Эмоциональный комфорт вашего ребенка


Дошкольный период является тем возрастом, когда заметен всплеск эмоционального развития личности. Когда усложняются чувства и переживания ребенка. Активно формируются нравственно-этические, интеллектуальные и эстетические категории (добрый – злой, красивый – некрасивый, хороший – плохой и др.).

Развиваются чувства собственного достоинства, справедливости, стыда,юмора, умение поставить себя на место другого, сопереживать с ним.

Эмоциональные переживания приобретают вербальный характер («Я обижен на тебя»). Ярко проявляются симпатии и антипатии, указывается потребность в признании и одобрении, в понимании, поддержке и любви.

По природе своей ребенок — существо, прежде всего, эмоциональное: в своих поступках он руководствуется не столько усвоенными понятиями и правилами, сколько чувственными впечатлениями и переживаниями, проявлениями комфорта.

Эмоции — это своеобразный мостик между внутренним миром малыша и человеческим окружением. Элементарная эмоциональная компетентность дошкольника — неотъемлемый компонент нравственного становления личности.

Недаром психологи рассматривают эмоциональное переживание как форму внутренней работы ребенка, направленную на удержание и восстановление своего душевного равновесия (Выготский Л.С., Обуховская, Ильин Е.П.).

Девочка смеетсяПонятие «эмоциональный комфорт» означает, что ребенок находится в состоянии душевного равновесия, покоя, защищенности, он доволен своим бытием, оптимистичен. В такие минуты можно наблюдать проявления комфорта у малыша.

Это положительно влияет на все сферы жизнедеятельности и на развитие эмоций у детей. Он работоспособен, сообразителен, усиливается его активность, поддерживаются на высоком уровне притязания, уверенность в своих возможностях, оценка своих достоинств. В состоянии психологического комфорта малыш характеризуется оптимистичным мировосприятием, он верит в благосклонность к нему окружающих, открытый к контактам.

И, разумеется, душевный дискомфорт снижает эмоциональный тонус, познавательный потенциал, продуцирует тревожные предчувствия, неуверенность в своих силах, желание уклониться от контактов с другими людьми; тормозит формирование адекватной самооценки.

Важно, чтобы родители и воспитатели осознавали, что переживание дошкольниками чувств комфорта – дискомфорта зависят от многих факторов, среди которых важнейшие:

  • внутренние – защитные,приспособительные силы организма ребенка;
  • внешние – условия жизни в семье и детском саду, наличие или отсутствие в них неблагоприятных раздражителей – стрессоров, которые усиливают действие других опасных факторов.

Девочка с медведемК факторам, которые способствуют эмоциональному дискомфорту, переживанию, душевному беспокойству, можно отнести эмоциональную неуравновешенность взрослых, которые окружают ребенка, резкую смену их настроений и требований (ребенку трудно выработать «схему желаемого поведения»), доминирование ситуаций принудительного выполнения ребенком определенных действий (обязательность ответа, прерывание творческой работы и прочее), фактическое лишение ребенка права на собственный выбор, систематическое сравнение его достижений с достижениями сверстников, чрезмерная опека, авторитарность взрослых, дефицит новых впечатлений и тому подобное.

Следствием этого может быть появление многих тревожных симптомов в поведении детей, как: повышенная впечатлительность, раздражительность, беспомощность, зависимость, неуверенность, неумение отстоять собственное достоинство, и неуправляемое поведение, отсутствие внешних проявлений чувств.

Психолог детского сада обращает особое внимание на детей с проявлениями эмоционального дискомфорта. Фиксирует эти проявления («Карта настроения»), наблюдая за ребенком в быту, на занятиях, в играх, в общении, обращает внимание на такие моменты: как он спит, какой аппетит, какое настроение преобладает в течение дня, часто робеет,стесняется; не слишком волнуется перед выполнением какой-либо задачи; как оценивает себя, свои поступки и свои возможности; как относится к новым задачам, к трудностям, с которыми сталкивается.

Чтобы выяснить, есть ли какие-то изменения в эмоциональной сфере ребенка, психолог может предложить ему сделать рисунки на следующие темы: «Кого или чего я боюсь», «Сон», «Чего я боюсь днем», «Чего я боюсь в ночи».

С помощью графических тестов «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек» диагностируются тревожность, причины ее возникновения и наличие агрессивных тенденций.

Полезным для дошкольников будет постепенное введение в их жизнь психогимнастических игр, которые будут способствовать развитию способности адекватно проявлять свои эмоциональные переживания.

Содержание игровых этюдов эмоционально пересказывается детям, и они импровизируют на предложенную тему. Здесь, однако, следует учитывать индивидуальные особенности детей. Например, боязливому ребенку не стоит предлагать роль, направленную на развитие именно этого чувства, робкому – играть труса, и тому подобное.

Целесообразно поручать малышу воспроизводить такое поведение, которая противоположна его реальному поведению. Тогда воображаемая ситуация будет значительно облегчать выполнение тех или иных действий и будет своеобразным психологическим тренингом. Вот примеры игровых этюдов, направленных на развитие основных эмоций.

«Я – пушистый белый котенок».

Играют двое детей. Один из них – котенок, ласковое, послушное, жалобно скулит, потому что голодное, о нем забыли. Второй мальчик – жалеет котенка, гладит его. Котенок мурлычет, трется головой об него. Теперь обоим весело. Они играют, подпрыгивают, смеются, испытывают комфорт.

«Смелый мальчик».

Мальчик стоит на берегу реки. Он очень хочет искупаться, но вода, наверное,холодная. Касается ее сначала одной рукой, затем – двумя. Дальше мальчик сбрасывает ботинки и заходит в реку.

Выражение его лица постоянно меняется – неуверенность и нерешительность заступаются удовольствием и интересом. Наконец он решительно бросается в воду, ныряет, плывет, размахивая руками. На лице – удовольствие и комфорт от плавания и собственной смелости.

«Стыдно».

Девочке очень хотелось чего-то сладенького. Она открыла шкаф и съела все конфеты. Когда мама спросила, кто съел конфеты, девочка показала на кошку. Но потом ей стало стыдно, она склоняет голову набок, прикрывает глаза. Ребенок понимает, что говорить неправду нехорошо, подходит к матери, рассказывает ей все и извиняется.

«Разные настроения».

Подбираются картинки или рисунки, где изображены лица с различным выражением – веселым, грустным, обиженным, сердитым и тому подобное. Ведущий показывает детям картинку и просит назвать изображенный настроение и воспроизвести его самим.

С целью коррекции эмоциональной сферы психолог проводит комплексные занятия. Они могут состоять из таких частей: рисование, слушание музыки, ролевые игры, кукольные спектакли, упражнения по аутотренингу и тому подобное.

Например: 1 – слушание отрывка из кантаты №2.- С. Баха; 2 – рисование на тему «Кого или чего я боюсь»; 3 – психогимнастические игры «Смелый мальчик», «Тьма»; 4 – упражнения на само расслабление «Прогулка по весеннему парку (под звуки «Лунной сонаты» Л.Бетховена).

Искусство восстановления душевного равновесия, проявления эмоционального комфорта малыша предполагает целый комплекс своеобразных реабилитационных мероприятий:

Распознавать и квалифицировать психическое состояние ребенка.

Данная стратегия поведения педагога будет результативной только при условии, что его союзниками станут родители. Без соответствующей перестройки взаимоотношений в семье система организованных воздействий может оказаться недостаточной.

Педагоги и родители должны сознательно освободиться от роли «распорядителя» ребенка, овладевать умением предоставлять свободу выбора, считаться с его ценностными ориентациями, доверять внутренним жизненным силам.

Надо помнить, что предотвратить эмоциональный дискомфорт ребенка значительно легче, чем снять его. Поэтому психолог вместе со всем коллективом детского сада должен заботиться о создании благоприятных условий для нормального эмоционального развития дошкольников.

Следует систематически разъяснять родителям, что несогласованность воспитательных воздействий, невнимание к малышу, чрезмерная требовательность или вседозволенность, умственное перегрузки, замена телевидением и компьютерными играми, полноценного общения с родителями приводит к негативным последствиям.

В детском саду также нужно создавать атмосферу доброжелательности, обеспечивать детям спокойную, стабильную обстановку, создавать условия для полноценной игровой деятельности, развития игровых умений, расширения общения, получения разнообразных впечатлений и положительных эмоций.

Ссылка на основную публикацию