Критерии художественно-эстетического развития


Приобщать малыша к прекрасному и возвышенному, к миру художественного искусства, возродить ее творческие начала и желание заняться разными видами художественной деятельности – одно из главных задач работы нашего коллектива.

Художественно-эстетическое развитие: критерии и уровни его у дошкольников

Ознакомление с произведениями искусства.

Достаточный уровень:

  • проявляет имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения;
  • комментирует увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляет с увиденным в реальной жизни;
  • эмоционально откликается на музыку, ярко реагирует на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушает классическую музыку;
  •  с удовольствием слушает и эмоционально воспринимает детские произведения, узнает их, комментирует, высказывает свое отношение;
  • чувствует и восстанавливает интонационно и с помощью движений ритм музыки и поэзии;
  • эмоционально и ассоциировано воспринимает кукольные спектакли в театре.

Средний уровень:

  • проявляет интерес к ярким книжных иллюстраций, картинок, комментирует увиденное;
  • различает мелодии и стихи с настроением и ритмом;
  • с удовольствием слушает детские сказки, произведения, песни, посещает кукольные спектакли.

Низкий уровень:

  • не проявляет интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них;
  • интерес к кукольных спектаклей краткосрочный, или вообще отсутствует, восприятие событий;
  • мало чувствителен к настроению и характеру музыки и стихов.

Художественный образ языком искусства.

Достаточный уровень:

  • проявляет активный интерес к различных художественных образов;
  • легко соотносит форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды;
  • охотно и верно воспроизводит ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизирует под музыкальное сопровождение, стремится играть на музыкальных инструментах, имитирует эту игру;
  • понимает характер воспроизведенных в театральном зрелище образов;
  • адекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения;
  • наблюдение за произведениями искусства побуждает к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.

Средний уровень:

  • способен соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов;
  • может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
  • различает характер большинства воспроизведенных художественными средствами образов;
  •  адекватно реагирует на вещественные средства средства воспроизведения взрослым художественных образов;

Низкий уровень:

  • не соотносит образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни;
  • неадекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время
    чтения;
  • затрудняется воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;

Художественно-практическая деятельность.

Достаточный уровень:

  • проявляет имеющийся интерес к изобразительной деятельности;
  • проявляет инициативу, импровизирует;
  • выявляет отношение к изобразительному искусству с помощью цвета;
  • способен создавать образ по замыслу, соблюдать замысла в процессе деятельности;
  • сопереживает созданному образу, отождествляет себя с ним;
  • дает оценку сделанному; изображения становятся похожими на реальные объекты, появляется ритмическое чередование объектов;
  • в изображении человека присутствует туловище, черты лица, уши, даже волосы; может самостоятельно слепить из пластилина кольца, сделать простую аппликацию;
  • эмоционально и подвижно сопровождает рассказов, стихов и сказок, пение песен;
  • подражает персонажей, придерживается ритма танцевальных движений.

Средний уровень:

  • проявляет эпизодический выборочный интерес к изобразительной деятельности;
  • передает основные черты и свойства объектов;
  • воспроизводит окружающие предметы и явления с помощью ритмичных мазков, штрихов, прямых и округлых линий;
  • осознанно использует различные цвета;
  • рисунок человека носит форму головонога, могут присутствовать черты лица;
  • с помощью взрослого лепят из пластилина, делает аппликации;
  • может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;

Низкий уровень:

  • не проявляет или проявляет краткосрочный интерес и инициативу к изобразительной деятельности;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого.

Детское творчество.

Достаточный уровень:

  • охотно экспериментирует с красками, карандашами, глиной, аппликационными формами, деталями конструктора, природным материалом;
  • удачно сочетает различные материалы в единой композиции;
  • сознательно выбирает вид художественной деятельности, материалов;
  • любит образовывать собственные сказки;
  • активно занимается словотворчеством, хвастается ее результатам перед другими;
  • импровизирует игру на детских инструментах;
  • использует юмор (прибегает к непохожих на настоящие звуков и жестов, подбирает неподходящие детали костюма).

Средний уровень:

  • начинает экспериментировать с материалами и их сочетанием;
  • с помощью взрослого, а иногда и сам может сознательно выбирать вид художественной деятельности;
  • делает удачные попытки образовывать собственные сказки, стихи, проявлять юмор;
  • занимается словотворчеством.

Низкий уровень:

  • не проявляет склонности к собственной творческой деятельности;
  • не интересуется изобразительной деятельностью других детей, не подражает осознанно их действия;
  • не стремится к образованию собственных историй, словотворчество носит случайный характер;
  • попытки юмора носят деструктивный характер и не имеют элементов творчества.

Роль социокультурной среды

Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:

  • эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды — наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
  • эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка — в душе художник).

Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того — он должен стать инициатором таких контактов.

Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.

Ссылка на основную публикацию