Логопедическое занятие с элементами сказкотерапии


Постановка и автоматизация звука [к]

«Золотая рыбка»

Рыбка

Цель:

  • продолжать работать над развитием мелкой моторики, речевым дыханием и развитием слухового внимания, проводить упражнения для глаз;
  • во время артикуляционной гимнастики активизировать артикуляционные мышцы и мимико-артикуляционные;
  • стимулировать движения нижней челюсти, активизировать мышцы мягкого неба, губ и щек;
  • продолжать работать над постановкой звука [к];
  • автоматизировать поставленный звук в слогах и словах;
  • обогащать активный словарь детей;
  • воспитывать у ребенка доброту и чуткое отношение к живым существам.

Материалы и оборудование: аквариум с рыбкой, оснащение для переливания воды, трубочка для накачивания воздуха, корм для рыбки; рыбка; рисунки для логопедической гимнастики, рисунки с изображением щуки, карпа, кита; игра «Водоем»; рисунки к игре «Что забыл нарисовать художник?».

Словарь: аквариум, корм, карп, щука, линь.

Педагог
Я улыбаюсь солнышку:
— Здравствуй, золотое!
Я улыбаюсь цветочку,
Пусть он цветет!
Я улыбаюсь дождику:
— Лейся, словно из ведра!
Друзьям улыбаюсь,
Желаю им добра!
(Педагог предлагает ребенку улыбнуться, и поздороваться с гостями. Обращает внимание ребенка на аквариум, где плавает рыбка.)

Загадка

Голова есть, а шеи нет, Глаза есть, а бровей нет, Рот есть, а не говорит, Без ног, а далеко ходит.
(Педагог говорит, что рыбка не простая, а золотая, она может исполнить любое желание, спрашивает у ребенка, что он хочет попросить у рыбки.)

Педагог
А я желаю, чтобы ты научился хорошо разговаривать. Рыбка добрая, и она исполнит любое желание, а мы на добро также сделаем добро. Чтобы рыбке было приятно находиться в аквариуме, ей нужны: свежая вода, свежий воздух, свежий корм. (Ребенок подливает воду в аквариум, накачивает воздух, сыплет корм.)

Вот теперь рыбке комфортно. Она не может ничего сказать, но с удовольствием шевелит глазами, вдыхает воздух и раскрывает ротик. И мы с тобой также выполним эти упражнения.

Упражнения для глаз

  1. Наблюдать, как двигается рыбка.
  2. Поморгать глазами.
  3. Движения глаз вверх-вниз (на 3с. закрыть глаза).
  4. Движения глаз вправо-влево (на 3с. закрыть глаза).

Упражнения на дыхание

  1. Дуть на рыбку (рыбка плавает, виляет хвостом).
  2. Пить маленькими глотками (пьет водичку).
  3. Дуть в стакан через соломинку.

Рыбка воду всколыхнула,
Хлеба кроху взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.

Развитие слухового внимания

Педагог
Послушай, как капает водичка: кап-кап-кап, первый звук [к]. А наша Золотая рыбка очень любит этот звук, потому что в названии многих ее друзей есть звук [к]. Вот как зовут друзей нашей рыбки: карп, карась, кит, щука, камбала. (Педагог выставляет картинки.) Рыбка предлагает нам поиграть в игру «Поймай звук».

Я буду называть слоги, а ты, если услышишь звук [к], хлопай в ладоши: ка-та-ка-па-та-га-ка. Теперь я буду называть слова, а ты, если слышишь звук [к], хлопай в ладоши: щука, карась, рыба, черепаха, крокодил, лягушка. Все эти живые существа живут в водоеме, и мы их поймаем.

Игра «Водоем»

Ребенок рассматривает то, что поймал.
Мы устали и немножко отдохнем на берегу водоема.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело гулять,

Рыбка, рыбка-озорница,

Мы хотим тебя поймать.
(Ребенок ловит рыбу на удочку.)

Физкультминутка

Автоматизация звука в слогах

Педагог предлагает ребенку показать, как она произносит звук [к].

Дидактическая игра «Эхо»

Ребенок повторяет за педагогом слоги — то громко, то тихо:

• ка-ка-ка;

• ак-ак-ак;

• ку-ку-ку;

• ук-ук-ук;

• кап-кап-кап;

• ква-ква-ква.

Автоматизация звука в словах

  • Ребенок берет конверт, складывает разрезные картинки, называет изображенное на них сначала медленно, а потом быстро: кит, окунь, камбала.
  • Дидактическая игра «Кого не стало». Педагог выставляет рисунки, на которых изображены кит, окунь, линь. Ребенок определяет, какого рисунка не стало.
  • Дидактическая игра «Единственное число — множественное число». Педагог называет единственное число, а ребенок — множество: кит — киты, окунь— окуни, линь — линки.
  • Дидактическая игра «Что художник забыл нарисовать рыбке?». (Глаз, плавник, хвост.)
  • Дидактическая игра «Дополни рисунком» .

Ак-ак-ак — красный рак. Ку-ку-ку — я вижу зеленую лягушку. Ака-ака-ака — ползет черепаха. Ка-ка-ка — плавает Золотая рыбка. Ребенок подбирает подходящий рисунок.

А нам Золотая рыбка обещала исполнить наши желания.

Вот видишь, ты научился произносить звук [к], это было мое желание. Рыбка выполнила и твое желание.

Спасибо Золотой рыбке за ее добрые дела.

Ссылка на основную публикацию