Логика для математического развития дошкольника


Задача педагога - не просто формировать логическое мышление детей и обогащать ребенка знаниями. Детей нужно научить самостоятельно и нестандартно мыслить, грамотно обосновать свою точку зрения, самостоятельно принимать решения, не бояться задач с многими вариантами развития.

Математические и логические операции у детей

Дети должны проявить инициативу, творчество, независимость, элементарную критичность, умение доводить дело до конца, брать на себя ответственность за допущенные ошибки.

В ситуациях повседневной жизни дети выполняют множество различных математических и логических операций. Пересчитывают предметы и объекты, сравнивают их по величине и форме, группируют и классифицируют, оперируют с множествами, строят умозаключения, в процессе общения одни факты доказывают или опровергают другие.

Каждый ребенок владеет стихийной, интуитивной логикой. Однако логическая интуиция никогда не заменит логических умений. Они помогают избегать логических ошибок в рассуждениях, аргументировать собственную точку зрения, проявлять элементарную критичность в поисках истины.

Ребенку также необходим определенный уровень развития математических умений, потому что они обеспечивают его полноценную жизнедеятельность.

Зарубежные и отечественные исследователи считают логические и математические операции взаимосвязаны.

Считать - означает одновременно классифицировать и анализировать.

Исследованием Н. И. Непомнящей также доказано, что устойчивость и действенность математических умений дошкольников зависит от синтеза различного содержания в целостной математической действия.

Логическое мышление детей - приемы развития

Исследователи выделяют специальные методические приемы развития логического мышления:

  1. Прием создания проблемной ситуации.
  2. Ответы детей с доказательством.
  3. Задачи с логической нагрузкой.

Развивать логическое мышление детей путем обучения мыслительным операциям можно, придерживаясь определенного механизма:

  1. Рассмотрение объекта, который изучается с разных сторон и выделение максимального количества свойств, черт, качеств (на основе операций анализа и синтеза).
  2. Сравнение и выделение наиболее существенных (на основе сравнения и абстрагирования).
  3. Установление связей между полученными данными.
  4.  Формирование новых положений.
  5. Обоснование новых положений.

Наиболее удачным для решения проблемы развития логического мышления у детей является метод моделирования.

Логическое мышление детей и моделирование

Моделирование - это замещение объекта, который изучается, другим, специально построенным, который может воспроизводить объект в его существенных качествах и упрощать несущественные.

Оно помогает открыть те свойства вещей, их отношение, которых дети не могут воспринять.

Но для этого дети должны овладеть способами использования моделей, понять два взаимосвязанных между собой отображения: план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих. Используют 3 вида моделей: предметные; предметно-схематические и графические.

Типы наглядного моделирования

Различают 3 типа действий наглядного моделирования:

  • 1-действие: замещения, которые разделяют мир вещей на замещение и заместители;
  • 2-действие: использование самих моделей (модель подает взрослый, а ребенок решает ее);
  • 3-действие: ребенок переходит к самостоятельному построению модели.

Все действия наглядного моделирования сначала совершаются во внешнем плане, а затем - во внутреннем.

Следовательно, для оптимального общего развития дошкольников нужно развивать как логические, так и математические операции.

Исходя из положений концепции Базового компонента дошкольного образования, педагог должен вооружить ребенка в первую очередь умением жить, воспринимать жизнь в целостности.

Ребенок не овладеет истинным мировоззрением, если не уметь целостно воспринимать мир, именно поэтому блок логико-математических умений включает каждая сфера Базового компонента.

Логико-математические умения в сферах БК

Так, в сфере "Природа" в содержательной линии "Природа планеты Земля" где говорится о том, что ребенок должен знать характерные признаки времен года, их последовательность, указано также, какими логико-математическими умениями должен он обладать, а именно:

  • знать, что каждое время года состоит из месяцев, месяц из недель, неделя из дней, а сутки из часов, час - из минут;
  • иметь представление о соотношении единиц времени, уметь определить время по часам.

В сфере "Культура" содержательной линии "Предметный мир" предусмотрено, что ребенок должен уметь определять форму предметов, пользуясь геометрическими фигурами как эталоном.

Видоизменять геометрические фигуры, выделять их основные признаки, сравнивать между собой, классифицировать предметы по одному из признаков, изменять критерий, перегруппировывать второй раз. Классифицировать одновременно на основе нескольких признаков.

Оперировать с множествами: объединять их элементы, сортировать, дополнять, изымать лишние. В процессе классификации определять отношения между ними.

Осуществлять классификацию по величине, массе, объему. Определять место объекта в соответствующем ряду, считать предметы, различать их по расположению в пространстве и с отдаленностью.

О познавательной активности математического характера говорится также в содержательной линии "Психическое Я", сферы "Я сам": ребенок дошкольного возраста осознает принципы сохранения количества вне зависимости от формы, величины предметов, расстояния между ними, пространственного размещения; сравнивает множества, числа, определяет отношение между ними.

Состав числа из двух меньших чисел; считает в прямом и обратном порядке в пределах 10, называет числительные по порядку от любого числа; знает цифры, знаки, совершает с помощью карточек с цифрами арифметические действия на сложение и вычитание, читает их, выполняет простейшие устные вычисления; понимает сущность и структуру простых арифметических задач, решает их; использует различные стандартные единицы меры.

Проявляет восприимчивость, любознательность, внимательность, наблюдательность, отличает главное от второстепенного, обладает элементарными формами критического мышления, творческого воображения, памяти.

Ссылка на основную публикацию