Понятие диалогической речи у детей

Диалог в общении Психические процессы в дошкольном возрасте


Термин «диалогическая речь» состоит из двух понятий, каждое из которые требует отдельного рассмотрения.

Согласно С.Л. Рубинштейну речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

Речевая активность

Речевая активность – это одна из главных психических функций человеческого сознания. Все люди способны познавать что-то новое, саморазвиваться, сами себя организовывать, формировать свою собственную личность. Люди постоянно развивают и видоизменяют собственный внутренний мир посредством общения с другими людьми и сталкиваясь с разнообразными культурами.

Главное предназначение речи – установление коммуникаций. Прежде всего речь нужна для общения с другими людьми. Она позволяет высказывать свои мысли и понимать мысли собеседника.

Что такое диалог в общении?

Если же говорить о диалоге, то с греческого языка этот термин переводится как «беседа» или «разговор». Это такая форма речи, которая подразумевает обмен репликами. Эти реплики имеют определенный языковой состав, который формируется на основании восприятия чужой речи. Единицей считается диалогическое единство.

Оно проявляется в смысловом единстве группы реплик, высказанных для обмена точками зрения. Причем каждая реплика зависит от предыдущих.

Л.П. Якубинский считает, что диалог – это не просто одна из форм речи. Диалог – это один из главных видов поведения человека. Для того, чтобы с помощью диалога взаимодействовать с окружающими, ребенку нужно обладать целым перечнем социальных и речевых навыков, которые осваиваются им постепенно.

В процессе диалога обычно быстро обмениваются мыслями, каждая реплика зависит от предыдущих реплик обоих собеседников. Причем обмен мыслями происходит без предварительного обдумывания и сознательного формирования высказываний.

Обычно диалоги кратки.

Диалог в общении как речевая реакция

Согласно Л.В. Щербе диалог нужно рассматривать как речевые реакции, возникающие между двумя общающимися личностями. Эти реакции носят спонтанный характер и основаны на конкретной ситуации и репликах партнера по общению. То есть диалог – это просто последовательность реплик, зависимых друг от друга.

Диалог – это главная форма общения между людьми. Он состоит из высказываний, которые могут принимать форму ответов и вопросов, возражений и пояснений. Во время диалога помимо речевых средств играют большую роль жесты, мимика, тон голоса – все это вкладывает свой смысл и может даже изменять значение произнесенных высказываний. Если общаются несколько человек, то грамотней будет назвать это полилогом.

Понятие диалогической речи

Теперь обсудим термин «диалогическая речь». Это очень яркая языковая функция, которая несет коммуникативный характер. Ученые связывают диалог с потребностью человека в естественном общении. Диалогическая речь является одной из ключевых форм общения. Немаловажно, что оба партнера понимают, о чем они ведут беседу.

Поэтому нет смысла развернуто формировать свою мысль. Обычно диалогическая речь проходит в конкретной ситуации и зависит от нее. Она сопровождается и другими способами обмена мыслями – мимикой, тоном голоса, жестами. Поэтому диалогическая речь обычно имеет яркое оформление. Несмотря на то, что речь носит сокращенный характер, собеседники хорошо понимают друг друга.

Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.

Диалогическая речь в общении

С точки зрения психологии, диалогическая речь – это общение. Это особая деятельность человека. Эту точку зрения описывают А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие.

Предметом диалога считаются отношения и взаимодействия между участниками общения.

Согласно С.И. Лисиной диалог – это целенаправленная деятельность, которая призвана решить задачу согласовать действия между двумя или несколькими людьми.

Получается, что с точки зрения автора взаимодействие в процессе диалога направляется на объединение и согласование усилий людей для налаживания отношений или для достижения общей цели.

С точки зрения Л.С. Выготского диалог в общении – это среда, в которой развивается личность ребенка. Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге, ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.

Шаблоны диалогической речи

Обычно диалогическая речь по своему характеру непроизвольна и реактивна. Люди часто используют в ней различные шаблоны и принятые клише, в речи людей звучат устойчивые стереотипы. Человек в процессе общения использует собственные формулы общения, которые он привык использовать в данной конкретной ситуации по отношению к текущей теме разговора. Множество речевых клише позволяют облегчить процесс общения.

Диалогическая речь может рождаться в силу как внутренних, так и внешних причин.

Обычно в процессе диалога люди не склонны использовать сложные предложения.

Они часто внедряют в свою речь сокращения, неправильные словообразования, нарушают существующие синтаксические нормы. Диалогическая речь позволяет ребенку учиться произвольно формулировать свои мысли, он начинает следить за логикой своей речи. Так зарождаются навыки монологической речи.

Для того чтобы участвовать в диалоге, нужно обладать множеством сложных речевых навыков: ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.

Диалогическое общение детей

Диалогическое общение с ровесниками является очень важной составляющей для полноценного развития личности ребенка, для его социального становления. Ребенок так постоянно упражняется в развитии собственной речи, учится строить коммуникации. Это оказывает воздействие на его самостоятельную активность и саморазвитие.

С точки зрения Л.П. Якубинского под диалогической речью нужно понимать такую форму речи, которая основывается на обмене репликами. Состав этих реплик определяется восприятием человека чужой речи и деятельности.

Характеристика диалога

Диалогической речи присущи следующие характеристики:

  • для диалогической речи в разговоре должно участвовать минимум два человека, между которыми происходит обмен репликами;
  • обстановка должна носить непринужденный характер;
  • речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
  • речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек;
  • активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
  • языковая ситуация претерпевает постоянные изменения.

С помощью диалога ребенок начинает осваивать речь. Это своего рода школа общения с другими людьми. Эта школа пронизывает всю жизнь ребенка, все его отношения. Именно диалог становится главным фактором, влияющим на формирование личности малыша.

Диалогическая речь как языковая функция

Диалогическая речь является яркой языковой функцией, носящей коммуникативный характер. Ученые склонны считать диалог ключевой формой общения.

Диалог в общении проявляется в том, что люди поочередно говорят и слушают друг друга.

Немаловажно, что в диалоге всегда имеет значение тема разговора. Поэтому собеседники не нуждаются в том, чтобы развернуто излагать свои мысли.

Обычно диалогическое общение происходит в рамках определенной ситуации. Люди при этом активно используют разные методы передачи мыслей и чувств.

Используемые жесты и мимика могут не только существенно дополнить, но и изменить смысл произносимых реплик. Иногда речь во время диалога носит фрагментарный характер, но собеседники все равно понимают друг друга.

Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.

Особенности диалогической речи

Диалогическая речь обладает целым рядом особенностей. Во-первых, она носит ситуативный характер. Это значит, что диалог в общении полностью зависит от обстановки, в которой он осуществляется, а также от отношений между собеседниками. Во-вторых, диалогическая речь контекстуальная.

Это значит, что каждая реплика сильно зависит от контекста. В-третьих, она свернутая. Собеседники отлично понимают друг друга, поэтому многое подразумевается, но не произносится. В-четвертых, она реактивная.

Это значит, что речевые реплики по своей сущности являются реакциями на различные стимулы. В-пятых, она плохо организована. Обычно реплики несут непроизвольный характер, не обдумываются заранее и не формируются в сознании человека. В-шестых, диалогическая речь кратка. Высказывания обычно очень просты в своей синтаксической структуре.

Роль диалога в развитии ребенка

Педагогические исследования показывают, насколько важна диалогическая речь в развитии ребенка. Ведь это позволяет ему лучше усвоить родной язык, научиться использовать различные языковые средства для понятного другим людям изложения своих мыслей.

К сожалению, многие дошкольники старшего возраста способны участвовать лишь в простых формах диалога. Они не могут рассуждать и приводить аргументы своим высказываниям. Они не могут долгое время поддерживать разговор и не проявляют инициативу в том, чтобы его начать.

Как правило, диалогическая речь всегда предшествует монологической.

С помощью частых диалогов дети овладевают грамматическим строем речи, изучат фонетику, пополняют свой лексический словарь, расширяют кругозор. Диалог в общении позволяет ребенку развивать свои социально-речевые навыки.

Таким образом, мы обсудили значение термина «диалог», поняли что важно разрабатывать методики для формирования диалогической речи у дошкольников.

Диалогическая речь – это сложный вид речевой деятельности, в которой каждая реплика носит контекстный характер.

Формирование диалогической речи у старших дошкольников мы обсудим в следующих статьях.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector