Результаты диагностики психического здоровья дошкольников


В последнее десятилетие все чаще появляются научные публикации, свидетельствующие о нарушении психического здоровья среди детей и подростков, преимущественно связанные с задержкой нервно-психического развития ребенка.

Поэтому уровень нервно-психического развития вместе с уровнем физического развития является одним из основных критериев оценки состояния здоровья ребенка, особенно дошкольного возраста.

При изучении нервно-психического развития были обследованы 720 детей (340 мальчиков и девочек 380) в возрасте 3-6 лет, посещающих детские дошкольные учреждения обычного типа.

Результаты диагностики

Оценка полученных результатов проводилась по 3-х бальной системе, где оценка 3 балла соответствовала высокому уровню нервно-психического развития, 2 балла – среднему, 1 балл – низкому уровню нервно-психического развития.

Изучение речи

Проведенные исследования показали, что 40,4% мальчиков и 67,7% девочек 3-х летнего возраста владели достаточно правильно развитой речью, среди 5-ти летних детей количество мальчиков составляло уже 91,8%, а девочек 94,8%, в 6-ть лет и мальчики (95,7%) и девушки (96,5%) практически одинаково хорошо говорили и пересказывали.

Однако, грамматически правильное построение речи (предложения) формируется до 5-ти лет в 67,3% мальчиков и 69,1% девочек, достигая в 6 лет до 93,9% мальчиков и 95,7% девочек.

Изучение познавательной деятельности

При оценке познавательной деятельности получены результаты, которые свидетельствуют, что первоначальные представления о величине, форме, счет и количество начинают формироваться с 3-х лет (16,2% мальчиков и 30,3% девочек) и достигают четких знаний до 5-ти лет 55,1% (мальчики) и 51,5% (девушки).

Безошибочное знание и ощущение основных цветовых тонов наблюдается до 4-х лет (63,6% мальчики и 66,9% девушки), а ощущение оттеночных тонов появляется к 5-ти летнего возраста (77,5% мальчики и 90,7% девушки).

Диагностика музыкального развития

Музыкальные представления формируются с 3-х летнего возраста, у девочек – 65,2% обследованных могли распознать, повторить мелодию, имели хорошее чувство ритма.

Умение детей ориентироваться в пространстве формируется с 4-х летнего возраста: дети прекрасно ориентировались в помещении детского сада, своего дома и территории микрорайона, могли сами найти дорогу домой из детского учреждения и обратно, но ориентировка детей во времени формируется несколько замедленно и заканчивается уже в школе (34,8% 6-ти летних мальчиков и 43,5% девочек ориентировались во времени довольно четко).

Социально-поведенческое поведение

При оценке социально-поведенческих реакций отмечено, что у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, достаточно быстро формируется высокий уровень самостоятельности, трудолюбия, приобретаются навыки игры, как индивидуально, так и в коллективе, а также умение общаться друг с другом (78,7% девочек и 65,6% мальчиков 3-х лет) и взрослыми (56,6% мальчиков и 68,5% девочек 3-х лет).

Культура гигиены

Культурно-гигиенические навыки начинают закладываться в 2-3 года в условиях семьи и продолжали формирование в детском дошкольном учреждении. Обследованные дети имели четкие представления о принципах личной гигиены, правила уборки помещения и простейшего сервировку стола (59,3% мальчиков и 77,7% девочек 4-х лет).

Таким образом, определяя уровень нервно-психического развития детей дошкольного возраста необходимо сделать следующие выводы: среди обследованных детей имели преимущество дети (мальчики и девочки), которые имели высокий и средний уровень нервно-психического развития.

Так, среди мальчиков 3-лет-92,9%, 4-х лет-98,4%, 5 лет-93,9%, 6 лет-80,9% имели средний уровень нервно-психического развития, а у девочек соответственно – 87,6% (3 г.), 95,% (4 г.), 82,5% (5 г.), 82,1% (6 г.), но нервно-психическое развитие мальчиков имеет более медленный темп развития по сравнению с девочками.

Ссылка на основную публикацию