Методика «Мозаика»

Методика взаимоотношений Методы диагностики


Цель: эта методика позволяет проанализировать существующие эмоциональные связи в детском коллективе группы.

Это эксперимент, с помощью которых можно определить, какие существуют особенности отношений между сверстниками в дошкольной группе.

Исследуется степень вовлеченности ребенка в действия одногруппника, способы его участия, степень сочувствия, особенности просоциальных видов деятельности в случае, когда нужно выбирать – либо действовать в свою или чужую пользу.

В игре во время исследования принимают участие два ребенка. Каждый получает коробку, в которой расположены разноцветные элементы. И каждому выделяется пространство для деятельности. Одному из детей дается задание разложить у себя домик, а другой ребенок должен просто наблюдать за действиями первого.

Нужно пронаблюдать, насколько интенсивно и активно второй ребенок наблюдает за первым, заинтересован ли он в его действиях. Наблюдающий сначала должен порицать собирающего домик, а затем наоборот, хвалить его.

При этом нужно понаблюдать, какова реакция второго ребенка на неадекватную негативную оценку.

Станет ли он в открытую выражать свое несогласие с необоснованной критикой?

Или же он, напротив, начнет поддерживать ее?

Как он относится к похвале: противоречит ей или поддерживает?

После того, как первый ребенок закончит выкладывать домик, нужно детей поменять ролями.

Следующая часть исследования.

Детям нужно наперегонки построить солнышко. При этом заранее нужно позаботиться, чтобы цветные элементы были распределены по коробочкам детей так, чтобы большинство желтых элементов находилось в коробочке одного из них. Начав собирать солнышко, один из детей замечает, что у него явно не достает элементов нужного цвета.

Возникает ситуация, в процессе которой один из детей вынужден обратиться за помощью ко второму, но при этом они являются соперниками.

Как только работа по солнышкам заканчивается, водящий просит выложить небо.

Теперь ситуация складывается так, что тот, у кого было мало желтых элементов, обнаруживает у себя много синих элементов и его соперник вынужден обратиться к нему за помощью.

Для того, чтобы определить уровень сопереживания детей, нужно в этих ситуациях обратить внимание на их реакцию на просьбы помочь и поделиться элементами нужного цвета. Готовы ли они отдать детали, которые нужны им самим?

Оценка производится в соответствии со следующими шкалами:

1. Эмоциональная вовлеченность в действия соперника.

Интерес, проявляемый к действиям сверстника, насколько ребенок чувствителен к результату его деятельности – все это показывает уровень внутренней причастности.

0 – ребенок не проявляет никакого интереса к действиям соперника;

1 – ребенок бегло с интересом заглядывает в сторону соперника, но задерживает взгляд не на долго;

2 – время от времени пристально наблюдает за деятельностью соперника, возможно даже задает вопросы и комментирует;

3 – ребенок наблюдает за деятельностью соперника и даже активно помогает ему.

2. Способ участия в деятельности соперника.

Положительно ли он оценивает сверстника во время игры, отрицательно или старается сравнивать с собой.

0 – не дает никаких оценок;

1 – негативно относится к действиям соперника;

2 – старается сравнивать его действия с собой, говорит о своих действиях;

3 – позитивно оценивает действия соперника, дает советы и даже оказывает практическую помощь.

3. Способ выражения сопереживаний сопернику, которые проявляются в случае успеха или неудачи в его деятельности.

0 – абсолютно безразличен и не проявляет ни положительных, ни отрицательных чувств к оценкам соперника.

1 – поддерживает отрицательные оценки взрослого для соперника и выражает несогласие с положительными оценками. Считает, что превосходит соперника.

2 – соглашается и с положительными, и с отрицательными оценками для соперника. Этим самым ребенок пытается показать свое уважение к взрослому, дающему оценки.

3 – ребенок принимает адекватную похвалу своего напарника и протестует против несправедливого обвинения.

4. Способы выражения просоциальных видов поведения в тех случаях, когда нужно принять решение – действовать в свою или в чужую пользу.

Если дошкольник действует в пользу своего напарника по игре легко и без сомнений, то это отражает его личную внутреннюю позицию. Сомнения и попытки оттянуть время говорят о том, что ребенок пытается себя морально принудить поступить так.

0 – ребенок ни при каких обстоятельствах не помогает своему партнеру. Не помогают даже уговоры это сделать. Это свидетельствует об эгоистической направленности мышления ребенка, его желание самому хорошо выполнить задание.

1 – дети оказывают помощь своему партнеру с неохотой и под давлением окружающих. Если партнер упрашивает дать ему детальки нужного цвета, то он дает ему лишь один элемент, ожидая от него благодарности. Такая помощь называется провокационной, потому что она провоцирует партнера вновь обратиться за помощью.

2 – дети помогают своему партнеру, но только тогда, когда сами успешно справились со своим заданием. Это обусловлено тем, что игра является соревновательной, поэтому сначала ребенок пытается выиграть, а уже затем помочь сопернику, зная что тот в любом случае проиграл. Такой вид помощи называется прагматическим.

3 – ребенок дает возможность своему партнеру безвозмездно и без уговоров пользоваться всеми своими детальками. Иногда он даже сам проявляет в этом инициативу, не дожидаясь просьбы о помощи. Воспринимает соперника по игре, как партнера.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector