Мышление как психический процесс


Первые семь лет жизни ребенок активно создает собственную картину мира: познает свойства предметов и явлений, открывая закономерности – сначала те, что лежат на поверхности, постепенно все больше углубляясь в их сущность, делает первые выводы.

Так постепенно складывается одно из основных новообразований дошкольного детства – более-менее целостная картина мира или первое схематическое очертание детского мировоззрения. Логика этой картины не является врожденной, она складывается постепенно, в процессе жизни.

Безусловно, путь познания мира и его закономерностей для ребенка довольно непростой, часто наполненный противоречиями, непониманием и в то же время победами и открытиями. Все дошкольники его проходят с разными достижениями. Большинство – восторженно и радостно, постепенно заполняя картинку мира нужными «пазлами», некоторые – «спотыкаясь» при отсутствии поддержки и помощи.

Мышление дошкольника по своей структуре является понятийным, то есть таким, что опирается на действия и образы, а не на словесные конструкты. В основе логики дошкольников лежат не объективные закономерности мира, а собственный опыт, эмоциональная сфера, мир игры.

Отсюда специфика детских суждений и детской логики. Яркой иллюстрацией особенностей детского мышления является способ решения задачи типа «Кто лишний» на примере таких персонажей, как лев, лошадь, человек и тележка.

Специфика детского мышления обусловливается рядом возрастных ограничений, таких как познавательный и эмоциональный эгоцентризм, трансдукция, синкретизм, отсутствие представления о сохранении количества. Часто взрослые, сталкиваясь с подобными особенностями детского мышления, пытаются разрушить существующую картину и сформировать свою собственную, как можно быстрее формируя суждение ребенка теоретического характера.

Для этого детям сообщают готовые знания, создают условия для их заучивания и надеются на скорое «выравнивания» картины и подстраивание ее под мировоззрение взрослого.

Такое форсирование темпов развития познавательной сферы только вредит ребенку, дезориентируя его и лишая возможностей естественным путем через доступные средства накапливать нужный чувственный опыт и на этой почве выстраивать собственную логику.

Такие дети значительно теряют в качестве мыслительных операций, четкости суждений. Функция взрослых должна заключаться в том, чтобы помочь детям прожить полноценную, наполненную реальными делами дошкольную жизнь.

Разнообразие детских впечатлений в дальнейшем обеспечит высокое качество отражения действительности, разновекторный поток размышлений, новые суждения, поиск оптимальных путей решения задач.

Ссылка на основную публикацию