Развитие памяти у дошкольников


У детей разных возрастных групп память значительно отличается по её активности и образности. К примеру, у старших дошкольников память носит чисто механический характер, они схватывают всё на лету, машинально, не избирательно и не обдуманно.

В памяти дошкольника откладывается увиденное или услышанное, в зависимости от того какой способ запоминания развит лучше. В более зрелом возрасте память приобретает логическую сторону с использованием средств запоминания и осмысливания, того что заучено.

Существует три вида памяти:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • двигательная.

У ребёнка может развиваться либо та, либо другая, в редких случаях одновременно все три вида памяти, но в основном одна из них впоследствии будет доминировать над другими.

Если ребёнок хорошо знает много песен, стишков то, скорее всего у него доминирующая слуховая память.

Если ребёнок красиво двигается, быстро овладевает элементами танцев, умело действует руками, предметами то у него преобладает двигательная память.

Память ребенка

Когда ребёнок много рассказывает, фантазирует, описывает какие-то действия, сюжеты из жизненных ситуаций, значит, зрительная память у него берёт верх в развитии.

Память дошкольника имеет специфические особенности изменяться.

Изменения памяти начинаются одновременно с изменением и развитием психических процессов, мышления, восприятия.

Состояние памяти, её развитие и дальнейшая способность дошкольника к образованию, зависит напрямую от того, насколько правильно, интересно и продуктивно были организованы занятия воспитателями дошкольного учреждения и родителями в этом направлении.

Как и все психические процессы, у ребёнка память надо постепенно развивать. Чтобы к школе ребёнок уже был готов осваивать материалы образовательных программ.

У детей дошкольного возраста встречаются и нарушения в развитии памяти, они плохо и с огромным трудом запоминают и испытывают значительные трудности в образовании. Их умственное развитие, не позволяет в полной мере и быстро освоить задаваемые уроки. Из-за такого дефекта дети начинают плохо себя вести на занятиях, пропускать их и в конечном итоге не получают должного образования.

В отдельных случаях у старших детей развиваются психические отклонения, такие как слабоумие и другие психические заболевания, замедляющие процессы развития организма. Мы не будем затрагивать тему детей с врождёнными пороками нервной системы.

Мнемонические способности у старших дошкольников проверяю по оценке их кратковременной и долгосрочной памяти, как зрительной, двигательной так и слуховой. Существуют ориентировочные данные, какими способностями могут обладать большинство детей, на эти данные, и ориентирована оценка.

Тестирование может проводить психолог детского сада, так же и не сложно будет отклонения заметить и воспитателю, занимающемуся с детьми. Главное вовремя заметить дефекты памяти и направить учебную программу на корректировку процесса развития.

В ходе проверки кратковременной памяти задаются вопросы о том, что воспитатель с детьми только что изучали, воспитатель выслушивает внимательно рассказы и пересказы и делает из этого собственные выводы.

Долговременная память у старших дошкольников оценивается по их словарному запасу и насыщенности разговорной речи, при описании событий. От того как ребёнок в этом возрасте владеет речью, как составляет предложения, насколько они насыщены и выразительны, зависит оценка его способностей и уровень развития долговременной памяти.

Мальчик думаетИменно у детей от четырёх до шести лет значительно развита непроизвольная память, не зависящая от их желания. Дети запоминают автоматически всё увиденное и услышанное. Более яркие моменты, вызывающие бурные эмоции и интерес ребёнка откладываются в памяти лучше других. Просто нельзя не воспользоваться воспитателям, этими возрастными особенностями, для развития памяти у ребёнка.

В упражнениях развития двигательной памяти можно использовать метод игры с закрытыми глазами. Ребёнку завязывают плотной повязкой глаза, так, чтобы он не мог видеть и зрительно запомнить происходящего. Ребёнка водят по несложному маршруту в аудитории группы, просят выполнить не сложные физические упражнения, это могут быть прыжки или приседания, или наклоны, движения конечностями или корпусом тела, а после этого развязывают глаза и просят повторить всё, что он делал до этого с повязкой на глазах. Постепенно упражнения усложняют. Это упражнение позволяет максимально развить его двигательную память.


Другое упражнение направлено на развитие зрительных способностей дошкольника. Эта игра известна даже взрослым, некоторые из нас и сейчас время от времени занимают этой игрой свободные минуты. Предлагается дошкольникам старших групп две почти одинаковые картинки. Внешне они может быть и одинаковы, однако на них имеется несколько различий от трёх до десяти. Например, стоит клоун, держит в руке шарики одного цвета, а на другой картинке количество шариков другое и шарики другого цвета. Также у того клоуна могут быть кроме предметных различий отличия на одежде, различаться мимика на лице и т.д.

Слуховые упражнения, проводятся по принципу: запомни и повтори слова. Воспитатель произносит несколько слов, а ребёнок повторяет их в той же последовательности. Ребёнок также не должен пропускать слова. С каждым упражнением количество слов можно увеличивать, и они должны иметь более сложный для восприятия контекст.

У детей должна развиваться и логика мышления, а также дети должны уметь ассоциировать слова между собой, выстраивать цепочку связей.

В ходе таких упражнений воспитатель называет несколько слов, не имеющих между собой общего смысла, а затем ребёнку даёт возможность некоторое время подумать, как эти слова могут быть связаны между собой. После этого воспитатель выслушивает рассказ дошкольника, насколько он сообразительный и насколько логичный его рассказ. Такое занятие может проводиться и в группе детей. Воспитателю самому будет интересно, какие ассоциативные истории расскажут дети.

Слова могут быть абсолютно разные и совсем не совпадающие по значению между собой, например: медведь и горшок, дерево и дом, хлеб и автомобиль и т.д.

У родителей, организовать дома подобного рода занятия, тоже не займёт много времени, все эти занятия пятиминутные. Не надо слишком утомлять детей иначе занятия станут непродуктивными и нервозными для ребёнка. Лучше между занятиями организовывать перерывы. Если ребёнок устал и пытается уйти от темы, лучше перенести уроки развития памяти на более удобное время или на следующий день.

Если предыдущие занятия были основаны на развитии кратковременной памяти, то логика мышления и ассоциации дают толчок развитию долговременной памяти. Это первые шаги подготовки ребёнка и его головного мозга к освоению образовательных программ при поступлении в школу.

В развитии памяти ребёнка огромное значение имеют и сопутствующие факторы, которые на первый взгляд никак не связаны с головным мозгом.

Рассмотрим, что это может быть, что-же ещё может влиять на развитие памяти, если не её тренировка?

Чтобы головной мозг подпитывался энергией, и мозги начали «шевелиться» лучше, необходимо, чтобы кровь правильно циркулировала, и сосуды головного мозга обеспечивали нужный приток новой энергии. Для этого ребёнок обязательно должен правильно и хорошо питаться.

Питание осуществляется по единственному принципу: лучше чаще, но меньше. Больше пользы будет, если ребёнок будет кушать по пять, шесть раз в день небольшими порциями, чем за один раз съест сразу кучу еды. Переедание будет только наносить вред организму.

Сон ребёнка должен занимать не последнее место в его жизни, с той же целью – для улучшения умственного развития. Здоровый ребёнок должен спать не менее девяти часов в день.

Обязательны, в жизни дошкольника, физические упражнения<, помогающие усвоению пищи и расширению сосудов. Активные дети лучше развиваются. В качестве упражнений следует понимать: пробежка, прыжки, гимнастика, разминка между занятиями и тому подобное. Для развития детской памяти полезно устраивать в детских садах тематические утренники< с заучиванием стихов, организация праздников, где дети используют сразу все три разновидности памяти. Готовясь к любому утреннику во первых дети запоминают тексты ролей, во вторых запоминают движения своих персонажей, роли которых они исполняют, в третьих тренируют зрительную память, запоминают расположение декораций, свои костюмы.

Ссылка на основную публикацию