исполнении детского водного оркестра (под фортепьянное сопровождение муз. руководителя)
(выходит нотка «Ми»)

Нотка «Ми»:

Познакомьтесь, нотка «Ми», ну, помогите мне.
Пойдемте к пруду к маленьким лягушатам.
(выходит 2 детей)

1-й ребенок:

Для маленьких лягушат, что загрустили,
Врачи болота разминку прописали.
Бессильны уже таблетки, микстуры не найти.
И могут только звуки музыки им помочь.

2-й ребенок:

Тут появилась цапля – на пруду танцевала,
Маленьких лягушат она не замечала.
Цаплю от танца усталость пробрала.
А лягушатам весело: «Мы выздоровели: Ква-ква!»

Муз.-дидактическая игра «Цапля и лягушата» (аудиозапись)

Детки-лягушата приседают (прячутся) в круге. Цапля ходит в кругу.
Вышла цапля длинноногая по болоту погулять. По болоту погулять, лягушаток поискать.(Цапля внимательно разглядывает вокруг. Лягушата сидят тихонько).
Будто где-то они поют? (Смотрит – нигде нет)
Грустно стало цапле. Не хочу искать!
А чтобы грусть прогнать, буду танцевать.
(Музыка меняется на веселую).

Цапля начинает танцевать. Она ходит и делает танцевальные движения.

Лягушата идут за спиной у цапли и копируют ее танцевальные движения. Иногда поют: «Ква-ква!». (Музыка меняется).

Цапля резко оборачивается и смотрит назад. Лягушата быстро приседают, и цапля их будто не видит.

Цапля удивленно говорит: «Никого нет. Кто же тогда поет?»
(Музыка снова веселая). Цапля делает новые танцевальные движения. Лягушата их копируют.

Игра повторяется. Наконец, усталая цапля садится на землю. Лягушата вокруг нее танцуют. Вплоть до ночи Цапля танцевала. А лягушата с ней шутили.
(выходят нотки «Фа» и «Соль»)

Нотка «Фа»:

Я – нотка «Фа» – и звук мой яркий, волшебный,
Прислушайтесь к нему, он громкий.
В шумном зале кружит звуков вальс.
И музыка прекрасна пусть очарует вас.

Нотка «Соль»:

Нотка «Соль» – это соло, а соло – это один.
Песен много знаю, стихи рассказываю,
И сказку расскажу вам за несколько минут.
Сказку необычную расскажут музыкальные инструменты.

М.к.: Ну что же, детки, поможем нашим музыкальным инструментам рассказать сказочку про хорошую девочку Росяночку.

Сказка «Росяночка».

М.к.: Была себе девочка Росяночка – вежливая и милая девочка. Жила она в волшебном лесу. Ночью в лесу тихо-тихо.
(Муз. рук. играет на фортепиано в низком регистре)

М. к.: Только звездочки мерцают на темном небе.
(дети играют редким ударам на треугольниках в такт музыки)

М.к.:И вот проснулось солнышко и послало на землю один, второй, третий лучик.
(дети выполняют приемы глисандо на металлофонах)

М.к.:Первой от лучика солнца проснулась травка и ласково зашелестела.
(дети играют на маракасах)

М.к.: В траве раскрылись цветочки – колокольчики и весело зазвенели.
( дети играют на колокольчиках)

М.к.: Проснулась девочка Росяночка, посмотрела в окошко и обрадовалась прекрасной погоде. Пошла Росяночка к реке умываться. Шелестит травка, звенят колокольчики, радостно поют птички.
(к музыкальному сопровождению присоединяются дети, которые играют на свистульках)

М. к.: Все они поздравляют девочку Росяночку. И все было бы хорошо, но злые Баба Яга и Леший следили за Росяночкой из темного леса.

Вот они потихоньку подкрадываются к ней все ближе и ближе… Вот-вот схватят Росяночку и понесут ее на высокую гору, к быстрой реке, в темные леса…
(дети играют на ложках, темп ускоряется, сила звука постепенно растет)

М. к.: И быть бы беде! И тут появился добрый мешковатый Мишка.
(ребенок стучит на малом детском барабане)

М. к.: Он стал прогонять злых Бабу Ягу и Лешего все дальше и дальше вглубь леса. Напуганные Баба Яга и Леший бежали изо всех сил.
(Темп музыкального сопровождения ускоряется, а потом затихает)

М. к.: И возрадовалось солнышко (играют металлофоны),
Ласково зашелестела травка (играют маракасы),
Зазвенели колокольчики (играют колокольчики),
Запели птички (играют свистульки),
На небе проснулись вечерние звездочки (вступают треугольники).
Тут и сказочке конец, а кто играл, тот молодец.
( дети ставят инструменты на места)
(выходит нотка «Ля»)

Нотка «Ля»:

Нотка «Ля» – поем все вместе – «Ля-ля-ля»,
Вместе с нами поет вся семья.
А слышат нашу песню все люди издалека.
Пою вместе с друзьями для вас сегодня я.
Песня «Песня о дружбе».
(выходит нотка «Си»)

Нотка «Си»:

Я – нотка «Си» – это сила, смелость, ловкость, смех,
Танец этот замечательный нас соединит всех.

Песня-танец «начинаем Танцевать».
(выходит нотка «До»)

Нотка «До»:

Подходит к окончанию наш музыкальный урок,
В нотный дом приглашаем веселых детишек.
Гостей мы всех поздравляем, мы уже нотки знаем.
А сейчас все дружно о них вам споем.
(Нотки становятся по порядку на середину зала)

Песня «Веселые нотки». (муз. С. Петросян)

М. к. А сейчас, детки, слушайте чарующее пение ноток.
(аудио запись.Кирюшин. Упражнение для соло №1)

М.к. Ну что понравилось вам сегодня во время нашего путешествия к нотному дому?
Если так, то в следующий раз мы продолжим наше знакомство с нотками, а сейчас нам пора прощаться.

Дети (поют): до свидания!.

Ссылка на основную публикацию